ФОТО. Они нашли футбол в шедеврах Кандинского, рисуют великие голы на одежде и хотят быть как adidas

Из гаража родителей до вечеринки с Месси и Дель Пьеро в Москве за пять лет.

Девять лет назад братья Люк и Гейб Катберт, фанаты «Ноттингем Форест», подрабатывали во время летних каникул, продавая гамбургеры в передвижном трейлере на фестивалях уличной еды. Сэкономив немного денег, они купили у друга обычный домашний принтер с принадлежностями для печати на одежде. Создавая эскизы на разные популярные темы, наносили их на футболки, которые потом продавали на Ebay.

Из этого мини-бизнеса выросла компания, которая стильно одевает футбольных фанатов, вдохновляясь Кандинским, делает коллаборации с adidas и создает свою линию модной одежды. Знакомимся.

Люк Катберт (слева) и Гейб Катберт (справа)

Гараж родителей и торговля на Еbay

«Тем летом случился «эффект Агуэро» (имеется в виду гол аргентинца в ворота «КПР» на 94-й минуте последнего тура АПЛ сезона-2011/2012, сделавший «Сити» чемпионом – Sports.ru). Мы поняли, что нет ничего, что как-то бы запечатлело этот момент для фанатов: внезапная трансформация отчаяния и печали в чистый и неконтролируемый восторг. Нам захотелось сделать такие мгновения бессмертными», – рассказывали братья.

Парни переключили все свое внимание на футбол. Гейб создавал оригинальные зарисовки, улавливающие настроение и энергию футбольного момента. Люк наносил их на одежду и отвечал за операционную деятельность. Так появился магазин-студия Art of Football.

Мастерскую поначалу оборудовали прямо в доме родителей. Заказов было так много, что к 2014-му, всего через два года после запуска, годовой оборот составлял уже 55 тыс. фунтов в год. В 2016-м компания переехала в коммерческое помещение в родном Ноттингеме, а еще через год оборот вырос до 180 тыс. фунтов.

Начав с небольшой коллекции, в которой было лишь по одной футболке для 20 клубов АПЛ, очень скоро по многочисленным просьбам покупателей братья создали сотни дизайнов.

Вот лишь несколько.

Постепенно у ребят накопился опыт, позволявший определить, будет ли рисунок популярным.

«Прежде всего мы искали драматичные моменты, но и наш дизайн должен был быть удачным. Насколько нам удалось ухватить нерв мгновения, мы понимали по собственным ощущениям, когда показывали готовую работу друг другу. Если она была хороша, мы это чувствовали», – рассказывал Гейб.

ЧМ-2018, медведь Пиклз и Кандинский

Дело шло в гору так быстро, что уже в 2017-м их пригласили в Москву на презентацию официального мяча ЧМ-2018.

«Там были Месси, Хаби Алонсо, Кака, Дель Пьеро и Подольски. К сожалению, нам не удалось поговорить с ними или показать свои работы, но даже просто стоять так близко к ним было очень круто», – увлеченно делился воспоминаниями Гейб.

К ЧМ-2018 Art of Football, как это и положено амбициозным командам, усилились, наняв еще одного художника – главного рок-н-рольщика студии Мэтта Варди.

View this post on Instagram

A post shared by Matt Vardy (@_scarce_)

Мэтт создал рисунок, ставший фишкой Art of Football: медведь Пиклз олицетворяет фанатов и все, что связано с фанатской культурой. Вот этот под номером семь (отсылка к Дэвиду Бекхэму) стал первым.

С тех пор свой Пиклз появился еще у десятков команд и добавил изрядную долю фанатов самому магазину. Каждый рисунок отражает узнаваемые атрибуты болельщиков конкретного клуба или сборной.

Медведем дело не ограничилось. Специально по случаю ЧМ-2018 создали коллекцию, вдохновленную творчеством русского абстракциониста Василия Кандинского, которого Гейб называет любимым художником.

Кандинский был одной из самых заметных фигур в мире искусства конца XIX – начала XX века. В своем творчестве он не пытался передать мир таким, каким мы его видим. Его целью было влияние на ощущения через комбинации ярких цветов, различных типов линий и неясных объектов. Иначе говоря, картины Кандинского – не факты, а эмоции, которые каждого затрагивают по-своему. Защитник «Боруссии» Тома Менье будучи большим поклонником работ русского художника даже говорил, что видит в них себя.

«У него есть очень интересные формы, которые идеально сочетаются с динамикой и эмоциями футбола, – восхищались русским художником братья, – мы создали целую серию под названием «Маленькие миры», где футболисты будто создают свой мир внутри футбола. Это не похоже ни на что из того, что мы делали».

Название коллекции – отсылка к одноименному циклу зарисовок Кандинского, который вышел в 1922 году. Двенадцать абстрактных композиций, каждая из которых – микрокосм, объединяющий разрозненные объекты, загадочно связаны единой темой создания нового мира. Геометрическая цельность картин и точные пропорции дают наблюдателю ощущение роста и запускают воображение в полет.

Команде Art of Football удалось передать замысел русского художника через футбол. Вам точно захочется узнать о Кандинском больше после просмотра этих творений. Зацените.

Победный гол Зидана ударом с лета в финале ЛЧ-2001/2002 против «Байера». Линии Кандинского выражают невероятную концентрацию, технику и точность одного из лучших игроков своего поколения.

Месси, посадивший на пятую точку Джерома Боатенга в полуфинале ЛЧ-2014/2015 против «Баварии». Серия полукругов Кандинского подчеркивает талант нападающего непредсказуемо менять траекторию движения, а коричневый шар слева фиксирует выбранное направление финального рывка.

Удар с лета Ибрагимовича, завершившийся голом в ворота сборной Франции на Евро-2012 и признанный лучшим на том турнире. Желтые фигуры Кандинского насыщают эпизод энергией, а длинные линии сужающейся трапеции дают почувствовать силу удара.

Озил, получивший мяч на ход в матче ЛЧ-2016/2017 против «Лудогорца» и запустивший его по удивительно точной вертикали через изумленного голкипера, прежде чем положить двух защитников на спину и закатить в ворота. Сплошные линии Кандинского подчеркивают уверенное и отточенное исполнение.

«На наш взгляд, искусство – это про то, чтобы заставлять вас чувствовать что-то. Именно это должно быть его смыслом, и неважно, будут это хорошие ощущения или нет. Футбол делает то же самое каждую неделю, и нет ничего, что может с ним сравниться. Именно поэтому они неразрывно связаны друг с другом», – говорили в интервью BBC Sport создатели Art of Football.

Дали

«В какой-то момент мы поняли – чтобы заинтересовать покупателей за рубежом, нужно создавать рисунки, которые будут ассоциироваться с близким им искусством. Мы увидели нишу и стали вспоминать самых известных художников из других стран, чтобы объединить их творчество с футболом», – рассказывал мне в Ноттингеме глава по связям с общественностью Art of Football, харизматичный бородач Лори Айлингуорт.

Оказалось, что Сальвадор Дали – любимый художник Мэта Варди (напоминаю, главного рок-н-рольщика студии), у которого даже есть огромная тату эпатажного испанца на руке.

View this post on Instagram

A post shared by Matt Vardy (@_scarce_)

Сам Дали с детства дружил с футболистами «Барселоны» середины 20-х годов прошлого века – Эмили Саги-Барбой (455 игр за сине-гранатовых) и Хосепом Самитьером (360 игр). Троица часто проводила вместе отпуск на курортах каталонского Кадакеса.

Причудливые сюрреалистические сюжеты эксцентричного испанского художника определили целое направление в искусстве. Его жизнь вместила в себя больше провокаций, чем иное арт-хаусное кино. Картины и скульптуры Дали – продукт мятежного ума гения, который наслаждался резкими реакциями публики на творчество. Как и в случае с Кандинским, ребята из Art of Football опять сделали нечто очень интересное.

Положили на телефон бутсу вместо омара.

Расплавили официальный мяч ЧМ-1982 adidas Tango подобно часам из «Постоянства памяти».

Ну и, конечно же, нарядили самого Дали в футболку «Барсы».

Трансформация в модный бренд: панамки-ведро и стильные рубашки

К 2019-му Art of Football имела уже около двух тысяч дизайнов; они могли нанести на футболку что угодно. Компания достигла потолка в своем деле, но тут братья открыли новую нишу: производство собственных предметов одежды для фанатов. Получилось случайно: помогла мегасделка на поставку формы adidas и «Арсенала».

Немецкая компания объявила конкурс для креативных подрядчиков, требовавший незаурядно объединить выездную ретро-форму «Арсенала» («футболка в стиле побитого банана») с мотивами Ноттинг-Хиллского карнавала, популярного среди афрокарибской общины Лондона. Узнав о задании, Гейб предложил создать карнавальный наряд из самой футболки, что они и сделали, переделав ее в панамку-ведро.

View this post on Instagram

A post shared by Gabe (@g_cuthbert)

«Отзывы были просто чумовые. Все спрашивали, где можно достать такую», – довольно рассказывает Люк. Сегодня в линейке Art of Football десятки таких панамок на любой вкус.

Компании, замахнувшейся на то, чтобы стать брендом, нужны были свежие идеи. Для этого Гейб переехал из Ноттингема в Лондон и открыл там студию, в которой регулярно проводятся творческие мастерские. Здесь все, что нужно для полета мысли: много света, стол для пинг-понга и фотоикона Марадоны на стене. По словам Гейба, это помещение – креативное пространство, где Art of Football работает с местными дизайнерами и студентами, экспериментируя с футбольными мотивами в одежде.

На сегодняшний день Art of Football – не просто магазин футболок с необычными рисунками, а самостоятельный бренд, в линейке которого сотни моделей. «Мы создаем новые коллекции три раза в год, руководствуясь не только тем, что происходит в футболе, но и тем, что модно в данный сезон. Например, к Евро-2020 мы создали серию летних ретро-рубашек в цветах футбольных команд», – рассказывал Лори.

Как и в любой креативной команде, в Art of Football периодически возникает столкновение идей. В преддверии финала ЛЧ-2020/2021 adidas прислал им запрос – используя легкие узоры, отметить победу в финале на тренировочных костюмах выигравшей команды. «Нам дали всего 24 часа. У всех были разные идеи, мы долго спорили. В конце концов, остановились на том, что вы могли видеть в инстаграме Сесара Аспиликуэты: золотые инициалы под эмблемой adidas и узоры в виде цветов в районе голени. Не самая наша впечатляющая работа, но мы были в восторге увидеть ее на Сесаре», – вспоминал Гейб.

Футболист «Челси» был не единственным известным игроком, с кем работала команда Art of Football. На одну из мастерских несколько лет назад заскочил Эктор Бельерин, чтобы добавить элемент на новый дизайн. В 2020-м вместе с Ианом Райтом они помогали фанатам клеить цифры на домашние футболки «Арсенала» прямо в магазине adidas. A знакомый парней, работающий на канале BT Sport, рассказывал, что передал их принт Гарету Бэйлу, запечатлевший его голевой удар через себя в финале ЛЧ-2017/2018. Возможно, он до сих пор стоит у валлийца дома.

Сюрприз под ЧМ-22 и мечта делать форму для клубов

О планах на будущее мы поговорили с Гейбом в его лондонской студии.

– У вашего магазина много поклонников, вы пересекаетесь со звездами футбола. Что тебе как художнику дает наибольшее удовлетворение от работы?

– Прежде всего, мне нравится смотреть внутрь и понимать, что я способен на то, чего не ожидал от себя. Когда-то я просто делал иллюстрации и не планировал становиться дизайнером футболок и уж тем более – модной одежды. Когда ты видишь, что можешь это делать, испытываешь истинное удовлетворение.

– Что нужно сделать российским командам, чтобы вы запечатлели на своих рисунках памятные моменты и для их болельщиков?

– На самом деле, мы внимательно относимся к тому, что говорят нам фанаты и очень часто прислушиваемся к их идеям. Поэтому если российские болельщики хотят, чтобы мы создали дизайн и для них, им просто нужно сообщить нам об этом.

– Планируете ли вы делать что-то особенное к ЧМ-2022 в Катаре?

– Я не могу всего рассказать, но, конечно же, для нас это будет очень важным периодом. Отличительной особенностью этого турнира будет то, что он проходит зимой. Это открывает много возможностей творчески объединить футбол с зимней одеждой, например, с рождественскими шерстяными свитерами и сделать новые коллаборации с другими брендами.

– Вы начали в гараже родителей в Ноттингеме, затем открыли магазин с тысячей дизайнов, теперь у вас своя студия в Лондоне. Какой следующий шаг?

– Наша мечта – выйти за рамки фанатской атрибутики и статью частью самой игры, поставляя форму непосредственно для футбольных команд. А еще между собой мы часто говорим о том, как хотим, чтобы Art of Football жил и после нас. В этом плане мы равняемся на adidas, Nike и Puma, которые продолжают оставаться современными, несмотря на то, что их создателей давно уже нет.

View this post on Instagram

A post shared by Gabe (@g_cuthbert)

Фото: Art Of Football; nottinghampost.com