Как прорваться на Олимпиаду из России? Она нашла ошибку и убедила МОК – интервью о погоне за мечтой

Каноистка Олеся Ромасенко попала на Олимпийские игры в последний момент – и в основном личными усилиями.

Завтра ей стартовать в одиночке на 200 м. И вот почему за Ромасенко (она 6-кратный призер чемпионатов мира) стоит поболеть:

● сама написала письмо в МОК и добилась допуска в Париж;

● пришла в профессиональный спорт только в 20 лет, а до того работала кассиром в кинотеатре;

● сделала настоящий мультфильм про пластилиновую каноистку (ссылка – ниже).

Мы встретились с Ромасенко в олимпийской деревне и поговорили.

Версия полячки про допинг? «У меня тоже есть собака, прекрасно понимаю, что проблема с лапами – это серьезно»

– Про Сену мы уже наслышаны. А где в Париже соревнуются гребцы?

– Ха-ха, у меня все про Сену спрашивают. Но даже если бы мы соревновались там – какая разница? Я же в лодке, из речки пить не собираюсь.

По правилам, гребля на байдарке и каноэ – это только стоячая вода. Река с течением не подходит. На Олимпиаде грести будем на озере. Там поставили буи, которые отделяют зону соревнований от разминочной. Для нас имеет большое значение ветер, но тут пока нет точной информации.

– Что с лодкой? Одна лодка осталась в России, другая хранилась в Европе специально под Олимпиаду?

– Лодок у меня много. Несколько дома в Краснодаре, еще одна в Москве, одна вот, спасибо нашей федерации, ждала меня в Венгрии.

По идее, она точно такая же, того же производителя, но по ощущениям все равно есть разница. Как будто она больше, хотя сравнила размер – одинаково. Это некритично, можно работать, просто требуется время привыкнуть.

– Твой тренер Виталий Михайловский перед Парижем заявил, что ты не готова и шансы на медаль слабые. Что он имел в виду?

– Видимо, неопределенность с отбором. Причем я имею в виду не эпопею с МОК, а наш внутренний отбор.

Изначально я думала, что кто боролся за лицензию, тот и едет на Олимпиаду. Оказалось – нет. Я была не против контрольной тренировки, но ее дату нам собирались сказать за три дня до старта. А мне только ехать из Краснодара до Москвы полтора дня. Не говоря уже о том, что нужно спланировать подготовку, подойти в форме…

Из-за этого мы решили готовиться в Москве. А контрольной тренировки в итоге так и не было, потому что думали, лицензии в одиночке у нас нет.

– Как ты относишься к тому, что польку Дороту Боровскую допустили к Олимпиаде, несмотря на положительную пробу? Как тебе версия про крем для собачьих лап?

– К допингу я отношусь плохо. Но с Доротой мы виделись в деревне, поболтали. Могу предположить, что она действительно лечила собаку. Знаю, она даже на сборы ее брала. У меня тоже есть собака, прекрасно понимаю, что проблема с лапами – это серьезно.

Ну, может, не до конца соблюдала гигиену, не помыла руки… Рада, что у нее в итоге все хорошо.

Лекарства для собаки спасли польку от бана перед Олимпиадой. Можно ли придумать версию про допинг интереснее?

– Обычно на допинговые скандалы с соперницами реагируют иначе.

– Не люблю негатив, стараюсь никому его не высказывать. Мы со всеми девчонками нормально общаемся.

Даже когда была история с Лоренс Венсан-Лапуант (она избежала дисквалификации, объяснив, что допинг попал в ее организм после секса с парнем – Спортс), она меня лично спрашивала в вотс-апе, что я думаю. Ну, я отправила смеющийся смайлик. И мы дальше переписывались.

Как писала письмо в МОК? «Думала про гугл-транслейт, но это было бы слишком»

– У тебя необычная история попадания на Игры. Давай с самого начала.

– Весной на олимпийском отборе в Венгрии первые два места получали лицензии напрямую. Я стала третьей. Но дело в том, что при определенных обстоятельствах, по правилам европейской квалификации, лицензию на Игры в Париж может получить и третье место, если уже квалифицировавшиеся страны имеют больше двух лицензий. Тогда третья лицензия передается следующей стране.

Беларусь выбрала лицензию в одиночке, их лицензия в двойке ушла Франции. Франция выбрала двойку, а их место в одиночке ушло следующей стране по рейтингу, то есть нам.

При распределении лицензий есть конкретные сроки. Я ждала и точно знала, что лицензия должна прийти мне. И вот сроки вышли, я спрашиваю нашу федерацию: «А где лицензия?»

Если она не у нас, то должна перейти кому-то еще. В табличке по европейскому континенту ничего не указано, хотя все остальные континенты есть. Но никто ничего не знал.

Потом МОК выложил финальный список спортсменов с нейтральным статусом, допущенных к Олимпиаде. Своей фамилии я там не увидела. Даже если бы в списке оказалась не я, а другая спортсменка – я хотя бы поняла, что лицензия на месте. А так, одна лицензия в женском каноэ взяла и куда-то исчезла.

А на календаре 30 июня, последний срок подачи олимпийских заявок.

– И что ты делала дальше?

– Нашла контакты МОК и международной федерации. Позвонила нескольким юристам, попросила помочь. Но все ответы были из серии «мы заняты, перезвоните завтра». А я не могла завтра, мне нужно было сейчас.

Ну, открыла правила, олимпийскую хартию и села составлять письмо. Писала прямо с телефона. Разложила свою ситуацию, причины, почему мне положена лицензия, со ссылками на хартию и статьи из квалификационной системы международной федерации. Получилось примерно полторы странички текста. Английским я не владею, попросила подружку перевести. Думала про гугл-транслейт, но это было бы слишком.

А подруга была на отдыхе с детьми. Пока перевела, пока мы все это оформили на компьютере… В общем, отправили в 23:58. Успели!

– Ответ получили быстро?

– Уже на следующий день я все-таки показала письмо юристам. Сказали, что в принципе все нормально, в произвольной форме вполне понятно написано. Чуть поправили, чтобы все было идеально, и отправили повторно.

Где-то через неделю пришел ответ. Congratulations, Олеся, вы едете на Олимпийские игры!

– А почему они изначально тебя не включили в списки? Дело в нашей федерации? 

– Мне неизвестно, что должна была делать наша федерация. Но сначала она должна была получить эту лицензию, а потом принимать решения. Но я знаю, что мое письмо было воспринято как подтверждение лицензии и заявка на участие от нейтрального спортсмена.

– Что ты почувствовала, когда получила письмо с поздравлениями?

– Восторг! Я смеюсь, что в отборе на Олимпиаду самым сложным было не грести, а составить письмо. Я столько документов перелопатила, еще и через переводчик, на английском-то не читаю…

– Тренироваться ты успевала?

– Расскажу историю. Когда МОК выложил списки и я не нашла там своей фамилии, уже был поздний вечер. Но спать было невозможно. Так что пошла бегать, десяточку осилила, но легче не стало. Тогда начала дома делать ОФП – с резиной, на пресс, с гантелями… Еще час прошел, уже было два часа ночи.

Легла, а сна ни в одном глазу. Два часа поворочалась, выпила кофе и поехала на Гребной канал. В 4:30 уже была на воде. Прогребла 12 км, и тут меня накрыло. Вернулась домой и вырубилась часов до двух. А проснулась с мыслью, что это нелогично, нечестно, нужно что-то делать. И села за письмо.

– Объясни, почему для тебя было настолько важно поехать на Олимпиаду? Ты уже была в Токио-2020 и вряд ли надеялась в Париже выиграть золото…

– Потому что для меня путь важнее цели. И быть на Олимпийских играх в Париже – это логическое завершение моего труда за последние три года. Это моя последняя Олимпиада, не тешу себя грезами, что через четыре года получится отобраться на Игры в Америке (Ромасенко 34 года – Спортс). Когда, если не сейчас в Париже?

Первые два сезона после Токио я реально готовилась с прицелом на олимпийскую медаль. Но в 2024-м поняла, что нужно бороться все-таки за попадание на Игры. Слишком много факторов было против, в первую очередь, отсутствие международных соревнований.

В каноэ ведь нельзя, как в легкой атлетике, взять результат и сравнить себя с кем-то. Каждый раз время зависит от миллиона факторов: вода, погода, температура…

«В каноэ даже в 13 лет начать – это поздно» А Ромасенко пришла в 20!

– Правда, что ты пришла в профессиональный спорт в 20 лет?

– Я всегда мечтала стать профессиональной спортсменкой, но в детстве никаким серьезным спортом не занималась. Много чего перепробовала, но все на уровне школьной секции, из серии два раза в неделю по 40 минут.

После школы поступила в зооветеринарный техникум и там играла во все, во что только можно: футбол, баскетбол, волейбол, даже бадминтон. Потому что соревнований тогда особо не было, турниры среди средних специальных учебных заведений были чуть ли не единственными. Нас на них еще прозвали парнокопытными.

Спустя год я перевелась в другой колледж на экономический факультет, закончила его и поступила в спортивный вуз. Была надежда, что вот там я точно стану спортсменкой. Пришла в 19 лет, меня спрашивают: «А какие у тебя есть достижения для поступления?» А я выкладываю школьные грамоты. Смешно.

– Но поступила.

– Ну да, но на спортфак меня не взяли, а взяли на педагога физической культуры. То есть по образованию я физрук.

В институте я сначала мечтала о баскетболе. Но там в команде были девочки из спортшкол, УОРов, некоторые из сборной. А я на соревнованиях даже в запас не всегда попадала, мне на лавке места не хватало.

Ну, я год потерпела и поняла, что лучше это время посвятить более полезным делам, например, работе. Подрабатывала стюардом на матчах «Краснодара» и кассиром в кинотеатре.

– Как в твоей жизни все-таки появилась гребля?

– Моей соседкой в общежитии оказалась гребчиха. Привела меня за компанию на тренировку, я загорелась: «Ух ты, а можно мне байдарку?» Тренер засмеялся, что у него есть только каноэ, придется смириться.

Мне досталась широкая деревянная лодка. Чтобы она не переворачивалась, с двух сторон привязали пятилитровые бутылки с водой. А вокруг – сплошные дети, я среди начинающих единственная взрослая. Сидела, вытянув ножки, училась держать весло. Через полгода встала на колено. Через два года стала полноценно управлять лодкой.

– Это так сложно?

– Это сложно, ведь тебя разворачивает от любого ветра или волны. Чем ниже центр тяжести, тем легче держать баланс. А в каноэ центр тяжести высоко.

А еще, если «настоящим» спортсменам в институте разрешали пропускать лекции, уезжать на сборы, мне поблажек не делали. Подумаешь, какая-то гребля? Так что я ночами сидела над конспектами и отчитывалась за каждый пропуск.

– В какой момент ты бросила работу кассиром и стюардом?

– Месяца через три тренер предложил: «У тебя неплохо получается, может, бросишь уже свою работу?» А я зарабатывала в общей сложности тысяч 30. В каноэ для меня таких денег не было.

Но потом работу все равно пришлось оставить. И целый год я гребла вообще без зарплаты. Представь, не месяц, не три, а год неоплачиваемой стажировки. Тяжело было, считала каждую копейку. А это еще зима, мороз, я как новичок постоянно переворачивалась…

– В ледяную воду?

– Ну, она была не ледяная. Градусов 10.

– Что тобой двигало?

– Я хотела стать спортсменкой, хотела на Олимпиаду. И понимала, что если сейчас в гребле не получится, то уже никогда не получится. А поработать на обычной работе я всегда успею.

У меня с детства была мечта, чтобы какой-то тренер меня увидел и сказал: «Вот, она талантливая, я в нее верю!» Но я выросла, никто меня не увидел. И только в гребле такой человек нашелся.

Его зовут Владимир Иванович Солдатов. Официально он никогда не был моим тренером. Он уже был старенький, на пенсии, но подошел и сказал: «Начать в таком возрасте и чего-то добиться – это круто. Давай буду помогать?»

В каноэ считается, что прийти даже в 13 лет – это поздно. И я, чтобы догнать, фигачила на полную. Один раз тренировка была с 7 утра до 23:00, с перерывами на покушать.

– Владимир Иванович приехал с тобой в Париж?

– В прошлом году я была на его похоронах.

История, как Ромасенко сделала мультик про каноистку

– Ты сделала классный мультфильм (если хотите посмотреть полностью – вот) про пластилиновое каноэ. Расскажи о нем?

– Я с детства люблю рисовать. И вот в 2016-м я была в Москве, проходила плановое лечение. Было скучно, делать нечего, вспомнила о давней идее сделать мультфильм. А до того мы ходили с друзьями в пластилиновое кафе – там можно взять пластилин и лепить что угодно. Ну, а что я слеплю? Естественно, девушку в каноэ.

Стала фоткать. У меня в общей сложности получилось три тысячи фотографий, и это только удачные кадры. Но многое все равно дорисовывала в фотошопе. Где-то за месяц все сделала.

– В чем идея твоего мультфильма?

– Сценарий я не писала, все интуитивно.

На тот момент женское каноэ только должно было появиться в олимпийской программе. Были разговоры, что женщины не умеют грести и нечего нам на Олимпиаде делать, каноэ – мужской спорт… А я хотела всех поддержать и показать, что девчонки – лучшие.

– Другие мультфильмы ты делала?

– Хотела, но времени не хватает. Может, как раз после Парижа займусь.

 А правда, что нашим каноистам не дали привезти лодки на Олимпиаду?

Фото: East News/Philip FONG / AFP; Gettyimages/Dean Mouhtaropoulos; youtube.com/PLASTICINE GIRL; instagram.com/olesya_romasenko96

Автор Наталья Марьянчик