Почему Первый канал не показывает Кубок имени себя? Отвечает Константин Эрнст
Главный канал страны аргументированно обвиняет зеркало.
Приятно, что в нашем быстроменяющемся мире есть какие-то постоянные величины. Насколько все поменялось, скажем, за четыре года – вспомните себя, страну и мир в 2016-м.
Например, тогда YouTube был площадкой для маргиналов и не примагничивал шоу с умными интервью или новую реинкарнацию «Намедни» Леонида Парфенова. Фигурное катание оставалось местечковым зрелищем из раздела «Другие» в шапке Sports.ru. Дональд Трамп был человеком года по версии журнала Time, а Сергей Дружко – героем метаироничных мемов. Еще не вышли на экраны такие шедевры мирового кинематографа, как «Ла-Ла Ленд», «Мстители: Война бесконечности», «Тайна Коко» и «Бабушка легкого поведения».
Но есть что-то, что не меняется даже спустя 48 месяцев. Каждый декабрь на Sports.ru пользователи приходят в новость «Первый канал не покажет целиком Кубок Первого канала по хоккею» и пишут «Почему канал не показывает в прямом эфире турнир, названный в честь себя?», а остальные массово поддерживают их зелеными плюсиками. Так было и в 2016-м, так получается и в 2020-м, сравните сами. Различается лишь масштаб интереса – четыре года назад ex.community_102 получил 868 лайкосов, а сейчас Ивану Буренкову досталось лишь 40 апвоутов.
Схема, при которой четверговый матч отдают другому вещателю, а в субботу и воскресенье хоккеем забивают дневной слот до вечерних новостей, оформилась как раз тогда, в 2016 году. На Первом поставили игру Евротура с Чехией в самый прайм-тайм, а получили долю в 6,3%. «Это значительно меньше, чем обычная доля Первого канала в это время (19:00 – 21:00). Канал не получает бюджетного финансирования, существует на средства от рекламы и не может себе позволить невыполнение коммерческих обязательств», – писали тогда в пресс-службе.
К сожалению, в открытых источниках недоступны данные за тот период, но те цифры можно сравнить с нынешними – например, с прошлонедельными. В таком же слоте находится программа «На самом деле» – ток-шоу, где непризнанный сын покойного артиста Мишулина необаятельно пытает звезд категории C на детекторе лжи. Так вот вечером буднего дня этот ужас показал долю 16% – почти в три раза выше, чем хоккейный матч.
Отдельное удовольствие – заходить в архивы новостей (мотайте на 16 декабря) и наблюдать за истерикой, скажем, депутата Госдумы Журовой, вице-президента ФХР Ротенберга или экс-президента КХЛ Медведева. «Первый канал – не частная лавочка. Все дойдет до Путина, а мы знаем, как он относится к хоккею», – ах, как это в духе питерской тусовочки, в любой непонятной ситуации пугать вмешательством первого лица.
В случае с победой таблоид-шоу над хоккейными трансляциями принято разводить руками в духе «Не мы такие, жизнь такая» и иногда рассуждать над тем, что же первично – курица или яйцо, то есть люди смотрят, потому что им это показывают, или людям это показывают, потому что они это смотрят.
На этой неделе неожиданно пришла часть ответа, почему же заголовки «Убил жену, узнав о любовнике» и «Скандал с домработницей в состоятельной семье» собирают более высокие рейтинги, чем замена Бердина и Каменева на Кадейкина и Тарасова. РБК в понедельник полыхнул текстом, что Первый канал пятый год подряд проиграл гонку за звание самого популярного в стране. И пока в ВГТРК открывали шампанское, Константин Эрнст открыл огонь по единственному авторизованному в России телеизмерителю – компании Mediascope.
«В 2020 году со всеми его стримами, платформами и интернет-вещанием, со всем многообразием медиапотребления странно само по себе существование измерений, проводимых с помощью железных коробочек. Обладатель коробочки должен при каждом включении телевизора регистрироваться на специальном пульте, жать на кнопку, выходя покурить, снова жать, вернувшись обратно. Должен регистрировать всех членов семьи, приходящих и уходящих от телевизора, и так ежедневно, годами и с абсолютно не ясной для себя целью.
И уж точно мало кто представляет, что доли и рейтинги больших каналов, например, в Москве (городе с 13-миллионным населением), часто распределяются на основании данных порядка 30 таких коробочек, так что победу того или иного канала явно определяет бабушка, в чью-то пользу заснувшая у телевизора.
К сожалению, большую часть производителей телевизионного контента эти данные вынуждают ориентироваться на пожилых, не выходящих из дома женщин, отгоняя все другие возрастные и социальные группы от классического телевидения. Анализировать аудиторию на основании этих данных так же опасно, как летчику пилотировать самолет по сломанным приборам.
В 2020 году, когда телевидение потребляется в значительной степени не через телевизор, обсуждение среднесуточной доли по железным коробочкам может увлекать только тех, кто своим годовым бонусом интересуется больше, чем зрителями», – ответил Эрнст (полностью текст послания доступен на сайте РБК).
Почему рейтинги жизненно важны, объясняется в том же тексте, но давайте перескажу буквально в двух абзацах: по этим цифрам Mediascope телеканалы продают рекламу и формируют бюджет на следующий год. Эрнст и Первый канал год за годом критикуют систему измерения, то есть это не оправдание локального поражения здесь и сейчас, а последовательная позиция.
Слабая социологическая выборка приводит к тому, что телекомпаниям нужно производить контент для пожилых женщин и находиться в замкнутом круге, ведь никто другой, кроме бабушек, не будет смотреть шоу для бабушек. И к 2020 году мы подошли с тем, что все русское ТВ превратилось в бесконечный продукт для дам серебряного возраста.
Конечно, при таких правилах игры практически нет места хоккею и другим спортивным трансляциям за исключением супергромких вывесок. Возможно, всплеск интереса к фигурному катанию и «Ледниковому периоду» тоже связан с доминированием возрастной женской аудитории (хотя тогда бы отдельные номера звездного шоу Ильи Авербуха не залетали бы каждые выходные в тренды ютьюба – мне определенно нужно еще подумать над этим тезисом).
Но от увеличения выборки респондентов Mediascope спортивные болельщики точно выиграют одними из первых – возможно, вместе с поклонниками более провокационных сериалов и менее травоядных юмористических программ. Вероятно, вырастут многострадальные рейтинги «Матч ТВ», если кроме женщин будут обсчитывать больше мужчин – так, наверное, появится смысл в трансляции «Леванте» – «Эльче» на федеральном канале.
Это дает зрителям спортивных событий надежду, что дело вовсе не в слабом интересе, а в плохих счетоводах. Что их на самом деле не десятки тысяч, а миллионы. Что не рожа крива, а зеркало искажает действительность. Да, звучит смешно, что телевидение упрекает кого бы то ни было в транслировании неправды, но давайте хотя бы сделаем допущение, что такое возможно. И отчасти поэтому Первый канал ставит передачи про детектор лжи, а не Кубок имени себя – потому что это бизнес, ничего личного, и по правилам игры нужно ставить таблоид-шоу вместо хоккея, иначе доля просядет в три раза.
Но пока это действительно надежда. У Первого есть предположение, что за пределами этих 30 пиплметров в Москве есть другие прекрасные люди с отличным от большинства вкусом. Что кроме нынешней выборки Mediascope в России живут зрители, которые недополучают актуальное зрелище из-за узости кругозора измерителя. Мы же вместе с ними можем лишь допускать, что эта аудитория готова не только к разборкам жен c мужьями и любовниками, а еще и к хоккейному Евротуру в вечернем прайме буднего дня.
Фото: сайты Федерации хоккея России и Первого канала