«Позор для футбола и русской речи». Алена Долецкая против Шнякина и Генича

Сражение, которого мы не ждали.

Медийная битва: Алена Долецкая против Дмитрия Шнякина и Константина Генича. Журналистка обвинила комментаторов в некачественной работе на финале Евро и подробно ее разобрала. Теперь Шнякина и Генича активно защищают спортивные коллеги.

Объясняем, что происходит.

Кратко: кто такая Алена Долецкая?

Журналист и переводчик, наиболее известна как первый главный редактор журналов Interview Russia (с момента основания в 2011-м по 2020-й) и Vogue Russia (с 1998-го по 2010-й).

Окончила филологический факультет МГУ, защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительная риторика публичной русской и английской речи». Затем преподавала в МГУ и переводила англо-американскую литературу: книги Уильяма Фолкнера, Рэя Брэдбери и нескольких австралийских и новозеландских авторов.

Написала несколько кулинарных книг, входила в жюри литературной премии «Большая книга».

«Умоляю, увольте Генича и Шнякина». С чего началась битва с комментаторами?

В перерыве финала Евро Долецкая написала в телеграм-канале: «Умоляю, увольте комментаторов Генича и Шнякина – это позор для футбола, русской речи и оскорбление для ушей».

На следующий день Шнякин пришел в комменты поста Долецкой: «Алена, добрый день! Извините, увольнение у вас вряд ли получится инициировать:) Но я бы с интересом выслушал претензии. В чем проблема? Что вы имеете в виду под словом «позор» футбола? А то ведь комментирую его 17 лет, варюсь в нем, играю, изучаю, популяризирую, освещаю, но такой забавной формулировки не встречал:)

Что ранило ваш слух? Какие конкретно примеры? Какие трактовки/оценки/речевые обороты?»

Долецкая прочитала реакцию Дмитрия и вечером 16 июля выложила новый пост – с детальным разбором комментирования матча.

Что именно возмутило Долецкую? Например, «клички для игроков – дед-пенсионер, ананасоголовый, макарошки на голове»

Фрагмент большого поста Долецкой:

«Дмитрий Шнякин, спасибо, что пришли в мой канал. Давайте я не буду делиться своим огорчением, связанным с недюжинным количеством матерных и малоуважительных комментариев ваших фанатов в канале незнакомой им женщины. Погнали по сути, будем вместе с вами помнить, что я высказываю личную точку зрения:

1. Вы правы, футбол сегодня стал более динамичным, сложным и даже агрессивным. Именно это требует от комментатора неотступного внимания к игре, к ее стратегии. Этого внимания на финале ЧЕ у вас не было.

2. Мы, дилетанты, ожидаем, что именно вы можете/должны комментировать то, что происходит на поле (а не делиться маловнятными и скучными комментариями из прошлого, теряя описание текущей игры). Поминутная аналитика, комментарии сложных и интересных моментов, разбор игровой техники – 90%, а «лирические отступления» – максимум 10%. Но никак не наоборот.

3. Не могу назвать украшением ваших комментариев вульгарные клички достойных игроков – «дед-пенсионер», «ананасоголовый» и «вот он вытирает макарошки на голове» (про Ямаля) и уже тем более «этот пенсионер в сандалиях Гермеса носится как угорелый».

4. Да, я любила Уткина и Озерова, Махарадзе и прочих, хохотала над их шутками и оговорками, все было. Их работа всегда была лишена вульгарности и пошлости.

5. Что до моего поста про ваше увольнение, то, разумеется, это была фигура речи хотя бы потому, что у меня нет ни малейшего соприкосновения со спортивными медиа и вашим руководством. И слава Богу. Куда важнее, что мы с вами запарились положить карты на стол, и вы выслушали мнение человека, который очень любит футбол, как это умеют дилетанты», – написала Долецкая.

Еще журналистка привела примеры высказываний Шнякина, которые ей не понравились (прямо по минутам).

Среди них: «неправильно объявили порядок исполнения гимнов», «длинный монолог про пятую точку на газоне», «неоправданный диалог про развод Кукурельи и алименты», незамеченный дриблинг Люка Шоу в чужой штрафной, невнятная реакция на фол Дани Ольмо, шутка про маму Ламина Ямаля, которую комментатор «не повторит Ямалю в лицо».

Мнение Долецкой о реакции на победный гол Испании: «Опять вам нужен повтор, чтобы увидеть автора голевого паса. Как можно на 87-й минуте финала настолько не следить за ходом игры? Но визжать, реагируя на гол чужой сборной, вы, конечно, не забыли».

«Почему вы берете слово за всех «дилетантов»?» Шнякин ответил

«Дмитрий ответил утром Алене утром – в трех частях: сначала предложил посмотреть обзор финала и признался, что насчитал полтора момента, где отвлекся от футбола. А потом текстом ответил по пунктам претензий.

«Ответ многоуважаемой Алене Станиславовне Долецкой. Меня особенно взволновали ее нарекания по пропорциям репортажа и упоминания Уткина. Поэтому посчитал необходимым ответить подробно.

Ответы по выписанным ею поминутным эпизодам будут. Ох, обязательно будут:) Там есть выдающаяся претензия касательно Люка Шоу! Сначала Алена пишет, что мы не сфокусированы на игре. И тут же строго замечает: мол, мы не оценили СРАЗУ дриблинг Шоу. Хотя мы… Вы не поверите, мы просто с вниманием к игре продолжили комментировать произошедшее после финта, так как мяч не ушел за пределы поля:) И да, спокойно оценили дриблинг уже на повторе. Такая вот ПРЕ-ТЕН-ЗИЯ.

Итак. Эту реакцию я оставил в комментариях у известной журналистки. Вот текст реакции, поехали:

Алена Станиславовна, спасибо за подробный ответ! Благодарен, что нашли время. Выглядит куда более предметно, чем эмоциональная реакция «позорище», например. Если не против, подискутируем. Постараюсь ответить двумя блоками – на оба ваших:

1. Не припомню, чтобы были пропущены ключевые эпизоды игры, моменты, замены, перестроения, голы. Никто их не «заговорил». Были ли отступления? Безусловно, как в любом репортаже. Много? Допускаю, что конкретно для вас – да. Но я не знаю ваших вкусов, к тому же важно понимать, что игра футбол длится в среднем около 55 минут, остальные 35 – паузы. Это уйма времени! Целая эфирная программа. И эти паузы нужно занимать: оценками, аналитикой, статистикой, историями – зависит от ситуации. Так работает футбольный репортаж. Плюс тот футбол, который получился в первом тайме, был малособытийным;

2. Вот тут, простите, зацеплюсь. Крепко. А почему вы берете слово за всех «дилетантов»? Они вас выбирали? И с чего вдруг ранжируете публику на «дилетантов» и «профи»? О таких профсоюзах зрителей не слышал. Публика сейчас подкованная, сканирует все новости и прекрасно разбирается в игре. Иногда очень глубоко, аналитично.

Если вы о женщинах или в целом людях, которые реже смотрят футбол… Хм. Знаете, за 17 лет работы я читал гигантское количество комментариев и оценок (мне интересно). И понял простое, житейское: всем не угодишь. «Это входит в стоимость билета в профессию», как говорил мой учитель Розанов.

Одни не любят тихих комментаторов, других раздражают темпераментные, третьим нужна аналитика, четвертым – перечисление всех игроков в атаке и сухое следование игре, пятым – статистика, шестым – истории, краски, юмор. И самое любопытное: мне по итогам каждого матча приходят либо позитивные, либо негативные зрительские оценки, которые ПОЛНОСТЬЮ противоречат друг другу. Каждый слышит то, что хочет услышать. И не каждый слышит ушами Алены Долецкой, согласитесь. А нам надо быть универсалами, каждому дать возможность услышать «свое».

Цитирую вас: «разбор игровой техники – 90%, а «лирические отступления» – максимум 10%». О какой игровой технике вы говорите? Я не буду людям, которые неоднократно смотрели футбол, впаривать 90% репортажа, что простая передача на 10 метров – это «технический элемент «пас», исполненный внутренней частью правого голеностопа, в то время как опорная нога держала на себе 86 кг». Не держу людей за идиотов. 90% репортажа этому не посвятишь. Зрители сами многое понимают.

Кстати, ваш любимый комментатор и мой учитель Василий Уткин НИКОГДА не комментировал в таких пропорциях. У него была масса талантливых отступлений, оценок, образов, шуток, аллюзий. Но он не «гонял мяч» 90% репортажа. Вообще не его стиль. Не понимаю, как вы его слушали.

О «лирических отступлениях». Есть зрители, которым формат коротких историй нравится. Хотят понимать, что за люди играют для них, какая у них судьба, какие у них драмы. Они вовлекаются через житейское, а не сугубо футбольное: нужно ассоциировать себя с героями, на которых они смотрят, знать их путь.

Поэтому после рассказа о многофункциональной роли молодого Букайо Сака, я в нужный момент (в паузе) добавлю, что он уже забил за сборную больше легендарного Шерингема, а родители-нигерийцы назвали его так, потому что «Букайо» – это «радующий».

3-4. У Уткина не было пошлостей? Он был королем чудесных, блистательно сформулированных «пошлостей», как вы их называете. «Месута Озила вдвоем зажали, как восьмиклассницу. И оставили без мяча» – угадаете, чья фраза? «Если вы смотрите этот матч с девушкой, и ей не нравится – бросайте ее!». «А ведь задница – это такая штука, которая женщин в мужчинах, я слышал, особенно заводит. Мне об этом говорили килограмм восемьдесят назад».

Вульгарно? Еще как. И ничего, круто же. Вероятно, вас сложно назвать самой внимательной зрительницей Уткина, но просто поверьте: он миллион раз акцентировал внимание на прическах. Миллион. И ананасы, и макаронная фабрика, чего там только не было. И мы с ним об этом не раз говорили (не в эфире).

И мой «Уокер – старик в сандалиях Гермеса» (очевидно, комплементарный образ) – конечно, не ровня. И точно такая же фраза в устах Васи звучала бы с другим шармом. Я понимаю, что вам его не достает. Мы все скучаем и переживаем. Но в принципе сравнивать кого-либо из нас с ним – это странно. Да, я не дотянусь до этого космического уровня. А кто сможет? Он – звезда, легенда, наш друг и даже телевизионный отец.

Повторюсь: по примерам с таймингом, если позволите, отвечу чуть позже. Постараюсь короче. Спасибо вам за диалог еще раз», – написал Шнякин.

«Топовый репортаж. Мы еще ТЭФИ за него получим». Как реагируют комментаторы

Константин Генич быстро отреагировал: «Даже я в ахере;))) Докопаться до мышей – мелочь в сыром подвале. По сравнению с этой великой мадам;))».

После этого он заглянул в комменты и ответил на пару реплик зрителей. Пример диалога:

– Костя как обычно в целом. Весь финал облизывал Испанию и ни слова об Англии. Абсолютно худшая пара комментаторов получилась для нейтральных болельщиков. Один – топящий за одну сборную, другой – просто ужасно сдавший как комментатор, – репликиа подписчика.

– Согласен. Не скрывал своих симпатий к Испании. Рад, что вам понравилось.

– Даже тут на абсолютно здравую критику пытаетесь прикрыться иронией. Нет, совершенно не понравилось. Как и многим болельщикам. И они абсолютно вправе высказывать свое отношение и аргументировать свою критику.

Конечно, в тепличных условиях, без отсутствия какой-либо конкуренции в спортивной журналистике для комментаторов «Матч ТВ» здоровая критика и конкуренция – это дикость. Но репортаж для нейтральных болельщиков был ужасен.

– Согласен. Для любого зрителя репортаж был топовый. Мы еще ТЭФИ за него получим, вот увидишь, – итог от Генича.

● Роман Нагучев сначала пригласил журналистку вместе прокомментировать матч второй Бундеслиги: «Уже четвертого августа стартует вторая Бундеслига, и я с удовольствием жду, как мы с Аленой Долецкой откроем сезон репортажем матча «Гройтер Фюрт» – «Пройсен Мюнстер» и обсудим как тренер «Мюнстера» Саша Хильдман вырос в отличного специалиста, работая в скромном «Зонненхофе». А потом напишу обзор тура в Vogue. Займемся делом, наконец!»

А следом добавил: «Сейчас без иронии. Мне очень интересно, как бы Алена Долецкая разобрала работу Василия Уткина на матче Англия – Тринидад и Тобаго».

Станислав Минин: «Я уже написал Алене Долецкой и пригласил ее посмотреть завтра матч «Атлетико Гояниэнсе» – «Васко да Гама».

Тимур Журавель: «Это просто стадное чувство. Шнякин не заслуживает той критики, которая ему достается. Да еще и с дилетантской подачи придирающегося человека. А посыл – раньше был Махарадзе, а сейчас все не то – максимально обнуляющий уровень претензий. Если вам кто-то скажет, что после Пеле в футбол никто толком не играл, продолжите ли вы всерьез относиться к такому собеседнику?»

Сергей Акулинин, босс комментаторов «Матч ТВ», анонсировал свежий выпуск журнала Vogue – со Шнякиным на обложке. «Уже в киосках», – лаконичная подпись.

● Шнякин оценил: «Ох… Очень сильно смеялся, честно. Просто, по-доброму, без срача, элегантно ».

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников, Анатолий Медведь, Павел Бедняков, Екатерина Чеснокова; Gettyimages.ru/Richard Pelham; instagram.com/shhhnyak