Почему у посла ОКР Медведевой нет никаких конкретных обязанностей?

Задавшись вопросом, а были ли какие-то другие послы от ОКР, представляющие Россию на Олимпийских играх, кто им платил и за что конкретно, кроме как за абстрактную «поддержку ребят», неплохо бы разобраться, кто такой посол и что входит в его непосредственные обязанности. И попытаемся ответить на вопрос, для чего этот посол нужен и во что обходится государству.

Новость о назначении Евгении Медведевой послом ОКР вызвала в обществе неоднозначную реакцию. Кто-то возмутился, какое отношение фигуристка имеет к летней Олимпиаде, а кто-то возразил, мол, всегда так делали: то теннисистку Шарапову посылали работать послом в Сочи-2014, то гимнастку Мамун – в Корею-2018. Развеем эти мифы.

В современном маркетинге «Посол бренда» (Brand ambassador) – это человек, нанятый организацией или компанией, чтобы представлять бренд в позитивном свете и тем самым способствовать повышению узнаваемости бренда и росту продаж.

Вопрос о том, что же будет входит в обязанности Евгении Медведевой, был задан ей сразу на пресс-конференции:

Самая главная моя обязанность быть там, быть с командой, и для меня это очень важно, что у меня будет возможность поддержать наших ребят там.

 

Олимпийские игры – это глобальный проект, который требует огромного вложения денег. И подобно коммерческим брендам (например, как часы «Омега», назначившие послом Клаудию Шифер и тем самым в миг поднявшие стоимость своих акций, благодаря чему вернулись в люксовый сегмент после почти трех десятилетий отсутствия в нем), они хотят свои затраты окупить.

Программа послов «Сочи 2014» — один из самых ярких проектов организаторов первых в истории России Олимпийских и Паралимпийских зимних Игр. Послы — известные спортсмены, деятели культуры и искусства, шоу-бизнеса, — являются лицами Олимпиады и активно участвуют в продвижении олимпийских и паралимпийских ценностей, а также здорового образа жизни по всей стране. По состоянию на 16 января 2013 года команда послов «Сочи 2014» насчитывала 37 участников (полный их список здесь).

Как можно заметить, Мария Шарапова не была никаким послом в Сочи 2014г.

 Рассмотрим, что входит в задачи “посла” на следующем примере:

Валерий Гергиев — главный дирижер Государственного академического Мариинского театра. Наниматель: Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (ОКОИ), Дмитрий Чернышенко. Должность: Посол бренда «Сочи-2014».Задачи: привлечение внимания к спортивному мероприятию «XX Зимние Олимпийские игры в Сочи 2014 года», создание положительного образа и города-хозяйки Игр, повышение туристического потенциала региона и культурной осведомленности среди российских и иностранных граждан, а также потенциальных инвесторов, продвижение олимпийских и паралимпийских ценностей. Цель:повысить окупаемость проекта «Сочи-2014» в краткосрочной (билеты на соревнования) и долгосрочной (повышение туристического потока) перспективе.

Таким образом, условный Гергиев для Сочи-2014 выполнял ту же функцию, что и Медведева для «Найка», Загитова – для «Шисейдо», а Юзуру Ханю – для Kose и Citizen.

Иными словами, задача Плющенко и Слуцкой, Гергиева и Башмета, Давыдовой и Хоркиной –повлиять на  МОК в голосовании за заявку Сочи в Гватемале (в случае Плющенко), уговорить россиян и иностранцев приезжать на курорты Краснодарского края.

Почему количество послов “Токио 2020” свелось до одного человека, даже не Олимпийского чемпиона,  даже не представителя летних видов спорта, совершенно не понятно.

Так кто же такой «посол команды»? Если верить сайту NBA, то team ambassador – это бывший игрок команды, который после завершения карьеры продолжает тесное сотрудничество с руководством, посещает встречи со спонсорами, пресс-конференции, матчи, где обязательно общается с фанатами. То есть все банально – это все тот же посол зарегистрированного бренда. В данном случае – баскетбольной команды.

Теперь остановимся несколько подробнее на «послах команды». Поскольку команда России – это не бренд собственно Игр. У Игр в Токио-2020 есть свои послы. И это: Наруто, Сон Гоку, Луффи, Астробой, Сейлор Мун и другие. Их цель ничем не отличается от целей других послов: привлечь внимание к проводимым соревнованиям, заставить своих поклонников покупать билеты и другие продукты, выпускающиеся под брендом организатора.

Еще в 2011 году ОКР пытался создать бренд «Команда России», чтобы продвигать его на рынке. Авторы проекта собирались аккумулировать маркетинговые возможности федераций по «нераскрученным» видам спорта, которым поодиночке сложно привлекать топовых спонсоров и рекламодателей. Однако заключить крупных рекламных контрактов не вышло, а в 2013 году и вовсе выяснилось, что «Команда России/Team Russia» достались оффшорной организации АНО «Спорт высших достижений» бывшего вице-президента Олимпийского комитета России Ахмеда Билалова (уволенного со своего поста за срывы сдачи олимпийских объектов Сочи). В 2016 году по инициативе тогдашнего президента ОКР Александра Жукова брендирование сборной решили возобновить.

«Мы видели, что при подготовке Игр-2014 был чрезвычайно популярен сочинский бренд, – заявлял Чернышев. – Причем у самых разных компаний – производителей автомобилей, спортивной одежды, связи и т.д. Мы хотим продвинуть бренд “Команда России”, который, я уверен, будет привлекательным не только в молодежной среде. Как в России, так и за рубежом».

В рамках проекта был создан сайт teamrussia.pro/, где помимо прочего есть и отдельный канал с трансляциями спортивных состязаний.  Специально для нового бренда TeamRussia был разработан новый логотип и новые маскоты дизайнерской компанией Артемия Лебедева.

Если верить их сайту, целями Национального спортивного проекта «КОМАНДА РОССИИ» является формирование и продвижение единого бренда – символа российского спорта высших достижений, лицом которого станут ведущие спортсмены. При этом никаких спортсменов на сайте не перечислено.

Таким образом, Евгения Медведева – первый в истории посол «Команды России». Что может входить в ее обязанности? Вероятнее всего: продвижение бренда, способствующее продаже маскотов или спонсорских продуктов, деление опытом с представителями летних видов спорта во время Олимпийских игр.

Имеет ли новая должность Евгении Медведевой хоть какое-то отношение к Играм в Токио или их организаторам? Нет, не имеет. Никакого. Ее работодатели – совершенно другие люди, и работает она на совершенно другой бренд.

Почему на Летние игры отправляют представительницу зимнего вида спорта? Это очень странно, да, но в целом не страннее, чем назначение выполнять функции посла безымянного волонтера.

А почему по другим послам что-то никто никаких претензий не предъявлял? Не предъявляли, потому что у команды России никогда прежде никаких послов в помине не было. Даже тех, которых обязывал назначить МОК, не говоря уж о своих собственных. Бренд, «амбасодором» которого является теперь Медведева, появился только после Игр в Рио, а во время ОИ в Корее России формально для МОК не существовало. Так что нет, Шарапова и компания тут совершенно ни при чем. Вопрос о послах непосредственно Олимпийских Игр мы разобрали в самом начале нашего поста.

Но ведь Мамун..?! Маргарита Мамун была нанята медиа-агентством Olympic Channel, чей головной офис располагается в Мадриде (Испания). Помимо сюжетов в Корее, она также снималась в ряде других, например, менялась ролями с футболисткой Хизер О’Райли или «поднимала с колен» детский гимнастический клуб. Никаким «официальным послом России» она быть в Корее не могла по той простой причине, что ни одному представителю «команды России» даже аккредитации быть выдано не могло.

То есть это просто еще один рекламный контракт Евгении Медведевой, как «Найк» или «Пантин»?Да. И теперь ОКР официально платит Евгении Медведевой деньги? Да. И каким опытом будет делиться Евгения Медведева с Софьей Великой, это же не несовершеннолетние дети?

Обязанности Евгении должны были быть прописаны в договоре, который она подписала совместно с Вячеславом Поздняковым. Правда, на прямой вопрос журналиста на пресс-конференции они так и не смогли ответить.

Для чего же создана данная должность для единственного посла? И будет ли федерация более заинтересована в попадании Евгении Медведевой на главные старты, чем в только что вышедших во взрослые юниорках без подобных контрактов, но исполняющих более сложные как технически, так и хореографически элементы,  при чистых прокатах и той, и других?

Интересен также вопрос,  сколько денег выделяется на поездку Евгении в качестве посла ОКР на игры в Токио из бюджета?

Хотелось бы получить на эти вопросы ответы уже сейчас.