После Первой мировой женский футбол в Англии собирал не меньше мужского

Игра за равноправие.

До старта АПЛ еще месяц, а Англия уже переживает бум футбола – женского. Полуфинал чемпионата мира против американок во вторник собрал рекордную ТВ-аудиторию в этом сезоне. Матч «трех львиц» посмотрели 11.7 млн зрителей – это больше 50% от всех включивших телевизор в этот вечер и почти 20% населения Англии. Для сравнения: прошлогодний полуфинал чемпионата мира Англия – Хорватия посмотрели 26.5 млн.

И даже такая статистика не пик местного зрительского интереса к женскому футболу. В начале 20 века матчи девушек становились в Англии все популярнее и в определенные моменты собирали аудиторию, сопоставимую с мужскими. Неудивительно, что такая конкуренция сильно раздражала Футбольную Ассоциацию – и она на 50 лет вообще запретила женские матчи на профессиональных стадионах.

Первую женскую команду набрали по объявлению, ее спонсором стала военный корреспондент лондонской газеты

Женщины в Англии начали играть в футбол позже мужчин – лишь в 1890-х. У них было значительно меньше поводов собираться вместе: мужские команды формировались на фабриках, пока женщины следили за хозяйством и детьми.

Первый шаг к равноправию сделала Нэтти Хонейболл. В 1894-м она дала в лондонскую газету объявление о наборе команды. На первое собрание пришло 30 девушек, преимущественно лондонского среднего класса, образовавших футбольный клуб «Британские леди», который считается первой официально зарегистрированной женской командой Англии.

«Британские леди» тренировались два раза в неделю в северном Лондоне под руководством полузащитника «Тоттенхэма» Билла Джулиана. Первый матч – по сути, двусторонку при зрителях – команда провела 23 марта 1895-го.

В конце 19 века от женщин, занимающихся спортом, все равно ждали соблюдения принятого в обществе дресс-кода: в теннис, например, дамы играли в корсетах и на каблуках. «Британские леди» же вышли на поле в обычных мужских ботинках и более удобных рубашках. Но вот от шляпок пока избавиться не удалось: этот головной убор был обязателен, и судья останавливал матч, если у кого-то из футболисток шляпка слетала с головы.

Посмотреть на диковинный женский футбол собрались 10 тысяч. Зрители осмеивали девушек, а в репортажах местной прессы сквозило недоумение, граничащее с издевкой.

Несмотря на это «Британские леди» отправились в тур по стране и за два года сыграли более 100 выставочных матчей с пока немногочисленными местными командами и между собой, делясь на два состава. Такие гастроли стали возможны благодаря главному спонсору и президенту клуба, леди Флоренс Дикси. Младшая дочь Арчибальда Дугласа, члена шотландской консервативной партии, росла в окружении четверых братьев и с детства старалась не уступать мальчикам в плавании, верховой езде и охоте. В 26 лет она стала военным корреспондентом лондонской газеты Morning Post (предшественник Daily Telegraph) и освещала британские военные кампании в Африке в 1880-х.

В регионах женские матчи все еще не одобряли, хотя пресса высказывалась о них все позитивнее. Футбол в 1890-х в Англии стал важным компонентом борьбы за права женщин, который позволял в викторианском обществе все громче задавать вопросы о жесткой классовой структуре, почти не позволявшей девушкам строить карьеру, женской сексуальности и даже дресс-коде.

Леди Дикси как ярая защитница прав женщин считала, что футбол превосходен для женского тела, и предсказывала, что в будущем он будет популярен среди девочек так же, как и среди мальчиков. Особое внимание она уделяла разговору о внешнем виде футболисток: общество все еще ждало от женщин корсетов и пышных юбок, тогда как «Британские леди» играли в штанах и свободных блузках.

Создательница клуба Нэтти Хонейболл говорила: «Я основала клуб с твердым намерением доказать всему миру, что женщины не «декоративные и бесполезные» существа, какими их изображают мужчины. Я убеждена, что будущее за эмансипацией, и с нетерпением жду того времени, когда дамы смогут заседать в парламенте и иметь право голоса».

Право голоса и возможность избираться в парламент британские женщины получили в 1918 году благодаря усилиям суфражисток. Начало 20 века в Англии в целом дало девушкам куда больше возможностей для самореализации, чем Викторианская эпоха. Популярность печатной прессы и особенно женских журналов предоставила доступ к информации, изобретение печатных машинок и телефона породило огромное количество рабочих мест, которые занимались преимущественно девушками. Рост системы образования также давал больше возможностей для карьеры в преподавании. Но большая часть работающих женщин все еще была занята в сфере наемного домашнего хозяйства (горничные, кухарки, гувернантки).

Зрители вряд ли воспринимали женский футбол как полноценный вид спорта, но напрямую запретить его общество не осмеливалось. А история «Британских леди» довольно предсказуемо оборвалась в конце 19 века: у девушек просто закончились деньги.

Во время Первой мировой войны женская футбольная команда собрала 14 млн фунтов на благотворительность

На стыке веков женский футбол постепенно набирал популярность, и это не могло не напрягать мужчин-чиновников. В 1902-м совет Футбольной Ассоциации запретил всем своим клубам благотворительные матчи против женских команд. Отдельной лиги или защищающего их органа власти у девушек не было, и на несколько лет женский футбол затих. Но затем в развитие спорта вмешалась Первая мировая война.

В отличие от союзников, Британия набирала в ряды вооруженных сил только добровольцев. Большую часть из 400 тысяч солдат в 1914-м составили англичане, жители больших городов и представители рабочего класса. К 1918-му британская армия насчитывала уже 3,8 млн, 888 тысяч из которых погибли в ходе войны.

Ушедших на фронт мужчин в тылу заменили женщины. До войны лишь 5 из 24 миллионов британок имели полноценную работу, и лишь 800 тысяч из них трудились на производстве (преимущественно текстильном).

Приход войны изменил расстановку сил. Несмотря на возмущения профсоюзов, женские бригады начали формироваться на заводах, особенно производящих боеприпасы, и за 4 года количество женщин на фабриках выросло почти в три раза.

Команда лондонского завода боеприпасов

Женщины не заменили мужчин на 100 процентов: лишь четверть из пришедших на производство девушек работали на мужских должностях. Но тесное сотрудничество предсказуемо привело к тому, что девушки больше времени проводили  с мужчинами не только на работе, но и на отдыхе, и все чаще участвовали в видах спорта, до войны считавшихся максимально маскулинными, – включая футбол.

Так в Престоне на железнодорожном заводе была организована женская команда «Дик и Керр» (по названию предприятия Dick, Kerr & Co). Руководство активно привлекало девушек к футболу: считалось, что спортивная активность повысит моральный дух по ходу войны.

На Рождество 1917-го «Дик и Керр» победили соперниц с текстильного завода 4:0 при 10 тысячах зрителей и на следующий год поехали в тур по стране – играть благотворительные матчи с региональными фабричными командами и отправлять деньги за билеты на фронт. Журналисты удивлялись: «Девушки из «Дик и Керр» меньше, чем соперницы, боятся выступать при большом скоплении зрителей. Их игра в атаке моментами на удивление хороша, а несколько дам демонстрируют удивительный контроль мяча».

За несколько лет «Дик и Керр» заработали 70 тысяч фунтов (около 14 млн фунтов по сегодняшнему курсу), которые были переданы ветеранам, госпиталям и детям-сиротам.

«Дик и Керр», 1921

Когда война закончилась, «Дик и Керр» провели большой тур во Франции. Ответный матч с парижской командой «Сент-Хеленс» прошел в Ливерпуле. На Рождество 1920-го на «Гудисон парк» собрались 53 тысячи зрителей (98 лет это оставалось мировым рекордом для женских матчей), да и многие другие матчи «Дик и Керр» собирали в городах большую аудиторию, чем мужские. К примеру, в 1920-м средняя посещаемость первого мужского дивизиона составила 24 тысячи человек, а рекондсмены лиги «Челси» собирали по 42 тысячи зрителей.

За 1921-й «Дик и Керр» провели 67 матчей, которые посмотрели около 900 тысяч человек.

ФА запретила девушкам играть, заявив, что футбол «совершенно непригоден для женщин»

Вернувшимся с войны мужчинам такая популярность женского спорта не нравилась. Они ожидали, что девушки вернутся к домашним делам и воспитанию детей, а вместо этого они хотели двигаться все дальше по социальной лестнице, захватывая все больше и больше сфер жизни.

Футбол выглядел еще одной победой движения за женские права. В 1918 году британский парламент дал право голоса всем женщинам старше 30 лет, которые были главой семейства или состояли в браке с главой семейства либо окончили университет. Голосовать теперь могли 8.4 млн женщин (40%). Многие из них в это же время играли в футбол. Всего в Англии было около 150 команд, в основном на Севере и в Мидлендсе, регионах с наибольшей концентрацией индустриальных городов.

В 1921-м ФА не выдержала и 5 декабря выпустила резолюцию: «В связи с поступившими жалобами на то, что женщины играют в футбол, Совет счел необходимым выразить твердое мнение о том, что футбол совершенно непригоден для женщин и не должен поощряться».

Матч «Дик и Керр» в Лондоне, 1925

Организация также намекала на то, что девушки присваивают большую часть прибыли от матчей себе, несмотря на заявленный благотворительный статус встреч. Кроме того, в дело вмешалась политика: ранее в том же году «Дик и Керр» собрали деньги для бастующих шахтеров, что вызвало сильное недовольство властей.

Решение оказалось максимально суровым: ФА запретила всем своим клубам проводить матчи женских команд на своих полях. Чуть позже запрет дотянулся и до судей: членам ФА запретили работать на матчах женских команд.

Дополнительным аргументом стало заключение врачебного сообщества, говорившее о вреде футбола для женского здоровья. К бану подключились и члены мужских футбольных клубов. Тренер «Арсенала» Лесли Найтон заявил: «Все, кто знакомы с характером травм, которые получают мужчины-футболисты, не могут не думать, что если девушки получат подобные удары, то их будущие обязанности как матерей будут серьезно нарушены».

Футболистки были в ярости. Капитан «Плимута» Джин Болтвуд обвинила ФА в отставании от времени на сто лет: «Это чисто сексистские предрассудки. Ни одна из наших девочек не почувствовала никаких негативных последствий от участия в игре».

Резолюция моментально подкосила развитие женского футбола. Женщинам не запрещалась играть в футбол, но новое правило превратило их спорт в подобие хобби. Только стадионы клубов ФА могли вмещать всех желающих посмотреть на матчи девушек, и проведение игр на менее пригодных для этого площадках значительно уменьшило популярность спорта.

Девушки переместились на поля для регби, школьные спортивные площадки – и за границу. В 1922-м «Дик и Керр» провели тур по Северной Америке. Под влиянием ФА канадская ассоциация не позволила девушкам сыграть у них, но в США англичанки провели 9 матчей против мужских команд, каждый из которых собирал по 10 тысяч зрителей.

Ситуация не улучшилась даже после Второй мировой. По ходу войны женщин снова пустили на фабрики и даже вновь разрешили играть в футбол в обеденные перерывы, но к 1945-му в стране осталось лишь 17 женских команд.

Сильвия Гор, представлявшая в 1960-х команду «Манчестер Коринтианс», рассказывала, что им приходилось проводить матчи в парках: «На территории была старая хижина, и после матчей мы мылись в ведрах с водой, которые приносил тренер. Ни отопления, ничего».

Но несмотря на запреты и чудовищные условия, все больше и больше девушек тянулось в футболу. Крупные города Англии после войны застраивались большими многоквартирными домами: десятки квартир и небольшой садик в самом центре блока. Местные дети играли там вперемешку, и многие футболистки начинали карьеру именно в таких дворах, гоняя мяч с соседскими мальчишками.

Запрет отменили через три года после победы мужчин на ЧМ-1966

Все изменил успех мужской сборной Англии на ЧМ-66, запустивший новый виток популярности футбола в стране. В 1969-м была создана Женская Футбольная Ассоциация из 44 клубов. Три года спустя девушки сыграли первый розыгрыш Кубка, а в 1971-м мужская ФА официально аннулировала резолюцию 50-летней давности.

Правило отменили, но роста популярности женского футбола это не вызвало. Футбол все еще оставался индустрией, в которой доминируют мужчины, – как и журналистика, освещавшая матчи и относившаяся к женскому виду снисходительно.

Но женский футбол начал всеми силами сокращать отставание от мужского.

• 1975 – выпущенный британским парламентом Акт о сексуальной дискриминации запретил любую дискриминацию по признаку пола. Новый закон позволил девушкам становиться профессиональными футбольными судьями.

• 1989 – На телевидении стали появляться первые трансляции женских матчей.

• 1994 – ФА взяла на себя проведение женской национальной лиги, созданной в 1991-м, и Кубка лиги. Турнир официально называли женской премьер-лигой.

• 1998 – Созданы 20 тренировочных центров для девушек.

• 2002 – ФА заявила, что футбол стал первым по популярности спортом среди женщин в Англии.

• 2005 – В Англии прошел женский чемпионат Европы, общее число зрителей – 115 тысяч зрителей в 15 матчах.

• 2012 – Женская сборная Великобритании дошла до 1/4 финала Лондонской Олимпиады.

• 2019 – Сборная дошла до полуфинала чемпионата мира и собрала рекордную телеаудиторию.

***

В 2014-м более 2.6 млн женщин в Англии занимались футболом. Многие девочки до определенного возраста играют в мужских командах – как это было в английских дворах в 1960-е. Сильвия Гор, в 1950-е игравшая в парках, несколько последних лет жизни проработала амбассадором «Манчестер Сити».

В 2008 году ФА принесла официальные извинение за свою резолюцию 1921-го. Женский футбол постепенно оправился от бана, но 50 лет в изоляции вряд ли скоро позволят женщинам на поле вновь сравниться в популярности с мужчинами.

АвторДария Конурбаева