Ого, теперь брейк-данс – на Олимпиаде. Наш чемпион участвовал в «Танцах» на ТНТ
В последние годы интерес молодежи к Олимпийским играм стабильно падает.
Например, в США, по данным компании-измерителя Nielsen, средний возраст телезрителей Пекина-2008 составил 47 лет, Лондона-2012 – 48, Сочи-2014 – уже 55. Доля просмотров молодежи в Рио-2016 упала на 30 процентов по сравнению с Играми-2012. Все это не устраивает МОК. Терять аудиторию там не хотят, поэтому олимпийская программа регулярно обновляется.
Девиз МОК: «Сделать Игры более ориентированными на молодежь и более городскими».
В Токио-2020 будут соревноваться скалолазы, скейтбордисты и серфингисты, а в Париже-2024 дебютирует брейк-данс.
Программу Парижа пока не утвердили, но два месяца назад МОК одобрил брейк-данс. Окончательно решение – в июне, но это уже формальность.
Многие восприняли новичка с опаской: брейк-данс – танец, какое отношение он имеет к спорту?
Организаторы Игр не сомневаются: «Брейк-данс – городской спорт, уникальный и невероятно популярный. Мы предложили включить танец и его легендарные баттлы в программу».
Так что это такое – спортивный брейк-данс?
Би-бои, баттлы и импровизация
Брейк-данс как танец появился в 1970-х в США и быстро набрал популярность в мире. Во многом потому, что помимо разных танцевальных движений, он включает сложные акробатические трюки и выглядит очень зрелищно.
Первые танцоры рассказывали, что многие элементы брейк-данса позаимствованы из разных культур – например, из танцев прародителя фанка Джеймса Брауна и из фильмов про кунг-фу. А некоторые движения пришли из спортивной гимнастики и бразильского боевого искусства капоэйра.
В брейк-дансе четыре основных элемента:
• Даунрок – движения ногами в позиции лежа;
• Топрок – движения ногами из положения стоя;
• Фриз – замирание танцора на несколько секунд в одной позе;
• Пауэрмув – силовые элементы и вращательные движения.
Все танцоры в брейк-дансе выступают только под никами. Называют они друг друга би-бой (b-boy) или би-герл (b-girl).
Брейк-данс – не просто танец. Это всегда соревнование, дуэль между двумя танцорами (или группировками), своеобразный способ выяснить отношения без насилия. Есть теория, что соревнования по брейк-дансу родились из разборок между американскими группировками в 70-х, но сами танцоры с этим не согласны.
Международные соревнования по брейк-дансу проводят около 30 лет. Турниров много, единого чемпионата мира нет. Изначально соревновались только группы, но в последние годы появилось много чемпионатов и для соло-исполнителей.
Дуэли между танцорами в брейк-дансе называются баттлами: би-бои танцуют на небольшой площадке, окруженной публикой. В конце каждого раунда судьи оценивают выступление и голосуют за лучшего. Побеждает тот, кто выиграл больше раундов и набрал больше голосов от судей.
Диджей играет музыку живьем, никто из танцоров не знает заранее, какой будет ритм – так что брейк-данс во многом импровизация. В каждом раунде спортсмены танцуют по очереди. При этом тот участник, который не выступает, остается на площадке и смотрит танец соперника.
Самый старый турнир по брейк-дансу – Battle of the Year (Битва года), онн проходит ежегодно с 1990-го. Иногда его даже называют Кубком мира для би-боев. В этом году Battle of the Year пройдет в Монпелье на стадионе (вместимость – 14 тысяч зрителей).
Вообще, брейк-данс очень популярен во Франции. Известный танцор Mounir активно выступал за появление брейк-данса на Олимпиаде. И он абсолютно уверен, что это именно спорт: «Включение в программу Парижа-2024 – такой большой шаг для брейк-данса, который этот спорт еще никогда не делал. Настало время вернуть интерес молодежи и полностью изменить лицо Игр. Нет никаких сомнений в том, что брейк-данс – это спорт. Могу поспорить, что тот же Криштиану Роналду не сможет сделать ни одного из моих движений».
Брейк-данс показывали в «Утренней почте». В СССР о нем узнали в 80-х
В Россию (а вернее еще в СССР) брейк-данс пришел только в середине 80-х. Тогда в мировой прокат вышли фильмы «Брейк-данс» и «Брейк-данс 2». Официально в Союзе их не показывали, но люди привозили кассеты на родину – так страна увлеклась новым уличным танцем.
Сначала Партия отнеслась к западному танцу негативно, но уже в 1985-м ситуация изменилась: появились клубы по брейк-дансу, выступление чеха Иржи Корна (музыканта и актера, который был одним из пионеров брейк-данса в Восточной Европе – Sports.ru) показали в программе «Утренняя почта», а позже танец попадал в советские художественные фильмы.
С распадом СССР интерес к брейк-дансу упал, но в конце 90-х годов вновь набрал силу.
У России были успехи на крупных турнирах: Иван Ососков (Alkolil) победил на Battle of the Year-2014, Евгений Первушкин (Cheerito) – на Outbreak-2018. И это не считая множества вторых мест на других соревнованиях.
Последний успех (но не менее важный) случился в октябре 2018-го. 18-летний Сергей Чернышев стал первым в истории чемпионом Юношеских олимпийских игр по брейк-дансу.
Первый чемпион из России. Он участвовал в «Танцах» на ТНТ
Это было первое появление брейк-данса на турнирах под эгидой МОК. Соревнования в Буэнос-Айресе проводились в два этапа: предварительный раунд, потом плей-офф.
В квалификации каждый участник соревновался в двух баттлах по два раунда в каждом. Восемь лучших по числу выигранных раундов и судейских оценок выходили в плей-офф. Дальше – четвертьфинал, полуфинал и финал. В каждом по четыре раунда (или пять – если по итогам четырех у спортсменов равенство по баллам).
Судьями на Юношеской олимпиаде стали известные танцоры. Например, легендарный американец Ричард Колон (Crazy Legs) – член команды Rock Steady Crew, один из основоположников брейк-данса. Или тот же француз Mounir.
Crazy Legs был в восторге: «Можно сказать, это столкновение двух миров. У каждого своя история, но я уверен, что мы можем аккуратно их совместить, при этом проявив уважение к обоим. Наш танец олицетворяет тех людей, у которых не было вообще ничего, но они через трудности пришли к возможности смотреть мир, соревноваться и, что самое важное, строить мосты между культурами и ломать стереотипы. Когда я смотрю, как эти детишки получают свои медали, то… Это очень эмоционально.
Многие люди думают, что брейк-данс – это крутиться на голове и изображать червяка на полу. Но я прекрасно знаю, что все би-бои тренируются как спортсмены. Они постоянно плавают в бассейне, ходят в зал каждый день. Да, брейк-данс всегда будет в первую очередь танцем, но сейчас он стал по-настоящему и видом спорта».
В предварительном раунде тройку замкнул Сергей Чернышев, выступавший под ником Бамблби (Bumblebee). Он выиграл 5 раундов и набрал 25 голосов судей. Лучшим стал француз Martin, вторым – японец Shigekix.
В четвертьфинале Bumblebee уверенно победил канадца D-Matt и в полуфинале вышел на Shigekix.
Перед Юношеской олимпиадой Чернышев проиграл японцу в финале юниорского ЧМ, да и в квалификации японец был выше. Но на этот раз Bumblebee оказался сильнее – три выигранных раунда из четырех и 14 голосов от судей.
В финале Чернышев встретился с победителем квалификации – невысоким французом Martin. Bumblebee был убедителен – победа во всех раундах и 19 голосов из 20.
Первым чемпионом Юношеской олимпиады в брейк-дансе стал человек из России.
Позже Bumblebee взял еще и бронзу в смешанных соревнованиях, где выступал с австрийкой Ella.
Bumblebee тренируется у своего отца Сергея в студии Infinity в Воронеже. Сергей Чернышев-старший начал заниматься брейк-дансом в 90-е. Тогда он находил видеокассеты с выступлениями иностранных би-боев, внимательно смотрел их и повторял все движения.
В 2000-м из-за рождения сына с тренировками временно пришлось завязать. К тому моменту у него уже было почти 200 воспитанников.
Медали ЮОИ Чернышев-старший радовался не меньше сына: «Что сказать в двух словах об этой медали? Это смысл моей жизни. Я очень долго ждал, чтобы брейк-данс появился на Олимпиаде».
Bumblebee в детстве занимался спортивной гимнастикой, но в восемь лет ушел, потому что заболел брейк-дансом.
Отец был тренером и помогал с выбором ника для выступлений. Чернышев-младший хотел взять имя «Оптимус Прайм» в честь трансформера. Отец посчитал, что это слишком взрослый ник, и посоветовал назваться «Бамблби» – так звали дружелюбного робота из той же франшизы.
Чернышев-старший считает, что тяжелые 90-е даже помогли развитию брейк-данса в стране: «Тогда это было популярно, потому что в би-боях видели не только танцоров, но и спортсменов. Это было очень важно, особенно в 90-е. Можно было сделать себе имя не только кулаками, но и талантами».
Bumblebee дважды участвовал в шоу «Танцы» на телеканале ТНТ, но не проходил далеко – судьи решали, что ему рано выступать на таком уровне. Год спустя он стал первым в истории чемпионом ЮОИ по брейк-дансу.
Сейчас Bumblebee тренирует в школе отца. В интервью Sports.ru он рассказал, что изменилось в брейк-дансе, когда танец стал спортом.
Bumblebee – об олимпийском брейк-дансе, судейской системе и Париже-2024
• Для меня все началось с отца. Он один из основателей брейкинга в Воронеже. Танцевал, преподавал с 1997-го до 2002-го. Я с раннего детства видел брейк, мне он всегда нравился, но сс 4 до 8 лет занимался гимнастикой. В 2008-м бросил, а в 2009-м родители открыли танцевальную студию, где и начались первые «серьезные» тренировки. До этого я просто пробовал, папа что-то показывал.
• Тренируюсь сейчас там же, где и начал, в танцевальной студии Infinity. Это крупнейшая студия города, которой уже 10 лет. Стараюсь тренироваться каждый день не менее 4 часов. Сейчас не всегда получается – много разъездов, но если я в тренировочном графике, то каждый день по 4-6 часов.
• Конечно, в России есть клубы по брейк-дансу. Вот опять же на примере нашего города. У нас профессиональная школа брейк-данса в рамках танцевальной студии: здесь брейк стоит в расписании не 2 раза в неделю, а каждый день по несколько часов. Постоянно вывозим ребят на соревнования, уже есть будущие чемпионы.
• Разница между олимпийским брейк-дансом и обычным есть, но никаких суперизменений не произошло. Это можно было увидеть на примере той же Олимпиады: баттлы проходили так же, как и на мировых фестивалях по брейкингу. Судьи, диджеи, МС – те же люди. Результаты выводятся на экран в реальном времени. Судейская система новая, но принцип примерно такой же.
Вот количество выходов отличалось: чтобы выиграть, нужно сделать 19 выходов – это очень тяжело. Для сравнения – на крупнейших мировых чемпионатах 10-12 выходов. Еще из отличий только гимн, наверное, и все.
• Система выступлений – «Тривиум»: оценивается не каждый участник, а превосходство одного над другим в процентах. Судьи перемещают кроссфейдеры (регуляторы уровней исполнения) в каждом из критериев. Критерии: сложность, артистизм, оригинальность и т.д. Очень грамотно все продумано и, на мой взгляд, это самая совершенная система судейства.
• Музыку для выступления мы заранее не знаем. У нас есть диджей, который играет музыку в реальном времени. К ней не надо готовиться – ее надо слушать, чувствовать и показывать. Само выступление – это фристайл. Естественно, у каждого есть связки, элементы, фишки. Но это не программа, в этом и заключается мастерство – грамотно использовать то, что ты умеешь.
• По никам никаких правил нет, это как во дворе, на улице. Оттуда же все и пошло, это часть культуры. Если твое имя уже закрепилось, зачем его менять?
• На соревнованиях типа Олимпиады есть допинг-контроль: я проходил на последнем отборе в Японии, на юношеской Олимпиаде не брали. На коммерческих чемпионатах пока нет, и, думаю, не будет. Допинг здесь реален: нужны выносливость, взрывная сила мышц. Творческую составляющую многие тоже развивают не без допинга. Но я за то, чтобы не пользоваться всем этим, а двигаться естественным путем.
• В сольном брейк-дансе ведущие турниры – Red Bull BC One, Silverback Open и Undisputed, в командах – Freestyle Session (легендарный фестиваль, которому 21 год, проводится в Лос-Анджелесе), раньше еще был Battle of the Year. Он и сейчас есть, но уже не тот – мода на команды упала.
• Станет ли Олимпиада таким турниром? Не знаю. Понимаете, есть UFC – и это не спортивный чемпионат, а есть чемпионат мира по смешанным единоборствам – и вот он спортивный. При этом второго я не видел ни разу. Все дело в репутации. Но что-то мне подсказывает, что Олимпиада наведет много шума – по крайней мере, первая. Мотивация у лучших брейкеров будет.
• В Париже-2024 хотел бы не просто выступить, а выиграть.
Автор Антон Пилясов