Коллекционирование хоккейных карточек – отдельный спорт. Как он устроен?

Индустрия с вековой историей и миллионами долларов.

Джерси, шарф, бейсболка – стандартный набор атрибутики для опытных болельщиков. Но самые заинтересованные идут дальше и собирают хоккейный реквизит. Одно из направлений – карточки. Их коллекционирование стало отдельным спортом с вековой историей.

Коллекционные карты придумали как приложение к сигаретам

Коллекционные карты обычно делают из картона или плотной бумаги. Изображают портрет хоккеиста, элемент его экипировки или игровой момент. Часто с обратной стороны есть текст – статистика или краткое описание эпизода. Стандартизированного размера нет, но в Северной Америке, где коллекционирование карт – значимая часть культуры, большинство экземпляров выходят в формате 2,5 х 3,5 дюйма (6,35 см х 8,89 см).

История спортивных карточек началась с бейсболистов, а хоккеистов впервые отрисовали в 1910 году. Причем это был не самостоятельный продукт – канадская компания Imperial Tobacco поместила карты в пачки сигарет. Из-за мягкости материала пачка легко сминалась, а картонная карта этому препятствовала.

В двадцатые конкуренция возросла – за печать карточек взялись производители продуктов: Paulin’s Candy, Maple Crispette, Crescent, Holland Creameries и La Patrie.

Лучше всего в новой нише освоилась кондитерская фирма O-Pee-Chee. Но в 1941 году компания приостановила выпуск карт. Лишь через 6 лет после окончания войны карточный бизнес вернулся. В игру включились новые производители – в первую очередь пищевые. В начале 70-х топливная Esso выдавала карточки в виде марок в обмен на покупку бензина.

С этого же времени в дело вошли НХЛ и новообразованный профсоюз игроков, лицензируя карточки и продавая компаниям права на использование образов. После локаута в сезоне-2004/05 один из производителей – Upper Deck – резко вышел на лидирующую позицию: фирма заключила эксклюзивный контракт с лигой и профсоюзом. Те перестали выдавать лицензии конкурентам – так Upper Deck стал монополистом. За пятилетний контракт с НХЛ фирма заплатила $25 млн.

Особый выход из ситуации нашла In The Game – компания подписала соглашения с некоторыми действующими и бывшими игроками, благодаря чему получила право на использование их фото и автографов. Кроме того, фирма договорилась о сотрудничестве с Федерацией хоккея Канады и АХЛ.

На старте десятых в борьбу ввязалась Panini. НХЛ выдала компании лицензию, но через три года Panini закрыла хоккейное направление.

Сколько стоят карточки и как формируются цены?

За последние десятилетия карточки превратились из реквизита в валюту – это пока сложно представить в России, но настолько неоспоримо и обыденно для Северной Америки, что отыгрывалось даже в кинематографе. Главный герой фильма «Взрыв из прошлого» (1998 г.) перемещается во времени – из шестидесятых в девяностые. Он расплачивается за большие траты карточками с бейсболистами, которые собирал отец, – за 35 лет они существенно выросли в цене, поэтому сделали героя баснословно богатым.

Первый всплеск интереса к карточкам случился именно в девяностые – во многом благодаря Уэйну Гретцки, потому что вся атрибутика, связанная с ним, вызывала колоссальный ажиотаж.

Вторая волна стала следствием коронавирусного карантина. Именно в это время цены на значимые карточки подскочили в разы. В конце 2020 года карта Гретцки 1979 года ушла с интернет-аукциона за $1,29 млн и перебила рекорд – за четыре года до этого покупатель выложил $465 тыс. за похожее изображение Гретцки. Рекорд продержался пять месяцев – в мае 2021-го точно такая же карта Гретцки ушла с молотка за $3,75 млн.

Последняя крупная сделка – набор карточек 1979-1980 гг. продан за $3,72 млн. В наборе 10 752 карточки, но дорогим его сделало не количество – с высокой вероятностью там есть одна из ранних карт Гретцки, а именно такие ценятся выше остальных.

И покупатель, и продавец сохранили анонимность – условие большинства крупных коллекционных операций. Несколько коробок, в которых содержался набор, больше 40 лет хранились в подвале одного из частных домов Саскачевана. Отец продавца купил карты за $150 и – по непонятной причине – спрятал, а сын спустя время нашел случайно. Наследник разбогател на $3,1 млн: пятую часть от суммы продажи забрал Heritage Auctions – организация, помогавшая с аукционом.

В общей спортивной таблице карточка Гретцки занимает шестое место. На вершине – карточка Микки Мэнтла, знаменитого бейсболиста «Нью-Йорк Янкис». Она стоит невероятные $12,6 млн. Карточка Мэнтла – самый дорогой объект в спортивном коллекционировании. Даже игровая майка баскетболиста Майкла Джордана ($10,1 млн) и джерси футболиста Диего Марадоны ($9,28) продались дешевле.

Иногда такое уникальное владение карточками сопряжено с рисками. В мае 2021 года в пригороде Милуоки трое бандитов атаковали мужчину, когда он шел по парковке супермаркета. Нападавшие узнали, что у жертвы есть несколько нераскрытых коробок с редкими карточками. Мужчина отбился, а преступники сбежали.

Прошлой зимой в Эдмонтоне разбили витрины магазина с картами. Грабители вынесли артефакты на $50 тыс – среди них была карта Уэйна Гретцки в хорошем состоянии. Полиция вычислила преступника, когда он пытался сбыть товар. С коллекционными предметами это сделать сложнее, чем украсть: если покупатели видят, что ценный экземпляр продается слишком дешево, то, как правило, сразу звонят в полицию.

Как хоккейные карточки собирают в России? Рассказывает коллекционер

«В нашей стране к карточкам пришли не сразу – первая коллекция вышла в 1991 году, а в советское время собирали открытки с картинками. В США и Канаде это дело развито намного сильнее – в десятки, в сотни раз. Они законодатели мод не только в самой игре, – рассказывает Дмитрий, в коллекции которого около 3000 карт. – У нас нет ни одного магазина. Единственная компания, которая работает по КХЛ, – из Прибалтики. Там у них производство, а каким путем они поставляют материалы сейчас, я даже не знаю.

Наибольшее количество коллекционеров – в Москве, но такие люди есть во всех крупных городах. Есть несколько сайтов, где коллекционеры обмениваются карточками, а кто-то их продает. На самом популярном таком сайте зарегистрированы порядка 4000 человек, но не все из них активные. Настоящих коллекционеров не так много.

Карточки делятся на лицензированные и ручной работы (как некоторые выражаются, «самопал»). Производители лицензированных карточек, чтобы коллекционеры купили как можно больше материала, упаковывают карточки в пакетики. В каждом пакетике условно 10 карточек. Пока коллекционер не купит и не откроет коробку, он не узнает, что внутри.

Что можно считать коллекцией? Приведу пример не из карточек. Есть фотоальбом «Зал славы отечественного хоккея». Формат: лист А4, на одной странице– биография игрока, на другой – фотография. Кто-то из игроков уже ушел, но примерно 60 человек из нашего зала славы живы. Я собрал около 40 их автографов – по моему мнению, уже один такой предмет может считаться коллекцией.

Еще вариант – коллекции по тематике: например, игроки одного клуба, либо разные карточки одного игрока, либо карточки, приуроченные к одному событию. Каждый коллекционер выбирает сам.

Одна из основных тематик моей коллекции – Павел Дацюк. Когда выходит новая коллекция, там может быть несколько его карт: базовая, так называемые хиты (небольшим тиражом), автограф-карта.

У нас все сложно, а за океаном есть каталог, в котором представлены все коллекции – ты можешь любую карту найти и понять порядок цен. Мы же не знаем рынка, поэтому не всегда легко определить стоимость – приходится консультироваться, обсуждать внутри сообщества.

Как автограф влияет на стоимость карты?

У меня есть цель собрать автографы всех участников Суперсерии-1972. По сборной Канады только один игрок не любит давать автографы – вратарь Кен Драйден; его купить дорого и сложно. А всех остальных игроков, тренера и даже функционера можно найти. По нашим игрокам собрал чуть больше двух третей, дальше – большая проблема.

Попробуй найди автограф Валерия Харламова – официальных не было. На сайтах бывают какие-то варианты, но как убедиться в подлинности? Однажды я спрашивал у сына Харламова – похож ли автограф. Он засомневался.

Я начал коллекционирование в 2019 году с автографов и контактов с легендами хоккея. Первое время от карточек уходил, но потом мне одну за другой подарили несколько карт Дацюка – и меня немножечко понесло.

В 2021 году я активно начал мониторить – выходить на сайты, искать контакты. Теперь почти в каждом крупном городе есть друзья, знакомые, с которыми провели сделки по карточкам.

Есть автограф-карты, специально сделанные под автографы. На лицевой стороне, как правило, фотография игрока или игрового момента; внизу – плашка, внутри которой игрок расписывается. Или игрок может расписаться на наклейке, затем в типографии ее наносят на карточку.

К сожалению, у нас нет сертификации автографов. За океаном есть компании, которые верифицируют подписи, выдают соответствующие документы. Это увеличивает коллекционную и ценовую стоимость карты.

Я могу убедить в подлинности автографа, если покажу совместную фотографию с игроком. Или – в некоторых случаях – могу позвонить игроку и попросить подтверждение.

Автограф не всегда увеличивает стоимость карточки – иногда может даже уменьшить. Нужно рассматривать каждый отдельный случай. На первых картах Уэйна Гретцки почти нет автографов, а продаются за бешеные деньги. Первые лицензированные карты Матвея Мичкова (сезон-2021/22) вышли тиражом 10-15 экземпляров – их автограф точно испортит.

Для автографов я использую дешевые (стоимостью $1) базовые карточки НХЛ.

Можно привести пример не из карточек. Джерси Уэйна Гретцки, в котором он сыграл последний матч, продали с аукциона за $1,45 млн. Сзади на номере, как делают обычно, джерси не подписан. Люди считали, что автограф испортил бы джерси, поэтому Гретцки подписал внизу на развороте мелким шрифтом.

Нюансы коллекционирования: какие карты ценятся, где их купить и как хранить

По НХЛ – на примере Дацюка – я быстро успокоился: собрать даже дешевые базовые карты невозможно. Там столько материала, что, даже если ты олигарх, то не соберешь все. Базовые карты можно найти за $1, а малотиражные – гораздо дороже. Читал, что одна компания за океаном ищет единственную в серии карточку Коннора Бедарда – предварительно предлагают $1 млн.

Малые тиражи делаются специально – так увеличивается ценность коллекции. Самая первая карта – особенно, если игрок вписал себя в историю хоккея – представляет высшую ценность. Даже если она базовая и в большом тираже.

В Северной Америке есть оценка состояния карты по 10-балльной шкале. От 6,5 баллов (чуть сбит уголок, например) карты стоят уже приличных денег. Самое дорогое, что я видел не на аукционе, а в свободной продаже, – карта 9,5 баллов за $60 000. Состояние 10 – это аукционный вариант.

Еще один способ приобрести карту помимо аукциона или личных договоренностей – это брейк: человек купил коробку и предлагает цену за лоты. Кто-то из коллекционеров ставит на СКА, кто-то на «Автомобилист» и так далее. Продавец в прямом эфире производит вскрытие, и дальше – как в лотерее. Я поставил, скажем, 5000 рублей на СКА – если в наборе будут какие-то игроки оттуда, я получу их карточки; если нет – моя ставка сгорает.

Совет начинающим коллекционерам? Самое главное – нужно хладнокровие и определиться с тематикой. Не стоит пытаться выпрыгнуть из штанов – надо понять, что все собрать невозможно.

Изначально я коллекционировал шайбы. На 200 шайбах понял, что нужно отдельное помещение. С карточками проще: они одного формата, и разместить на книжной полке можно тысячи, в книжном шкафу – десятки тысяч.

Для карт есть аксессуары; самый простой и необходимый минимум – уложить в сливс, это специальный прозрачный пакетик. Есть листы для альбомов, есть обложки для альбомов, а есть карты-хиты – с пластиковыми или магнитными холдерами.

В чем мотивация? Если в двух словах – повышает настроение, улучшает аппетит. Я считаю, у каждого человека должно быть хобби. Интереснее жить, когда оно есть. Жалею, что поздно занялся – с некоторыми ветеранами просто не успел познакомиться, пообщаться, взять автографы.

Я всегда испытывал интерес к хоккею, но пик был после Квебека-2008. Я пришел на работу, смотрю на коллег и думаю: «Как вы вообще можете спокойно сидеть и работать? Сборная выиграла впервые за 15 лет – ребят, нужно бежать в магазин, открывать шампанское и праздновать».

В определенный момент понял, что хочу не просто смотреть и фанатеть – хочу частичку всего этого иметь у себя. Раньше мечтал о чьих-то автографах, а сейчас с некоторыми из этих людей в приятельских отношениях. Это большая честь и очень интересно. Хоккейное сообщество открыто. Единичные случаи, когда люди не идут на контакт и, скажем, отказываются дать автограф.

Не могу точно назвать, сколько трачу на коллекцию – все зависит от цели. Захотел карту Петрова, например, – и погнал искать. Я стараюсь минимизировать расходы: если взял живой автограф у кого-то из наших ветеранов Суперсерии, то не покупаю другие официальные автограф-карты. Карты ушедших ветеранов уже, конечно, ищу. Дальше – либо покупка, либо обмен в зависимости от категории продавца. Я лично не готов на подвиги – тратить больше $100 на карту не буду.

Карты, которые я покупаю сам, могу продать. Но другие – нет. Я начинал с карт Павла Дацюка, он никогда и никому не отказывает, но у него есть принцип – всем по одному. Мне иногда перепадало и по два, и по три, и по пять – я обещал, что не продам. Это обещание держу. Мой принцип такой, что, если сам беру автографы, то карты не продаю – либо сохраняю, либо обмен. Семье сказал, что при мне продавать ничего не намерен; после – делайте что хотите».

 Автор Егор Бульчук