КАК КИТАЙ ЗАХВАТИТ ФУТБОЛ

Победителем Чемпионата Мира 2050 года станет… КИТАЙ! Звучит странно, правда? Но это то, что произойдет, если всё пойдет по плану Президента Китая Си Цзиньпина.

Итак, в чем состоит план — именумый «планом развития и популяризации китайского футбола». Как и в случае с Великой китайской стеной, новым шёлковым путем и технологическими компаниями — футбольные планы Китая огромны и отнестись к ним стоит серьезно.

Китай планирует воздвинуть целые футбольные города для жителей всех возрастов и сделать это до 2025 года. Планируется, что в этих футбольных городах будет базироваться как минимум два профессиональных футбольных объекта: один молодежный тренировочный центр (возрастной ценз) и несколько местных (территориальный ценз) футбольных центров.

Китай сейчас — самый динамичный рынок для футбольных акторов. Между Барсой, Баварией и многими другими европейскими клубами идет ожесточенная борьба за долю огромной базы футбольных болельщиков Китая.

Перевод познавательного видео-материала о развитии футбола в азиатской части земного шара, его влиянии на остальных и в целом на футбол. Авторы канала провели тематическое исследование, совместно с профессорами из Гарварда, которые помогут понять, как европейские футбольные клубы движутся на восток, чтобы построить свой бренд в Китае.

На этой карте отражено сравнение двух экономических сверхдержав: США и Китая, с точки зрения торговли. Синие страны больше торгуют с США, а красные — с Китаем. Приведены данные по состоянию на 2000 год.

Перенесемся в 2020 год где картина выглядит совсем по-другому. Китай обогнал США и является страной с самой большой экономикой в ​​мире. С поправкой, доля Китая в мировом ВВП составляет почти 20 %. Рост Китая до страны со статусом экономической сверхдержавы беспрецедентен.

Почти все отрасли промышленности переключили свое внимание на китайский рынок и его быстрорастущий средний класс, составляющий миллионы потребителей. «Apple», «Nike», «Volkswagen» — множество компаний производителей товаров сосредоточены на том, чтобы завоевать китайских клиентов и сохранить свои позиции на мировом рынке. Китай уже является крупнейшим рынком по сбыту смартфонов, автомобилей и одежды.

Что насчет спорта, в частности футбола.

Долгое время крупные мировые спортивные игроки игнорировали китайский рынок, наивно полагая что он закрыт и там по большинство интересуются только настольным теннисом. Сегодня же все наоборот — многие взгляды устремлены в сторону азиатского дракона. Это также затронуло самый популярный в мире вид спорта: футбол. Так же, как «Apple», «Nike» и «Volkswagen» — Барселоне, Челси и Баварии приходится иметь дело с насыщенными внутренними рынками. Если они хотят расти, им нужно искать новых поклонников за границей. Их цель состоит в том, чтобы создать сильный глобальный бренд для увеличения доходов от спонсорства, мерчандайзинга и телевещания.

Для многих футбольных любителей, футбольные амбиции Китая в основном ассоциируются с сумашедшими суммами трансферов таких игроков как Оскар, Халк и Алекс Тейшейра. Закономерен вопрос — имеются у них национальные талантливые игроки? — Не так много. Но у китайского Президента есть Генеральный план, который изменит ситуацию в корне. Не напоминает ли этот план легендарные пятилетки?

Весной 2015 года Президент Си обнародовал план превращения Китая в мировую футбольную державу. План предусматривает создание и улучшение футбольной инфраструктуры и введение новой организационной системы, которые в конечном итоге приведут к тому, что мужская сборная Китая по футболу победит на Чемпионате мира 2050 года.

Попутно, в стране будет построено 20 000 футбольных тренировочных центров и 70 000 футбольных стадионов, в начальных школах будут введены футбольные курсы с целью привлечения молодого поколения к спортивному образу жизни, и к 2030 году Китай на основе вышесказанного может стать ведущей азиатской футбольной державой, достойной провести Чемпионат мира и, в конечном итоге, стать его победителем.

По словам самого Президента: «Осуществление китайской мечты о славном возрождении китайской нации неразрывно связано с мечтой о том, чтобы Китай стал футбольной державой».

Китай имеет серьезные намерения. В 2017 году «Wanda Group» стала ключевым спонсором ФИФА, и многие считают это действие первым шагом к проведению Чемпионата мира в Китае — одной из заявленных целей плана Си. И любой, кто смотрел ЕВРО, мог заметить невероятное обилие на рекламных постерах брендов китайских компаний.

Настало время крупным европейским клубам обратить свой пристальный взор на Китай. Как выразился Карл-Хайнц Румменигге: «Когда Правительство Китая начинает такую амбициозную программу развития, не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что в обозримом будущем футбол в Китае станет доминирующим видом спорта».

Как футбольные клубы выходят на новые рынки? Во-первых, футбольные клубы располагают офисы в новой стране пребывания. Во-вторых, вступают в партнерские отношения для внедрения собственных результатов творческой деятельности, которые выражаются в определённом наборе информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, которые необходимы для успешного ведения дела в области футбола, и в-третьих открывают академии, школы с целью поиска и развития местных талантов.

Одной из таких мер, которая оказалась очень успешной, являются предсезонные туры. В 2019 году многие европейские топ-клубы проводили предсезонку за границей — в США или Азии. Это не новое явление.

Когда Реал Мадрид впервые гастролировал в предсезонном турне по Азии в 2003 году, они продали более 200 000 футболок всего за 17 дней. Глава отдела маркетинга Реала отметил: «В конце концов в мировом футболе существуют около шести брендов-лидеров. Люди будут поддерживать местную команду и одну команду из подобной большой шестерки. Мы должны позиционировать себя в качестве одной из таких команд».

Это объясняет, почему топовые европейские клубы разъезжаются по разным часовым поясам, чтобы подготовиться к новому сезону. Но все эти предсезонные туры могут быть успешными только в том случае, если они основаны на более широкой стратегии, учитывающей местные условия. Подробное знакомство с китайским потребителем имеет ключевое значение для футбольных клубов, которые хотят завоевать новых болельщиков.

Как же выглядит типичный китайский футбольный фанат? «Типичный китайский футбольный болельщик — мужчина средних лет, принадлежащий к китайскому среднему классу, который скорее смотрит футбол, чем сам играет в него. Но в отличие от большинства западных футбольных болельщиков, китайские болельщики склонны отождествлять себя с конкретным игроком, а не в целом, с командой».

Самыми популярными игроками в Китае являются Месси, за ним следует Роналду и… Дэвид Бекхэм! Бекхэм все еще может пожинать плоды от первого предсезонного тура по Мадриду и его популярность намекает на самый важный фактор при мысли о выходе на китайский рынок: социальные сети.

Китайские потребители в значительной степени полагаются на свои мобильные устройства и социальные сети для цифрового взаимодействия и потребления контента. Интернетом в Китае пользуются около 1 миллиарда человек, и более половины из них для этого используют свои мобильные телефоны, и почти все они активны в социальных сетях.

Но не на «YouTube», «Google» и «Twitter». Эти социальные сети недоступны в Китае. Вместо этого появились китайские аналоги, такие как «Tencent», «Weibo» и «Douyin» — для того чтобы осчастливить китайских интернет-пользователей. С самого начала эти платформы были разработаны так, чтобы быть более открытыми для интеграции коммерческих предложений, по сравнению с западными вариантами. В отличие, например, от «Facebook», основным источником дохода «Tencent» часто является не реклама, а продажа товаров через «WeChat». Cоциальные сети в Китае так же важны, как и в остальном мире, но они предлагают ещё большие коммерческие возможности — это социальные сети на стероидах.

Если футбольный клуб хочет, ко всему прочему, торговать товарами — для китайского рынка это не проблема. Для этого необходимо расширять свое присутствие в китайских социальных сетях путем создания аккаунтов и завоевания внимания аудитории. Итак, какие футбольные клубы справились в этом аспекте лучше всего к настоящему времени? У кого из них самый большой охват в китайских социальных сетях?

На «Weibo», социальной сети схожей с «Twitter», больше всего подписчиков у Манчестер Юнайтед, Барселоны и Челси. На «Douyin», сервисе, аналогичном «TikTok», первое место занимает Барселона, за ней следует Реал и Челси. Показатели динамичны — поэтому статистика и места изменяются ежедневно.

Рост аудитории европейских футбольных клубов в китайских социальных сетях стремителен: так, в «Douyin» рост аудитории составил с 2,5 миллионов в 2018 году до почти 20 миллионов в 2020 году. Одна из самых быстрорастущих команд — мюнхенская Бавария, которая была названа самым влиятельным спортивным клубом в «Douyin» в 2020 году. Это следствие их стратегии, представленной в 2015 году. Они увидели растущую важность выхода на мировой рынок и то, что социальные платформы, такие как «Douyin», станут ключом к китайскому рынку.

В отличие от других клубов, Бавария решила создать собственную команду в Китае, вместо того, чтобы предоставлять лицензию местному партнеру. Это дало клубу больше контроля, гибкости и доступа к болельщикам и создало доверие, которого сейчас не хватает другим клубам, потому что они пытались коммерциализировать свой бренд как можно скорее. Хотя подход Баварии наиболее затратен с финансововой стороны, но по сравнению с «аутсорсингом», эта стратегия оказалась более устойчивой. Клуб сделал акцент на своей командной культуре, цветах и ​​достижениях, особенной контент-стратегии, основанной на общей популярности Германии и бренда Баварии в Китае, при поддержке немецкого правительства. Скорее всего, по этой причине (одной из) многие люди в Китае знают и любят такое явление как «Октоберфест», а также предпочитают продукты с пометкой «сделано в Германии».

Франция, Германия, Испания, Италия, Бразилия — победители последних Чемпионатов мира по футболу. Если Генеральный план президента Си будет успешно реализован, через несколько десятилетий Мы сможем добавить в этот список и Китай.

Китай находится на пути к тому, чтобы стать крупнейшей экономикой мира и сделать футбол самым популярным видом спорта в стране. Крупные европейские клубы продолжат борьбу за китайских болельщиков. Результат этой битвы, скорее всего, решится на поле и в социальных сетях.