Я был призером Олимпиады-2004 по фехтованию, а теперь – пилот в США. Как перевернуть жизнь после 30

Открытое письмо Алексея Дьяченко.

Летом 2004 года Алексей Дьяченко завоевал олимпийскую бронзу Афин в командной сабле – вместе со Станиславом Поздняковым, чья дочь пару дней назад стала чемпионкой, Сергеем Шариковым и Алексеем Якименко.

С фехтованием красиво связана вся его семья. Мама Наталья и папа Владимир – заслуженные тренеры России и довели до олимпийской медали не только сына, но и дочь. Екатерина Дьяченко – олимпийская чемпионка Рио-2016 в той же командной сабле (вместе с Яной Егорян, Софьей Великой и Юлией Гавриловой).

Но навсегда оставаться в фехтовании Алексей не собирался. Через год после Олимпиады он завершил карьеру и стал тренером, а еще через 9 кардинально изменил жизнь – ушел из спорта и уехал в США, чтобы выучиться на пилота.

История удивительных перемен – в его открытом письме.

Авиация дарила свободу на фоне спорта и быстро увлекла даже жену (тоже фехтовальщицу). Чтобы улететь в США на учебу, пришлось продавать квартиру

Я закончил карьеру в 27, через год после Афин. Многие мои сокомандники выступали гораздо дольше.

Одна из главных причин – я уже не мог себя перебарывать. Тяжело давалось каждое соревнование. Я получал удовольствие от побед и достижений, но они не перевешивали стресс, который этому предшествовал. Надоел страх, мандраж.

Не могу сказать, что я не боец по духу. Нет, я научился настраиваться и отстраняться, но это отнимало много сил.

В итоге даже работа тренером радовала меня больше.

Тренером я начал работать сразу, без перерыва – сначала в маленькой школе в Московской области, потом в училище олимпийского резерва в родном Санкт-Петербурге.

И вот как-то я был в лагере с детьми в Ленинградской области. Вечерами делать нечего – я решил поиграть на компьютере в авиасимулятор. Сразу затянуло. Я все больше времени проводил в международной сети, где собраны любители авиации и реальные пилоты. Игра максимально приближена к жизни: в кабине нужно выполнять все те же предполетные процедуры, что и в реальности, модели самолетов приближены к настоящим, есть даже диспетчеры.

Довольно быстро я втянул в это дело свою девушку Лизу (теперь она моя жена). Тогда она еще выступала за сборную по фехтованию (Елизавета Кирьянова – чемпионка России-2013 в команде, золото юниорского Евро-2012 в команде с Яной Егорян – Sports.ru), а это постоянные разъезды. Когда она приезжала с очередных сборов, я все рассказывал и показывал ей: какие модели самолетов узнал, чему научился. И она тоже вовлеклась. Ей понравилась роль диспетчера. Прошла обучение онлайн, сдавала всякие тесты – и стала диспетчером внутри симулятора.

На следующий день рождения она подарила мне полет на авиасимуляторе Dream Aero – он похож на те, на которых тренируются пилоты. После него мне окончательно стало ясно, что авиация – это мое.

На тот момент мне было 34 года. Начал узнавать: можно ли учиться с нуля? Где это делать?

В России можно было поступить в колледж или университет гражданской авиации. Но так как у меня уже было высшее образование – только платно. Получалось очень дорого: 5 лет, каждый курс – в районе миллиона рублей, в сумме – 5 миллионов.

Второй вариант – ехать за границу. Я общался в интернете с ребятами из России, кто учился в Европе и США. В Америке не нужно получать высшее образование и тратить 5 лет на изучение предметов, которые потом не пригодятся в полетах. Ты идешь в обычную профессиональную школу и изучаешь только прикладные предметы. Быстрее и дешевле.

Для меня это оптимальный вариант. В России людям, которые в более-менее зрелом возрасте решили поменять жизнь, крайне тяжело попасть в авиацию. Нужно потратить 3-5 лет в режиме студента – все это время почти невозможно работать, а ведь еще надо на что-то жить и оплачивать дорогое обучение. Да, для молодых вход открыт, они спокойно могут поступить в Санкт-Петербурге или Ульяновске и получить диплом бесплатно – в США такое невозможно. Это плюс системы образования.

С другой стороны, у нас очень мало частных школ. Я даже не знаю, есть ли в 2021 году частные школы, где можно обучиться на коммерческого пилота, то есть работающего в крупной авиакомпании. У нас громоздкая, местами не меняющаяся система, а за границей очень многое отдано в частные руки. Похоже на то, как у нас обучают на водительские права – только вы получаете летные права, дальше при желании идете по профессиональной лестнице. В России без высшего образования – никак.

В тот момент у меня все неплохо получалось как у тренера по фехтованию. Но без суперрезультатов и морального удовлетворения. Можно сказать, я выгорел изнутри. Как спортсмен я побывал на всех возможных соревнованиях, на некоторых добился хороших результатов, а как тренеру мне было сложно найти мотивацию, которая двигала бы мной дальше. И коллеги начали это замечать, и родители.

Я решил, что надо что-то менять. И полетел в США.

Помню разговор с родителями. Они у меня тренеры, с шести лет увлекли меня фехтованием. Все было спланировано наперед: спортивный интернат, цель попасть в сборную. Я не смотрел в другие стороны – только фехтование. Так что родители думали, что я поиграюсь в симуляторы – и забуду. Были удивлены, что я всерьез. Пришлось объяснить, почему я иду на кардинальные перемены.

Я думал так: если не попробую, буду жалеть всю оставшуюся жизнь. А если попробую и не получится – не страшно, всегда есть куда вернуться, ведь многие школы ищут тренеров.

Пришлось сильно учить английский, потому что мой язык не отвечал никаким требованиям. Ходил в английскую школу, каждый день в усиленном режиме занимался по вечерам. Плюс смотрел на ютубе видеоуроки интересного преподавателя, который объяснял структуру языка.

К тому моменту жена уже тоже была готова учиться в авиации. Но сначала надо было определиться с деньгами.

Накопленного на весь срок обучения нам не хватало.

Пришлось продать квартиру в Санкт-Петербурге: часть денег мы взяли на образование, остальное вложили в строящийся дом. Прежде жили рядом с метро Гражданский проспект, а новую квартиру взяли рядом с Пулково – подальше, фактически на окраине. Но другого варианта не было.

Вместе с женой хотели работать в российской авиации, но не нашли работу и чудом вернулись на следующий этап обучения в США – шанс подарило фехтование

Я еще никогда так долго не жил в гостинице, как тогда по приезде в США (Аллентаун, штат Пенсильвания). Получилось где-то восемь месяцев.

Авиашкола жилье не предоставляла, но у нее был договор с отелем в 10 минутах от аэропорта, который давал хорошую скидку – на двоих получалось где-то 40 долларов в день, что для Америки довольно дешево. В эту цену включен завтрак, плюс они бесплатно возили на маленьком автобусике в продуктовый магазин, торговый центр и так далее. Там жили многие студенты, так что вечерами мы встречались в ресторане внизу и проводили мозговой штурм – готовились к занятиям и новым полетам. Теоретически можно было снять квартиру, но с российским паспортом на такой срок это было практически нереально.

При первом полете мне было страшно, прямо до холодка по коже. Был ветерок, турбулентность, самолетик маленький – час-полтора летали, делали разные маневры. А я вцепился всеми частями тела в сидение и думал: что я здесь вообще делаю? Но потом, в горизонтальном полете, инструктор сказал: «Не хочешь немного порулить – вправо-влево?» Я согласился. И когда все же сделал пару виражей, страх как рукой сняло. Больше дискомфорта ни разу не было.

Обучение на пилота состоит из нескольких этапов – об этом я расскажу подробнее ниже. На первой ступени вы просто получаете, грубо говоря, лицензию на управление транспортным средством – как кто-то получает права на управление грузовиком. Это не диплом, а простая лицензия, не требующая суперзнаний – вы просто можете летать для себя.

Именно в этой школе мы с женой впервые летали вдвоем. Жена сдала экзамен на лицензию частного пилота с первой попытки, а я – нет. Она быстрее все схватывала. У меня было плохое настроение, и жена, которой уже можно было брать кого-нибудь в самолет, сказала: «Пойдем полетаем, потренируем некоторые моменты, чтобы ты все пересдал спокойно». Это помогло.

В тот момент у нас не было идеи переехать в Америку навсегда – мы хотели пройти обучение, вернуться и найти работу в России. Да, у нас была американская лицензия, но есть валидация (признание иностранного документа в России), после нее можно устроиться. Я общался с ребятами, учившимися в США, – не у всех, но у некоторых такое получалось.

Но тут важный фактор. Когда мы начали учиться, случилась авиакатастрофа в Казани – разбился «Боинг 737». При расследовании обнаружилось, что штурман и бортинженер учились где-то в частной школе, причем вроде как выяснилось, что они не учились – им засчитывали полеты и выдали лицензии безо всяких экзаменов, за взятку. После этого закрыли очень много частных школ, во всех авиакомпаниях стали с большим подозрением относиться ко всем лицензиям не российского образца (если не ты выпускник российского вуза). Но ведь в США подделать лицензию – это что-то невозможное. Да и тот же «Аэрофлот» набирает иностранных пилотов, у которых априори не может быть российского образования – получаются немного двойные стандарты.

В итоге многие ребята, которые учились в Европе и Америке и приехали в Россию, попали в вакуум. Без российской лицензии невозможно было не то что получить работу, а даже попасть на собеседование. Мы с женой пытались 6-7 месяцев. Сейчас, насколько я знаю, стало получше, поутихли страсти.

А тогда выбора особо не было. Я думал, что, видимо, стоит вернуться в Америку – сколько можно так сидеть и ничем не заниматься?

По счастливой случайности папе позвонил знакомый тренер из Америки – он никак не мог найти тренера по фехтованию и просил совета. Папа позвонил мне и в полушутку спросил: «Не хочешь в Америку?»

Я подумал: почему нет?

Посмотрел, где находится школа – а там в пяти минутах небольшой аэропорт с летной школой. Причем – снова совпадение – я переписывался с парнем, который там учился. Он меня связал с владельцем – он оказался из России, из Ульяновска.

Потом переговорил с фехтовальным клубом. Сразу сказал, что у меня двоякий интерес: готов поработать тренером, но в свободное время буду учиться и потом, возможно, по совместительству работать инструктором. Им это подошло. Ведь работать нужно было только четыре дня в неделю – и только с четырех до девяти вечера. Все утро у меня оказалось свободно.

Школа помогла мне оформить рабочую визу и подать документы на грин-карту – она позволила остаться в Америке надолго.

Но поначалу я уехал в США один.

Сейчас они с женой – командиры судна. Через бизнес-авиацию – к полетам около Белого дома

К тому моменту, как у меня возник вариант с фехтовальным клубом в США, жена уже нашла работу, не связанную с авиацией. Она была администратором в зубной клинике.

Мы решили, что я поеду первым, обоснуюсь – и там будет видно. Все сложилось хорошо. Чуть ли не через месяц один тренер перешел в другой клуб, а на освобожденное место у меня как раз была прекрасная кандидатура – я посоветовал владельцам жену. Так в США приехала и Лиза.

Мы снимали квартиру недалеко от клуба, плюс нам предоставили автомобиль – потому что никакого общественного транспорта в Нью-Джерси нет, на работу никак иначе не добраться.

Тренерами по фехтованию мы работали два года. А в свободное время учились на инструкторов.

В США, чтобы работать в хороших авиалиниях или в бизнес-авиации, обязательно нужен большой опыт. Теоретически, получив лицензию коммерческого пилота, вы можете работать за деньги, но из-за очень маленького налета (где-то 250 часов) практически никто вас на работу не возьмет. Чтобы найти приличную, нужно иметь хотя бы 600-900 часов. А для попадания в более-менее большую авиакомпанию (сначала региональную) – 1500 часов и лицензию линейного летчика.

Поэтому 90% новых пилотов идут таким путем: коммерческая лицензия, инструкторский курс, экзамен, лицензия инструктора. Поскольку школ очень много, практически везде требуются инструкторы. Вы учите новичков, которые приходят на первоначальное обучение, набираете налет, получаете первые деньги и двигаетесь дальше. Так шли и мы с женой.

Когда у меня набралось 900 часов, я подал резюме в компанию бизнес-авиации. Это маленькие самолеты на 8 человек. Есть полеты по расписанию – из Нью-Йорка, например, на два острова рядом с Бостоном, там находятся летние дома богатых людей, стоимость одного дома – от 2-3 миллионов долларов (например, у Барака Обамы дача как раз на острове Мартас-Винъярд). Многие из из этих состоятельных людей живут в Нью-Йорке – на их острова летают и обычные авиалинии, но это надо приехать в аэропорт за 2 часа, пройти все процедуры, а у нашей авиакомпании вы приходите за 5 минут до вылета, садитесь и летите – получается дороже, но сокращает всю дорогу в сумме часа на три (среди людей, у которых есть деньги, это очень популярно).

Плюс мы выполняем чартерные полеты, когда клиенту нужно в такое-то время прилететь из точки А в точку Б. В Америке это очень развито. Вокруг одного Нью-Йорка 30 или 40 аэропортов, и практически в каждом есть частный терминальчик. Они сильно отличаются от обычных зданий аэропортов – выглядят как фойе люксового отеля, со всякими бесплатными напитками, где-то можно и перекусить бесплатно. В итоге можно долететь от своего дома до дома своего бизнес-партнера – очень быстро и удобно.

Я работал в бизнес-авиации полтора года.

Потом, налетав 1500 часов, перешел в авиалинии. И два года летал в региональной авиакомпании по крупным аэропортам: Чикаго, Нью-Йорк, Хьюстон.

Очень интересно летать в Вашингтон. Аэропорт находится в центре города, поэтому там специальные строгие процедуры по вылету и прилету. Есть отдельный коридор пролета, отклоняться от которого категорически запрещено. Как нам объясняли на тренинге, каждый самолет, прилетающий в Вашингтон, ведут системой защиты – если видят, что он отклоняется и не отвечает на запросы диспетчера, его теоретически могут сбить. Все потому, что самолет пролетает практически в паре миль от Белого дома – в хорошую погоду его прямо видно. Особенно интересен заход на посадку. По Вашингтону течет река – лететь надо строго над ней, а она достаточно извилистая. И смотреть хочется по сторонам, потому что красиво, и следить за параметрами полета надо строго.

Я стал командиром судна раньше жены, она еще какое-то время была вторым пилотом, поэтому мы иногда летали вместе. Мне очень нравится летать с Лизой, потому что она очень хороший пилот, плюс мы друг друга понимаем с полуслова, по-русски можно поговорить. С женой работать в два раза легче.

Сейчас она уже командир-инструктор, обучает новых пилотов. Работает в той же компании, где мы начинали, никуда не уходила.

Во время пандемии у многих возникли проблемы. Кто-то сокращал штат, а моя региональная авиакомпания, где я провел два года, вообще закрылась. К счастью, предыдущая компания, узнав, что я остался без работы, предложила вернуться. Пока только на частичную занятость – работаю по совместительству, около 10 дней в месяц.

У нас ведь маленький ребенок, недавно исполнилось два года. Один родитель работает, второй – сидит дома, потом наоборот.

Сейчас летать вместе еще не получается – кто-то должен быть дома.

Авиация приносит больше удовольствия, чем спорт

Я встречал пилотов, которым все надоело: зарплата маленькая, расписание плохое, пассажиры – идиоты. С такими летать – самое тяжелое, приходится постоянно выслушивать поток сознания. Одного я так и спросил: чего ты мучаешься-то? Было свободное время, поэтому я ему рассказал свою историю – что в определенный момент тренерская деятельность просто осточертела, я все изменил. Наверное, не все могут решиться на такой шаг. А у меня принцип простой: если не можешь терпеть, если созрела, как говорят у нас в семье, революционная ситуация, то нужно что-то менять. А мучиться – ради чего?

Мне каждый полет – в радость. Да и вообще, если не любишь – надолго в авиации не задержишься. В бизнес-авиации работа, например, начинается не с кабины – у пилота много дополнительных обязанностей. Есть специальные чехлы для самолетов – их надо снять. Иногда нужно почистить салон. Потом нужно собрать напитки: пиво, шампанское, соки и так далее. Потом проверить корзину со снеками. Дальше – подать план полета, посмотреть погоду. Если эта работа не нравится – долго не продержишься. Многие так и отсеиваются.

В авиалиниях уже попроще – там большая группа персонала, которая обслуживает полет. Проходишь досмотры – и в кабину, просто осматриваешь самолет снаружи. Даже подсчетом топлива и прокладкой маршрута занимаются специальные люди.

Я начал получать удовольствие от хорошо сделанной работы – когда ни разу за день не опоздал, когда четко выполнил все процедуры (рекомендуется взлетать с такой-то скоростью и так далее), когда мягко сел в плохую погоду, когда пассажиры довольны (если все сделал хорошо, в той же бизнес-авиации могут дать чаевые – по 100 долларов за раз или даже больше).

Сейчас я больше чувствую себя на своем месте, чем во времена фехтования. Тут, в отличие от спорта, не нужно выходить и быть лучше кого-то – тебе нужно просто соответствовать определенным требованиям. Хотя я считаю, что спорт мне очень сильно помог – во мне это осталось, я все время стараюсь быть лучше, все время хочется завершить какую-то миссию с наилучшим результатом. Но внутренний комфорт мне приносит именно авиация.

Цель – попасть в огромную авиакомпанию, но она смотрит и на запятые, и на жесты – а не только на 5000 часов полетов

Как спортсмен я успел зацепить момент, когда начали платить всякие президентские гранты за олимпийские медали. Плюс, когда Алишер Усманов стал президентом федерации, начали выплачивать дополнительные премии. За бронзовую медаль каждому дали по 25 000 долларов – это приличная сумма.

Разумеется, если мою нынешнюю зарплату перевести в рубли, получится намного больше, чем я получал как тренер в Санкт-Петербурге. Но это все из-за разницы в курсах валют и рынках стран. По американским меркам это не так много. Мы и в России, и в Америке были и остаемся таким начальным средним классом. Нам на все хватает: снимаем жилье, у нас два автомобиля (в России был Volkswagen Golf, тут – Kia Optima), ни в чем себе не отказываем, если куда-то хотим сходить или съездить. Все плюс-минус то же.

Уже думали про покупку готового дома в ипотеку. На накопление всей суммы с нашим нынешним доходом уйдет 15-20 лет, а это бессмысленно с такими привлекательными условиями по ипотеке – 2,2%. Девяносто процентов американских семей берут дом в ипотеку. Как говорится, вся Америка живет в кредит – не потому, что тут все финансово необразованные, а потому, что здесь это хороший финансовый инструмент. Кредитную историю нужно создавать. В первые три-четыре года после переезда никто нормальный кредит вам не даст – для этого нужно обслуживать кредитные карты. Хорошая кредитная история – это отдельная история, как бы это ни звучало.

Некоторые особенности жизни в Америке заранее не изучишь – можешь пройти только сам. Многое отличается от нашей обычной российской жизни в мелочах.

Например, тут строгая система профсоюзов: ты должен пройти с низов до верхов. Даже если сюда по какой-то причине вдруг переедет опытный летчик «Аэрофлота» – его в Delta или United сразу не возьмут, потому что для начала надо поработать в региональных линиях. Конечно, мы с женой нацелены поработать в крупных компаниях.

Для попадания в Delta нужно как минимум 5000 часов – у меня пока 2500. Но все зависит не только от налета. В крупной компании рассматривают все стороны твоей жизни – нужно выделяться из общей массы кандидатов. Для меня, например, плюсом будут спортивные успехи. Еще я занимаюсь волонтерством, которое здесь очень развито. Я волонтер в обществе слепых, у меня есть подопечный – дедушка, мы встречаемся два раза в месяц. Ходим в магазин за покупками, посидим в кафе ,поболтаем – что-нибудь такое. Он любит поговорить.

Чтобы попасть на хорошую работу, ты должен зарекомендовать себя как добропорядочный гражданин. Смотрят даже, как у тебя со штрафами на дороге – проверяют все записи. Смотрят все тренинги – не заваливаешь ли квалификационные экзамены.

Я уже ходил на интервью в United и перед ним брал консультацию от специальной консалтинговой фирмы. Там проверяют твое резюме и анкету страниц на 20-30 – вплоть до последней запятой, отступов между строчками и заглавных букв, которые в бизнес-коммуникации ставятся по-особенному. Как говорят там, когда приходит 1000 кандидатов, а берут 10 – даже запятая может играть важную роль. Важен и костюм, и чистота обуви, и жесты, и речь.

Скоро – американское гражданство, но вернуться в Россию хочется

Нам осталось меньше года до момента, когда мы сможем подать прошение о получении американского гражданства. Наверное, сделаем это. От российского паспорта отказываться не нужно.

Фактически для жизни американский паспорт ничего не поменяет – только сможем голосовать на выборах. Но зато с американским паспортом будет проще при международных полетах – во многих странах не нужна виза.

При этом иногда, конечно, возникают мысли: «Может, вернуться?» Мне было бы интересно полетать по нашей стране. Но сейчас так здесь все хорошо складывается, что все бросать и ехать обратно в Россию – пока не хочется.

Знакомые говорят, что в российской авиации в плане культуры полетов и отношений работодатель-работник все развивается в лучшую сторону. В США исторически сильный профсоюз и строго соблюдаются все правила – в России это пока на начальном этапе. Говорят, пилоты очень много летают, но я этого не боюсь. Проблема – в оформлении всех документов с американской лицензией.

Хотя «Аэрофлот» набирает иностранных пилотов – если я буду гражданином Америки, может, они ко мне будут относиться иначе… Ха-ха.

На самом деле, переезд в другую страну – это морально сложный процесс. У меня до сих пор ощущение, что я нахожусь здесь в длительной командировке. Хотя прошло уже пять лет и появились новые знакомые, есть любимое занятие. Мне нравится здесь жить, но все время хочется вернуться. Хорошо, когда рядом вся семья и друзья. Здесь этого родного общения немножко не хватает.

Но главное – пока у меня есть мечта. Помните, в начале я писал, что при работе тренером я потух, не видя настоящей мотивации?

В авиации такая мечта есть. Хочу стать командиром судна в крупной компании и, поскольку у меня изначально педагогическое образование, быть инструктором – учить других пилотов.

Надеюсь, все получится.

И вы не бойтесь своих желаний.

Другие мотивирующие открытые письма:

Фото: Алексей Дьяченко; Лиза Кирьянова; lalique-78.livejournal.com; lisa-avia-lisa.livejournal.com; Gettyimages.ru/Michael Steele; East News/AP Photo/Eckehard Schulz