Культ женщины в смокинге: от Дитрих и Сен-Лорана до Шараповой на «Уимблдоне»

Женщина в мужском костюме = чистый секс.

«2008-й год не был бриллиантом. Это была одна плохая новость за другой, одно проклятье за другим», – писала Мария Шарапова в автобиографии о сезоне, когда выиграла третий «Шлем» и вернулась на вершину рейтинга. Вскоре после победы на Australian Open у нее заболело плечо, и несколько месяцев она играла через боль, прежде чем в октябре перенесла операцию.

Предпоследним турниром Шараповой перед больничным был «Уимблдон», где она показала худший шлемовый результат почти за пять лет. При этом почти такой же сенсацией, как поражение Марии от Аллы Кудрявцевой во втором круге, стал ее наряд.

Перед началом турнира Шарапова рассказывала: «Я буду играть в классических шортах, как ни странно. Никогда еще не играла «Шлем» в шортах. Этот образ вдохновлен мужским гардеробом, смокингом с его прямыми линиями. Я люблю мужскую одежду, пиджаки от смокингов. Мои брюки будут очень широкие и с очень высокой талией. Нигде такой стиль не актуален так, как на «Уимблдоне».

Тизер Nike ее слова частично подтверждал, но качество промоматериалов тогда было слишком ужасающим, чтобы их можно было воспринимать всерьез.

В итоге на корт Шарапова вышла в костюмных шортах на пуговице, полупрозрачном топе с плиссированной манишкой и однобортном пиджаке на поясе и с крупной строчкой по краю. Влияние формального мужского стиля на этот наряд и правда было очевидно – разве что шорты были на принятой в нулевые низкой талии – до триумфального возвращения высокой оставалось еще несколько сезонов.

Как и большинство нарядов Шараповой того периода, уимблдонский смокинг был громким модным высказыванием – и именно поэтому понравился далеко не всем. Одни хвалили ее за смелость и неконвенциональный подход, а также за оммаж знаменитым английским мастерам индивидуального пошива.

Другим наряд Шараповой казался слишком вычурным, и это тоже понятно: в конце нулевых мы носили цветные колготки, атлас, блузки с вытачками и платья-баллоны. В золотую эпоху Линдси Лохан 21-летняя девушка в смокинге не на тематической вечеринке выбивалась из модного мейнстрима, пусть даже в мужском костюме Джулия Робертс получала «Золотой глобус» еще 20 годами ранее, а Бритни Спирс изображала Rolling Stones – почти десятью.

«Мне нравится, что не меньше десяти вопросов было о моем наряде. Потрясающе», – смеялась Шарапова на пресс-конференции после первого круга. После второго слово взяла обыгравшая ее 154-я ракетка мира Кудрявцева:

«Мне не нравится ее наряд. Мне нравился тот, в котором она играла «Ролан Гаррос». Тут слишком много всего. Она не боится экспериментировать, за это я ее уважаю. Просто иногда получается классно, иногда – нет».

100 лет назад женщина в брюках была скандалом. Потом пришел Сен-Лоран

Забавно, что смокинг запомнился как один из радикальных нарядов Шараповой (со временем ее игровые фасоны стали более коммерческими), а ведь женщина в мужском костюме – классика истории моды.

Еще в XIX веке кросс-дрессингом активно занималась французская писательница Жорж Санд, а век спустя андрогинность в поп-культуру впустили голливудские богини Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн. В первой половине XX века, когда женщина в брюках еще была вызовом благопристойности, Гарбо сочетала брюки с бадлоном, Дитрих надевала смокинг на премьеры, а Хепберн (на фото) ходила по студии в трусах, пока ей не вернули конфискованные из гримерки джинсы.

И все же за популяризацию образа женщины в мужском костюме благодарят мужчину – молодого Ива Сен-Лорана, который через 30 лет после Дитрих в осенне-зимней кутюрной коллекции-1966/67 представил первый смокинг, адаптированный для женской фигуры.

«Это было нечто совершенно вопиющее, так что реакция была соответствующая, – вспоминал тот показ присутствовавший на нем Пол Смит. – На модели был шифоновый топ и пиджак, так что впервые на подиуме можно было увидеть женскую грудь. Все 20 человек в зале были потрясены».

Le Smoking, как назвал его Сен-Лоран, не стал мгновенным хитом марки – парижский музей дизайнера вообще утверждает, что из кутюрной коллекции продали всего один костюм (хорошо разошлась более поздняя версия из линии готовой одежды Rive Gauche). Возможно, тот первый смокинг (на фото) достался нью-йоркской it-girl Нэн Кемпнер, которую пару лет спустя в нем не пустили в светский ресторан La Côte Basque (в ответ она сняла брюки и прошла ужинать в одном пиджаке, выступившем ультракоротким платьем).

Женский смокинг с его интеллигентной сексуальностью стал для Сен-Лорана стилеобразующей идеей, которую он перерабатывал до конца карьеры. В 1970-м он вообще завершил показ белоснежным смокингом, заменив им традиционное свадебное платье, а через год концепцию воплотила в жизнь Бьянка Джаггер, вышедшая в пиджаке от него замуж за Мика в Сен-Тропе.

В каком-то смысле смокингом Сен-Лоран продолжил вектор, заданный маленьким черным платьем Коко Шанель, – подхватил идею о том, что мода – это самовыражение и мировоззрение не меньше, чем новаторские комбинации цветов и материалов.

Мужской стиль на женщине – это не про гендерные войны. Просто это неожиданно красиво

В 1975-м смокинг YSL окончательно превратился в культ благодаря двум снимкам, которые маэстро Хельмут Ньютон сделал для французского Vogue: на одном модель в образе бодлеровского денди стоит в ночном переулке в районе Марэ, а на втором рядом с ней девушка, на которой нет ничего, кроме шляпки с вуалью.

Фотографии оглушительно четко зафиксировали вечную обольстительность женщины в одежде мужского кроя. 50 лет спустя снимки совсем не кажутся устаревшими, потому что сочетание прямых мужских линий и тонких женских изгибов, уверенной мужской позы и узких женских бедер, сигареты в руке и каблуков, скрытых брюками в пол, – это никакая не мода, не стиль и, слава богу, не символ женской эмансипации.

«Смокинг показывает женскую фигуру, но так, что это не смотрится очевидно», – объяснял недавно сэр Пол Смит, в 90-е начавший делать костюмы для женщин после того, как заметил, что они одеваются в его мужские. Мужской костюм на женщине – это та самая простота, которая воплощение искушенности. Женщина в мужском костюме – это чистый секс.

В конце 90-х Вибеке Кнудсен – модель со снимков Ньютона – рассказывала: «Я была молода и не особо интересовалась модой. Я никогда не хотела оставить себе ничего из того, в чем снималась, – пока не надела этот костюм Сен-Лорана. В нем было классно, и я чувствовала, что выгляжу потрясно. Дерзко, но и красиво. После этой съемки я стала одеваться по-мужски. 20 лет спустя я по-прежнему так одеваюсь».

Вечерний костюм – вечный авангард, потому что это немного хулиганство

С годами женщина в мужском костюме, конечно, перестала выглядеть вызывающе: благодаря Дайан Китон, Шарлотте Рэмплинг и Патти Смит, а позднее – Тильде Суинтон, Виктории Бекхэм и Кейт Бланшетт маскулинность стала такой же категорией женского стиля, как и призывная сексуальность (разве что в истеричные годы после Вайнштейна кросс-дрессинг снова стал инструментом идеологической борьбы – но, к счастью, ненадолго).

Но даже в XXI веке, где гендерные роли и границы предельно размыты, вечерний костюм на женщине все еще транслирует уверенность в себе с легкой ноткой бунтарства. «Женщина в смокинге – это всегда немного протест против стереотипа о том, как должна выглядеть женщина», – говорила недавно Джессика Честейн, рассказывая о видении Ральфа Лорена – другого великого дизайнера, который первые женские вещи сделал по мужским лекалам.

Женщина в смокинге по-прежнему как бы говорит: мне не нужно показывать голую кожу, чтобы вызывать интерес. Мою красоту не нужно упаковывать в платье с пайетками. Я смелая, и мне будет на этой вечеринке веселее всех. Я именно такая, какой хочу быть.

Конечно, преподнести себя так эффектно можно не только в вечернем костюме. Но так уж вышло, что вечерний костюм в этом никогда не подводит.

Фото: East News/CONTI PRESS/SIPA, AP Photo/Laurent Rebors, VALERY HACHE, MARTY LEDERHANDLER, Elise Amendola, MIKE FIALA; goldenglobes.com; museeyslparis.com; globallookpress.com/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Keystone, Express Newspapers, Mark Sandten/Bongarts, Pascal Le Segretain, Scott Gries, Clive Brunskill, Jason Mendez