«Вне игры» – фильм, где грустный Бен Аффлек тренирует баскетбольную команду и борется с алкоголизмом

Бывшая звезда школьного баскетбола спивается, теряет семью и смысл жизни, но внезапно получает приглашение от альма-матер стать тренером. Еще более внезапно, соглашается. Фильм Гевина О’Коннора весны 2020 года, который недополучил внимания и денег в прокате.

Бен Аффлек играет себя из мема «грустный Аффлек». «Вне игры» – отражение реальной жизни актера

Джек Каннингем работает на стройке – там же выпивает; едет в машине – выпивает; сидит в баре – ну, разумеется; принимает душ – конечно, с пивом. Еще до появления названия фильма, герой делает глоток минимум из четырех разных сосудов с алкоголем, и, надо полагать, за кадром опустошает их. Первая сцена со словами происходит в алкомаркете, где герой готовится к Дню благодарения. К 10 минуте уже не остается сомнений в социальном и психологическом состоянии Каннингема – он в разводе, в конфликте с сестрой, в отдалении от мамы и остального мира, в запое и в печали. И вот здесь появляется спорт, не как спасение, а как напоминание о том, что было до.

Изначально фильм назывался «The Has-Been» (в переводе приблизительно «Бывший»), но в процессе создания приобрел более оптимистичный заголовок –  «The Way back» («Путь назад» или «Возвращение»). Российский вариант – «Вне игры» – ближе к рабочему названию, т.е. фиксирует текущее состояние героя, а не путь, который он проделает к себе старому-новому. Хотя именно в этом движении к себе и заключается идея фильма.

Каннингем учился в Католической школе «Bishop Hayes» и был главной звездой баскетбольной команды, единственным, чье имя закреплено нас в местном зале. Затем бросил игру, почему – станет ясно позже из диалога с таким же талантливым юношей, каким был и он. Каннингема приглашает наставник школы стать тренером баскетбольной команды, Джек берет вечер на раздумья и рефлексирует в привычном для себя стиле. В итоге, он слишком легко соглашается, хотя не был на баскетбольной площадке уже 20 лет и еще две минуты назад не собирался менять ничего в жизни (под «слишком легко» здесь понимается – 23 банки пива и репетиции отказа от предложения).

Джека Каннингема играет Бен Аффлек («Исчезнувшая», «Бэтмен против Супермена», «Операция «Арго»). «Самыми трудными для Бена были баскетбольные моменты. Если ты никогда не был на площадке, то это все равно, что впервые встать на коньки. Как только он решил эту проблему, мы начали работать очень продуктивно. А к погружению в глубокие темные уголки сознания, связанные с алкогольной зависимостью, он был уже готов», – это слова режиссера фильма Гевина О’Коннора, которые лучше всего характеризуют и актера, и персонажа. Баскетбольного тренера Бену Аффлеку нужно было сыграть, алкоголика – нет.

В феврале 2020, за пару недель до премьеры «Вне игры», Бен Аффлек дал интервью The New York Times, в котором признался в своей многолетней алкогольной зависимости и неоднократном посещении центров реабилитации: «Мне потребовалось много времени, чтобы признаться себе, что я алкоголик… Одна из особенностей выздоровления – тебе прививаются определенные ценности: быть честным, ответственным, помогать другим людям, извиняться за ошибки».

Биография Бена Аффлека пересекается с историей героя и в других аспектах. Важная часть сюжета «Вне игры» – развод главного героя с женой (Янина Гаванкар, «Утреннее шоу»), в том же интервью для NYT Аффлек назвал расставание со своей реальной женой актрисой Дженифер Гарнер «самым большим сожалением в жизни», которое только усугубило проблемы с алкоголем. У отца актера была такая же зависимость, как и у отца Джека Каннингема. Но главное, что объединяет персонаж и актера – выражение лица, максимально далекое от радости. В 2016 году оно стало мемом «грустный Аффлек», а позже только подкреплялось другим фотографиями. Репутация убитого горем мужчины зашла так далеко, что Бена Аффлека признали самым грустным актером Голивуда.

На выходе мы получили, возможно, лучшую роль Бена Аффлека со времен «Исчезнувшей». Сам актер, назвал ее «терапевтической». Для персонажа Джека Каннингема такой же смысл несет должность баскетбольного тренера.

Баскетбол как источник положительных эмоций, воспитание и рост над собой.

Визуальная часть «Вне игры» соответствует настроению своего героя. Это мрачный, меланхоличный фильм, в нем минимум света. Если действие происходит на улице, то вечером или когда облачно, если в доме, то с приглушенными лампами, если в баре, то в баре. Да и сам герой часто «прячется» в тени – его показывают через дверные и оконные проемы, либо, наоборот, с помощью сверхкрупных планов бородатого лица, рук, затылка. Почему у фильма такие цветовые решения, а заодно почему герой начал пить и разрушать свою жизнь, мы узнаем в первом действительно светлом кадре. Почти немая сцена из середины фильма с участием Каннингема и его жены нарочито залита солнцем так, что лучи оставляют блики на камер; а место, где все это происходит усиливает значение редкого для этого фильма света.

В такой ситуации освещенная баскетбольная площадка становится контрастом серых будней. Схожую роль в жизни героя играла семья: она была источником положительных эмоций, затем произошли не зависящие от Каннингема события, его реакцией на них стала алкогольная зависимость, которая окончательно уничтожила семью, герой лишил себя позитивных эмоций и остался в этом состоянии. Отношения с баскетболом складываются по такому же сценарию: тренерская работа преображает жизнь Каннингема, затем случаются не зависящие от него обстоятельства, он усугубляет это деструктивным поведением, лишая себя источника позитивных эмоций (баскетбольной команды), но дальнейшая реакция на это уже не такая, как после расставания с женой.

Конечно, как и в любом спортивном кино (почти любом), Каннингему достается бездарная команда, которая начинает побеждать. Спортивные причины – жесткие физические тренировки и тактика, скрывающая недостатки игроков (здесь показывается и то и другое). Но баскетбол во «Вне игры» – это не цель, а средство. Поэтому ключевая и последняя показанная в фильме баскетбольная игра не становится важнейшим этапом развязки. Хотя она даже подается, как финал в типичной спортивной драме: решающий бросок в рапиде, напряженная фоновая музыка и даже заключительный стоп-кадр с лицом главного героя, уходящий в черное поле. Дальше по канону – титры, но здесь еще 25 минут, почти четверть фильма.

Фильмы о школьном и студенческом спорте – это истории не про достижения и результаты, а про воспитание и взросление (например, «Тренер Картер» или «Команда из штата Индиана»). Действия «Вне игры» происходят в католической школе, поэтому воспитательный момент выражен особенно ярко. Причем этот процесс проходят все: самый талантливый игрок, который не верит в себя (разыгрывающий без голоса); позер и ловелас, лучше всех бросающий трехи; самоуверенный центровой – лентяй, не умеющий обороняться; и тренер-алкоголик.

Когда воспитание, ставится выше достижений, то тренировки и подготовка к матчам становятся важнее самих игр. Во «Вне игры» это особенно наглядно: более-менее подробно зрителю показывают лишь три матча, остальные ограничиваются счетом. Характерная сцена с установкой на матч, затем стоп-кадр и итоговый результат титром. Игнорирование игрового процесса доходит до того, что стоп-кадр со счетом появляется в момент решающего броска. В таких ситуациях отдельное удовольствие следить за названиями команд Католической лиги, где выступает школа Каннингема «Бишоп Хейз». Матчи больше похоже не на спортивные противостояния, а на судебные заседания: Епископ Хейз против Успения (Bishop Hayes – Assumption), Епископ Хейз против Архангела Гавриила (San Gabriel), Еписком Хейз против Иоана Крестителя (St. John Baptist), Епископ Хейз против Святой Троицы (Trinity).

Режиссер Гевин О’Коннор – специалист в спортивной драме. До этого он снимал хоккей и смешанные единоборства

Есть немало режиссеров игрового кино, которые обращались к теме спорта два раза и более. Самые известные случаи: Клинт Иствуд («Малышка на миллион», «Непокоренный»), Роб Ховард («Нокдаун», «Гонка»), Мартин Скорсезе («Цвет денег», «Бешеный бык»), Беннет Миллер («Человек, который изменил все», «Охотник на лис»). Особняком стоит режиссер оригинального «Рокки» Джон Эвилдсен, его другие спортивные драмы так же о единоборствах: три части «Парня-каратиста», пятый «Рокки», «Сила личности». Но даже ему далеко до Рона Шелтона. Он был режиссером или сценаристом в 8 фильмах на спортивную тематику, среди которых «Белые парни не умеют прыгать», «Дархэмские быки», «Азартная игра». Гевин О’Коннор снял уже третью драму о спорте (или драму со спортом).

Первой такой работой стал «Мираж на льду» (в другом переводе – «Чудо»), вышедший в 2004 году. История, основанная на реальных событиях 1980 года, когда сборная США по хоккею, составленная из студентов, неожиданно победила на Олимпиаде, обыграв сборную СССР, которая брала золото на 5 из 6 предыдущих Играх. В России это кино стало широко известно благодаря выпуску BadComidian о «Движении вверх» (2017). В нем работа Гевина О’Коннора представляется сюжетной основой российского фильма о баскетболе.

«Мираж на льду» – это классическая спортивная драма, основанная на исключительном событии из реальной жизни. История разворачивается вокруг главного тренера той команды – Херба Брукса (Курт Рассел). Такой подход близок сюжету «Вне игры», где тоже есть очевидный протагонист и все остальные. Но в отличие от Брукса, Джек Каннингем не ставит целью объединить команду за счет общей ненависти к себе, более того в какой-то момент баскетболисты из «Вне игры» кричат: «Выиграем эту сраную игру ради тренера Каннингема». В «Мираже на льду» есть похожая фраза, но Брукс делает все, чтобы она трансформировалась в «я играю за США», отсюда и знаменитое: «Имя, написанное на груди (USA), важнее имени на спине».

Второй спортивный фильм Гевина О’Коннора «Воин» вышел в 2011 году. Это история о двух братьях (Том Харди и Джоэл Эдгертон) – бойцах ММА, которые не общаются друг с другом и участвуют в одном турнире. (В 2015 вышел российский ремейк с Федором Бондарчуком). В отличие от «Миража на льду», у «Воина» нет документальной основы и социального подтекста, он гораздо больше сосредоточен на личных мотивациях, чем на общих, патриотических, в нем режиссер еще больше отходит от темы спорта как соревнования. Это сближает «Воина» и «Вне игры». Другая связь этих фильмов – образ алкоголика. В «Воине» это отец братьев (Ник Нолти) – бывший тренер, чья зависимость в ремиссии и с первой минуты он делает все, чтобы примириться с сыновьями.

Связь семьи и спорта – то, что объединяет все спортивные фильмы Гевина О’Коннора. В «Мираже на льду» одна из ключевых сцен, когда игроки говорят тренеру, что им не нужны новички, потому что «мы семья и не хотим никого терять ради сильного игрока». В «Воине» весь сюжет построен на отношениях внутри конфликтного треугольника двух братьев и отца. «Вне игры» приравнивает эмоциональное влияние семьи и спортивной команды в жизни психологически неустойчивого человека.

Для Бена Аффлека «Вне игры» – вторая работа с режиссером Гевином О’Коннаром. До этого была «Расплата» в 2016, тогда психологические проблемы актера выходили на пик. С выходом «Вне игры» этот период, кажется, заканчивается.

Телеграм-канал: https://t.me/diegesismimesis