Зачем всем вдруг понадобились баскетбольные трансляции? «Матч ТВ» платит лиге ВТБ 6 млн рублей

Пару лет назад почетный президент Единой лиги ВТБ Сергей Иванов обрисовал оптимальный вариант взаимодействия лиги и телевидения: «Идеал, конечно, НБА — 4 миллиарда долларов в год от телевидения, как с куста».

Проблема в том, что НБА, видимо, что-то предпринимает для популяризации продукта, а не только выдумывает садоводческие аллегории.

За последние четыре года – с доковидного сезона-18/19 до текущего омикронного сезона-21/22 – позитивной динамики в продвижении баскетбольных трансляций не наблюдается.

По данным Mediascope, доля аудитории – то есть количество человек, смотревших среднюю телевизионную трансляцию, выраженное в % от всей ТВ-аудитории – осталась на прежнем уровне 0,8-0,9%. Неизменными оказались и другие параметры: рейтинг и охват.

Не имеет смысла сравнивать баскетбольные трансляции с флагманскими продуктами «Матч-ТВ» – «Биатлоном с Губерниевым» и «После футбола с Черданцевым» (доля там составляет около 4%). Но данные Mediascope демонстрируют, что:

1. Трансляции лиги ВТБ в два-три раза ниже ориентировочного потолка, который демонстрируют матчи сборной России (доля аудитории 1,7% и 2,3% — для отборочного турнира на чемпионат мира и чемпионата мира).

Рейтинг (%)  – количество человек, смотревших среднюю трансляцию, выраженное в % от населения (в рамках выбранной ЦА)

Доля аудитории (%) – количество человек, смотревших среднюю трансляцию, выраженное в % от всей ТВ-аудитории

2. Баскетбол в целом уже уступает по накопленному 10 минутному охвату даже волейболу (в 2018 – 152 трансляции и 11,9% в баскетболе против 115 и 12,0% в волейболе, а в 2021 – 188 трансляции и 9,3% в баскетболе и 85 и 13,4% в волейболе). Отрыв от хоккея измеряется двукратными цифрами.

Однако необходимо учитывать, что это может быть связано с временем показа и длительностью трансляций, а также прочими параметрами, которые могли оказать существенное влияние на показатели.

Именно поэтому все эти годы «Матч ТВ» и не думал ничего платить Единой лиге ВТБ.

«Это коммерческий продукт. Это шоу, если хотите, – возмущался Сергей Иванов в интервью «Матч ТВ». – Мы с вас ничего не получаем. Но спасибо, что вы хотя бы с нас ничего не берете. А лет 10 назад, когда был телеканал «НТВ Плюс» и я предлагал показывать матчи Евролиги, они мне сказали: «Мы готовы это делать, если вы нам заплатите». Мы заплатим платному каналу. Извините, это маразм».

В 2021-м, наконец, все изменилось: президент Лиги ВТБ Сергей Кущенко признался, что в этом сезоне «Матч ТВ» все же заплатит за телевизионные права на баскетбольную лигу.

По информации Sports.ru, лига теперь получает 6 миллионов. Кроме того, «Матч ТВ» организует трансляции игр: один матч категории «А» обходится в сумму 1 миллион рублей, а обычно таких матчей за сезон бывает порядка 20. То есть и в прошлом Лига ВТБ как бы «получала» от «Матч-ТВ» эти самые 20 миллионов рублей, а не совсем ту тысячу рублей, о которой так сожалел господин Иванов.

Показ матчей категории «В» и «С» лига ВТБ оплачивает собственными усилиями.

Лига ВТБ – как уже понятно из публичных жалоб Сергея Иванова – много лет настаивала на том, что должна получать финансовую компенсацию за трансляции, раз уж «Матч-ТВ», очевидно, зарабатывает на баскетболе.

«Что касается «Матч ТВ»… у вас есть и другое, – объяснял Сергей Иванов. – Я редко смотрю телевизор, но когда включишь, без конца идет реклама букмекерской конторы «Фонбет». У меня есть ощущение, что с них вы точно получаете деньги. А вот профессиональные клубы и лиги – на которые они делают ставки – и на которых, давайте называть вещи своими именами, они зарабатывают деньги, ничего не получают».

В прошлом году Единая лига ВТБ задумалась о том, что не хочет иметь дело с партнером, который ее не ценит и вознамерилась уйти к стримерам: Оkkо или Яндексу. На фоне борьбы за трансляции по всему мира лига – какими бы ни были печальными ее рейтинги – решила сыграть на том, что стримерам нужны эксклюзивные права хоть на что-нибудь.

По информации Sports.ru, в частности, Оkkо предлагал за эксклюзивный показ матчей лиги ВТБ больше, чем «Матч ТВ».  Времени на принятие решения и полный переход на другую платформу было слишком мало – переговоры начались в конце лета. Также в процесс вмешались букмекеры и «высокие начальники», так что руководство лиги ВТБ сделало выбор – остаться на «Матч ТВ».

Разница в деньгах оказалась менее существенной из-за активной позиции букмекеров-спонсоров лиги ВТБ, которые не хотели, чтобы российский баскетбол пропадал с общенационального телевидения, резко терял присутствие в эфире и уходил в забвение. Если нужно знать имя героев, то официальная букмекерская компания лиги ВТБ – это Olimpbet.

Генеральный продюсер Александр Тащин отказался комментировать предполагаемое вмешательство букмекеров в переговоры между «Матчем» и Лигой ВТБ.

Генеральный директор Лиги ВТБ Илона Корстин также отказалась от комментариев.

С Евролигой же получилось наоборот.

Согласно данным Mediascope, сколько-нибудь ощутимого разрыва между трансляциями Лиги ВТБ и Евролиги на «Матч ТВ» не наблюдается. Доля аудитории Евролиги составляет 1,0% в 2020-22 годах против 0,8-0,9% у Единой лиги ВТБ, рейтинги идентичны, а охват у Лиги ВТБ даже выше (1,2-1,4% против 0,9-1,2%). Положительной динамики трансляций Евролиги на «Матч ТВ» опять же нет.

Эти цифры очень разнятся с тем глобальным приростом аудитории, о которых говорят рейтинги Nielsen Sports (рост аудитории по всему миру на 75%). Впрочем, те же Nielsen Sports уверены в том, что баскетболом интересуются 24 миллиона жителей Российской Федерации.

При этом контракт Евролиги с «Матч ТВ» рассчитан примерно те же деньги, что новое соглашение с Лигой ВТБ. Инсайдер Донатас Урбонас указывал, что организация получает от российского телевидения приблизительно 350 тысяч евро.

Данная цифра теперь упоминается в свете грядущих изменений в Евролиге. Осенью клубы объявили о вотуме недоверия действующему президенту Жорди Бертомеу. Один из пунктов – несправедливое распределение доходов от продажи телевизионных прав: греческая NOVA платит около 11 миллионов евро, но «Олимпиакосу» и «Панатинаикосу» – по данным gazzetta.gr – перепадает от этой суммы только 27%. Тогда как деньги от российского вещателя удобно называть для возмутительного контраста.

Характерно, что Евролига не стала ждать даже завершения текущего сезона и затягивать переговоры с «Матч ТВ». О том, что в следующем году главный европейский турнир переезжает на Оkkо, объявлено уже в декабре. Ранее Оkkо уже приобрел эксклюзивные права на трансляции Еврокубка.

Winline – официальная букмекерская компания Евролиги в России – отказалась комментировать то, что Евролига уходит с общенационального телевидения и, вероятно, если не теряет в привлекательности, то теряет доступ к тем, кто потенциально может заинтересоваться баскетболом.

«Это очень спорное заявление, ведь наш новый партнер Оkkо доступен для любого гражданина России, поэтому все российские болельщики будут иметь ровно столько же возможностей и дальше смотреть матчи Евролиги, – сказал Sports.ru старший директор по маркетингу и коммуникациям Евролиги Алекс Феррер Кристьянссон. – Даже более того – платформы, предоставляющие видеоуслуги через интернет, дают подписчикам больше свободы и возможностей. Также ожидается, что болельщики, которые будут смотреть матчи на Оkkо, будут больше взаимодействовать с лигой и клубами.

Мы также пытаемся увеличить число болельщиков в России, ведь сейчас матчи «Локомотива» доступны на Оkkо бесплатно. Так же бесплатными будут и несколько игр российских команд в следующем сезоне Евролиги. Все матчи Евролиги будут доступны бесплатно вскоре по окончании каждого игрового дня.

Оkkо является частью «Рамблера». И соглашение между нами подразумевает продвижение матчей Евролиги на всех их платформах.

Нужно понимать, что сейчас мы наблюдаем радикальное изменение того, как устроен рынок трансляций: платформы, предоставляющие видеоуслуги через интернет,  играют фундаментальную роль, которая только увеличивается благодаря пандемии. Общее число пользователей таких платформ к 2025-му году составит 3,76 миллиарда (то есть 48% жителей Земли), а рынок должен вырасти с 121,6 миллиарда долларов в 2019-м до 1,039 триллиона долларов к 2027-му. Все указывает на то, что платформы, предоставляющие видеоуслуги через интернет,  являются полноценными альтернативами традиционному телевидению.

Эта эволюция непременно коснется и России. Например, в 2019 году мы подписали очень похожее соглашение в Испании, на одном из наших стратегических рынков. Наши матчи транслируются на платформе DAZN. И могу сказать, что качество и прирост аудитории вселяют в нас оптимизм. Именно поэтому с тех пор мы передали права на трансляции Евролиги подобным платформам во Франции и Италии.

Кроме того, с 2019 года интерес к Евролиге в России вырос на 17%. Это помогает понять, почему борьба за права на трансляции усилилась естественным образом».

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; globallookpress.com/Panoramic, Fot. Wojciech Figurski / 058spor, Nikolas Joao Kokovlis