«Арсенал» заслужил выбить «Реал». В чем так хорош Артета и где катастрофа «Мадрида» – разбор

От Палагина и Лукомского.

«Арсенал» обыграл «Реал Мадрид» во второй раз (2:1) – теперь на «Сантьяго Бернабеу». Лондонцы – в полуфинале, а мы разберем детали неудачного плана Карло Анчелотти и козыри Микеля Артеты.

Анчелотти поменял наполнение центра поля. В первом матче там стартовали Лука Модрич и Эдуардо Камавинга. Сейчас вышли вернувшийся после дисквалификации Орельен Тчуамени и переведенный с правого фланга защиты Феде Вальверде. По цепочке место в старте получил Лукас Васкес.

Еще надо зафиксировать повышенную свежесть звезд атаки. Против «Алавеса» Килиан Мбаппе рано удалился, Джуд Беллингем и Винисиус получили отдых и вышли только со скамейки. Больше всех отыграл Родриго, но даже он провел на поле только 62 минуты.

В составе «Арсенала» обошлось без изменений в сравнении с первой игрой. Артета нагнетал интригу вокруг участия Томаса Парти, он не доиграл матч в выходные из-за небольшой травмы, но ганец отыграл целиком.

«Реал» сыграл смелее во всех стадиях (относительно первого матча) – просто слабо

Анчелотти преобразовал игру команды с мячом и без мяча. В первом матче при владении Вальверде (правый защитник) оставался рядом с центральным, а в стадию построения атаки регулярно стягивалось пять-шесть игроков.

На «Бернабеу» постоянным было другое соотношение: в ширину играли два крайних защитника, а за продвижение отвечала четверка из пары опорников и центральных защитников.

Сам факт изменения не делает атаку сильнее, но чисто по намерению «Мадрид» пытался сыграть заметно смелее. Фиксируем это, пускай многое разбилось о примитивность ходов на чужой трети (об этом еще скажем подробнее).

В стадии обороны тоже были изменения. В первом матче команда старалась держать схему 4-4-2 с Винисиусом и Мбаппе в атаке.

Внутри были недоработки и выключения игроков в отдельных эпизодах, но разрывов схемы команда старалась избегать. На «Бернабеу» атакующая четверка была вообще вне формации. «Реал» не садился в схему всей командой, а оборонялся шестеркой.

Которая пыталась максимально быстро выстроиться в структуру 4+2.

В случае совсем затяжных атак соперника (таких было мало) звезды атаки появлялись в кадре, но исключительно как наблюдатели. Активного участия в обороне они не принимали.

Еще изменилась позиция Беллингема: теперь он был рядом с Мбаппе в центре, а Винисиус – на левом фланге. Но это скорее формальность, учитывая освобождение звезд.

Вряд ли настолько явное устранение из обороны было саботажем лидеров атаки. У них есть слабости в обороне, но они точно могут работать без мяча больше – хотя бы как в первом матче. Вероятно, таким был умысел Анчелотти: оставлять их в более острых позициях, сохранять свежесть и раскрывать игру в обе стороны. Снова ход провальный.

Но он не выглядел совсем уж абсурдным перед матчем. Обычно «Реал» здорово себя чувствует в матчах-перестрелках. Риски при обороне и большее количество переходных эпизодов в обе стороны могли помочь.

Навесы «Мадрида» – катастрофа

Символ беспомощности «Мадрида» в атаке – 43 навеса за матч. Абсолютный рекорд сезона. Предыдущий – 28 в кубковой игре с «Сельтой». В самой ставке ничего плохого, особенно если за навесами стоит идея. «Мадриду» ее категорически не хватало.

Лучший индикатор проблемности этой тактики – прямая реакция Тибо Куртуа: «Возможно, вместо кучи навесов нам стоило немного поиграть в командный футбол».

Из 43 попыток только семь дошли до адреса. До ударов довели только три эпизода. Самый опасный был у Эндрика в компенсированное время – в момент, когда «Мадрид» начал рисковать, а в штрафную отправили Антонио Рюдигера (позже поможет «Арсеналу» забить второй).

Несмотря на такой объем, «Арсенал» с легкостью справился. Помогло несколько важных проверенных инструментов.

● Топовый перфоманс Вильяма Салиба внутри штрафной. Стал с отрывом лучшим в команде по выносам (12 штук). Обычно делит обязанности с Габриэлем, но без бразильца вышел на ведущие роли. Помогал не только в своей зоне, но и в зоне ответственности Якуба Кивера.

● Подмога от Томаса Парти и Деклана Райса – часто опускались в штрафную и становились третьими ЦЗ. Салиба идеально распределял задачи через подсказ. Иногда выталкивал в опорную, если партнер задерживался в защите. Иногда указывал на соперника, за которым наоборот следует опуститься и приглядеть.

● Выходы Давида Райя. Несмотря на низкий по вратарским меркам рост, испанец – один из самых агрессивных вратарей в АПЛ в плане выходов на мяч. По частоте таких эпизодов идет вторым в лиге. На «Бернабеу» тоже помог в нескольких эпизодах.

● Недооцененная роль Юрриена Тимбера. Сочетал две важных функции. Во-первых, шикарно блокировал подачи с игры (набралось шесть). Часто – в прямой дуэли с Винисиусом, который может убрать мяч и под левую, и под правую – такое сложнее читать. Во-вторых, сдерживал Рюдигера на угловых. Антонио пытался мешать Райя и специально открывался внутри вратарской – фишка, которую Тимбер иногда проворачивает с чужими вратарями. Тут от него требовались другие качества. В первую очередь сдерживание. Несмотря на разницу в габаритах – справился.

Мини-победа «Арсенала» в этом компоненте – ноль ударов у Джуда. Самому опасному игроку «Мадрида» при навесах не дали ничего.

Как «Арсенал» справлялся с фактором «Бернабеу»

Постфактум соблазнительно сказать, что «Арсенал» вообще не боялся легендарной ауры «Сантьяго Бернабеу» в вечер ЛЧ. Это не так. Стадион давил на команду Артеты – и толкал к иррациональным с точки зрения чистой тактики шагам.

Например, «Арсенал» обладает всеми инструментами, чтобы разыгрывать мяч коротко, а «Реал» с пассажирами в составе плох в прессинге. Точность передач соперников «Мадрида» – 81,7% (пятая в в Ла Лиге). То есть команда дает дышать и не умеет душить.

«Арсенал» мог брать паузы через этот прием – и точно понимал плюсы такого подхода против команды Анчелотти. В первом матче все розыгрыши от ворот Давида Райи были короткими. В Мадриде первый же на 3-й минуте полетел безадресно вперед. Показательно, как это было. Команда расположилась под короткий розыгрыш, но по ситуации сменила решение.

Даже не попробовали проверить соперника.

В следующих попытках адресом становился чаще всего Микель Мерино, но «Арсенал» слишком часто играл подобным образом. Само по себе такое упрощение – вообще не проблема. Но очевидно, что чисто тактически «Арсеналу» против такого соперника резонно держать мяч и выматывать. Команда уже доказывала, что может так играть. Но отказалась под давлением «Бернабеу» – акцент исключительно на этом.

Иронично, что в нечастом эпизоде с коротким розыгрышем Вильям Салиба допустил несвойственную себе ошибку, что тоже можно трактовать как фактор стадиона. Как и пенальти Букайо Сака.

Поэтому правильнее говорить, что «Арсенал» именно справился с фактором «Бернабеу». Главное место силы в истории ЛЧ как обычно помогало «Реалу» и лишало гостей части козырей. К счастью, команда Артеты оказалась достаточно стойкой и вариативной, чтобы справиться без них. Одну из фишек лондонцев стоит обсудить детальнее.

«Мадрид» нарвался на чемпионов АПЛ по затяжкам

Затяжки времени – стабильное явление от команд, которые удерживают победный результат. За них «Арсенал» точно не заслужил критики. Проблема «Мадрида» в том, что они столкнулись не с обычной командой, а с профессионалами в области уничтожения ритма.

Высокий ритм и волны атак – ключевые компоненты чудес «Реала» в ЛЧ. Против «Арсенала» реализовать было труднее, чем обычно.

В середине сезона The Analyst выпустил подробный текст, намерения «Арсенала» там перевели в цифры. В тот момент команда Артеты лидировала в АПЛ по желтым карточкам за затяжки, а по времени, которое требуется для ввода мяча в игру (свободный, штрафной, угловой, аут), шла в топ-4.

У явления несколько объяснений. Во-первых, сказался легендарный матч первого круга с «Ман Сити», где «Арсенал» удерживал победу вдесятером. Во-вторых, с подачи профильного тренера Николя Жовера команда очень щепетильно относится к стандартам у чужих ворот: игроки долго переговариваются, чтобы уточнить, какой именно вариант будут использовать (в среднем уходит 48 секунд – на 10 дольше, чем у ближайшего преследователя).

Даже с этими оговорками «Арсенал» выделяется на фоне топ-клубов, стараются играть от себя, когда ведут. В сценарии, который предполагает затяжные эпизоды обороны, навык особенно полезен. Игра на «Бернабеу» – лишь очередной пример. Судья пытался бороться (желтая для Райя в первом тайме + пара переданных «Мадриду» аутов), но «Арсенал» выполнил свою задачу.

Мерино в нападении – не баг. Это фича «Арсенала» в четвертьфинале

Испанец разнес всех скептиков. Стал самым результативным нападающим в дуэли, а ведь с ним соперничал Килиан Мбаппе. Неплохо для игрока, который полтора месяца назад шутил, что его ни за что на свете не отправят в атаку, а в серьезность намерений поверил только допроса аналитика в день матча с «Лестером» (официальный дебют в атаке).

Против «Мадрида» испанец был хорош сразу в нескольких направлениях.

● Скрытый полузащитник. Хорошо проявилось в первом матче на «Эмирейтс», где «Арсенал» использовал структуру 3+2+3+2. Мерино выступал в полузащитной тройке – вместе с Декланом Райсом и Мартином Эдегором. Дополнительно запутывал опорников «Мадрида» и помогал партнерам с продвижением мяча.

● Ложная девятка, которая не просто опускается за мячом, но и находит пасом партнеров. В предыдущих матчах у Мерино образовалась неплохая связь с Райсом: он заполнял штрафную, когда из нее выходил Микель. На «Бернабеу» испанец здорово замечал рывки и открывания вингеров. Исполнение было тоже на топовом уровне.

● Классический нападающий. В этой роли Мерино помогал в обоих матчах. На «Эмирейтс» стал дополнительным вариантом в штрафной, где подолгу запирали «Мадрид». На «Бернабеу» работал магнитом для длинных передач. «Арсенал» мог использовать габариты Мерино для выхода из-под прессинга.

Показательно: описывая свою роль в интервью The Guardian, Мерино признавался, что не видит себя только ложной или чистой девяткой. Говорил, что многое зависит от манеры соперника и условий, в которых находятся партнеры. Понимание, в какой момент какую роль выбрать – ключевая часть его мегаперфомансов.

Настоящая находка Артеты.

Фото: IMAGO/www.imagephotoagency.it/Global Look Press; Gettyimages/Marco Luzzani

 Авторы Вячеслав Палагин Вадим Лукомский