Как оценить 6 лет Канделаки на «Матч ТВ»? Она пришла в спорт как реформатор – и что получилось?

Провожаем самого громкого медиаменеджера в истории спортивного телевидения России.

Когда только Тину Канделаки уволили на повышение в замгендиры «Газппром-Медиа», в телеграм-канале Sports.ru появился опрос: «Как вы оцениваете работу Канделаки на «Матч ТВ»?» И пять вариантов ответа со звездочками, словно Тина – ресторан или дорогая гостиница. Из текста с итогами олимпийского показа на русском ТВ вы могли догадаться, что я тащусь от оценок по пяти-, 10- и 100-балльной шкале, но тут лично у меня четкого и молниеносного ответа не было.

С одной стороны, Канделаки создавала «Матч ТВ» и с необъявленными перерывами руководила важной частью спортивного вещания в стране без двух месяцев шесть лет. Ну окей, вычтем эти перерывы – останется от четырех до пяти лет прямого управления. О любом президенте футбольного клуба мы что-то можем сказать хорошее или плохое. Оценить шесть лет правления Тины Канделаки, руководителя РосГосESPN, решительно невозможно.

Ну, в смысле, можно зайти в комментарии под новостью Sports.ru, телеграм-канал Ксении Собчак или твиттер Василия Уткина и понять, кто такая Тина и почему она – зло. Но если предметно разбирать почти шесть лет «Матч ТВ» и Канделаки в кабинете генпродюсера – что останется, кроме пустых оскорблений и отвратительных сексистких шуток?

Мне кажется, что ее проблема в том, что она не была фанатиком, как от нее требовали. Не знаешь, как Азмун играет за сборную России? 400 негативных комментов на Спортсе. Не разбираешься в секрете взлета Аслана Карацева на Australian Open? 200 негативных комментов в инстаграме. Оставляешь в эфире Георгия Черданцева, хотя он давным-давно не тянет? 650 комментов. И так во всем.

Тина Канделаки возглавила «Матч ТВ» как человек из физкультуры, хотя индустрия и зрители ждали человека из спорта. Отсюда же были первые креативные решения – знаменитые смузи в утренних шоу, менее знаменитые программы вроде «Бешеной сушки» шли для людей, которые интересуются фитнесом, а вовсе не спортом высших достижений.

Можно представить, что людей, делающих берпи, намного больше фанатов магнитогорского «Металлурга», но объяснить их союз на общедоступном спортивном канале как будто не пытались. Фанаты голов-очков-секунд, оставшиеся в наследство от «России 2» и «НТВ-Плюс», сразу агрились при виде Марии Командной с коктейльным бокалом, а любители комфортных беговых дорожек и скручиваний до «Матч ТВ» не дошли. Почему? Наверное, беда и с позиционированием, и с качеством продукта (простите, Маша).

Так Тина Канделаки впервые осталась один на один с хейтом. Не знаю, понимала она или нет, что участвует в безвыигрышном соревновании. Победить в войне за рейтинги «Матч ТВ» – нельзя. Проиграть – наоборот слишком просто. Никто не знает, что такое рейтинги и доли и почему система телевизионных измерений плохо отражает реальность. Но как только я напишу рядом слова «Матч ТВ» и «Карусель», вы сразу вспомните… Даю вам три секунды на легкое напряжение памяти. Три. Два. Один – правильно, вы вспомнили новость, как детские мультфильмы обогнали студийные эфиры с участием Александра Шмурнова.

И это еще одна проблема Тины – в том, что она лучше других руководителей спортивного ТВ (кроме, может, – вы будете смеяться – Василия Уткина) поняла, что раз до победы нельзя добраться, то можно объявить себя победителем. Отсюда многочисленные пресс-релизы о рейтинговых достижениях в трех из 15 возрастных категорий, причем нужно еще делить на три, чтобы понять, это М, Ж или М+Ж.

Но чем громче были триумфальные посты в телеграм-канале «Тина Канделаки», тем сильнее нарастало напряжение. Потому что зрители «Матч ТВ» видели: рейтинги и доли-то растут, а поговорить о вчерашней игре «Ливерпуля» на работе или в курилке как было не с кем, так и не стало. Спасибо, но мы и из эфиров Владимира Соловьева и программы «Время» наедаемся пропаганды, чтобы она пробиралась еще и в наш относительно чистый (на фоне всего остального в медиапространстве) русский спорт.

В этом и беда – Тина Канделаки в какой-то момент честно билась за все хорошее (красивые студии, красивые ведущие, красивые трансляции, красивые программы) против всего плохого (некрасивые студии, некрасивые – ну вы поняли). Но после слишком широкого бюджетного шага драться за рейтинги руками и в полях Канделаки была не готова, и вокруг нее не оказалось фанатика, который согласился бы встать вместо нее в войне за цифры хотя бы с «Каруселью» (а на самом деле, конечно, с «Пятницей!», «Звездой» и телеканалом «Мир»). Героем не стала ни Наталья Билан, ни триумвират Тащин-Вайнштейн-Румянцев, ни Гавриил Гордеев с «Матч! Премьер», ни другие топ-менеджеры «Матч ТВ».

И при всех будто бы оправданиях Тины можно элементарно спросить – а за что ставить ей оценку? Илья Фирсов с Television-Sport.com с серьезным лицом утверждает: за перевод «Матча» в HD, без него мы бы до сих пор смотрели «Россию 2» в формате 4:3. Это все, конечно, здорово, если забыть о том, что технологический переход в высокую четкость сделал бы любой телевизионный менеджер, и для этого не нужна пухлая телефонная книжка Канделаки, которая не раз ее выручала за шесть лет (тут и защита Андронова с Дементьевым от Бесогона с Пушковым, и атака на Василия Уткина на ЧМ-2018).

Что вы сделали за шесть лет, Тина Канделаки? В смысле, самоокупаемы, оставили технологию, которая опережает индустрию на световые годы, бла-бла-бла, но если так по существу – что вы сделали такого, чего не сделал бы на вашем месте любой человек с табличкой «Генеральный продюсер «Матч ТВ» на двери кабинета?

У вас были ресурсы, чтобы аккумулировать под зонтичным брендом «Матча» лучших людей и главных талантов, – вместо этого вы как минимум потеряли двух людей с репутацией кристальных джентльменов в индустрии.

У вас были ресурсы, чтобы снимать документальные фильмы на уровне «Last Dance с поправкой на русские руки» – пандемия показала, что «Матч» подготовил за пять лет (ничего).

У вас была политическая воля, чтобы сделать субхолдинг могущественным госмонополистом в сфере спортивных медиа – но теперь мы только смеемся над вашими интервью, как вы замотивировали Okko, «Яндекс» и Первый канал на конкуренцию в спортивном вещании.

Я слежу за «Матч ТВ» все пять лет и 10 месяцев его существования, не пропускаю ни одного важного эфира – и я не знаю, как ответить на вопрос «Что сделала Тина Канделаки для спортивного телевидения». Ни у кого из нас нет ответа, что было бы, если бы Канделаки не было на «Матче» и в русском спорте. Но мне кажется, что это самый четкий показатель того, что мы не можем даже проголосовать в опросе Sports.ru, как оценить шесть лет русского спортивного ТВ при Тине Канделаки.

В смысле, о пяти и четырех звездах тут речи не идет, это понятно. Три звезды – пожалуй, тоже жирновато. Хотя бы оставить так, как было и ничего глобально не трогать – уже достаточно для «удовлетворительно». Но Канделаки ведь влезала в традиционное мироощущение индустрии (что понятно и даже правильно – в привычном виде спорт Россию вне побед наших не возбуждает).

Двойка? Единица? Кажется, будто слишком плакатно, будто сразу назначаем одного виноватого в провалах, а это ведь не так. Я думаю, что самой правильной оценкой Тины Канделаки на «Матче» будет отсутствие голоса. Без оценки. Вместо нее открытым спортивным каналом мог руководить плюс-минимум кто угодно с похожим менеджерским опытом, и вышло бы абсолютно точно так же за парой исключений. Тогда за что нужно оценивать конкретно Тинатин?

Поэтому пока – без оценки. Удачи Александру Тащину. Ему предстоит очень много работы, чтобы «Матч ТВ» стал хотя бы заметным. Смешно, что Тина Канделаки, выбившая дверь спортивного телевидения с двух ног заявлением про структурный ноль, уходит в другой кабинет «Газпром-Медиа» с 0/5 в качестве оценки деятельности. Смешно. Просто чума.

Фото:«Матч ТВ»; Instagram/ tina_kandelaki