«Это тревожный звонок». Почему звезды футбола уходят от Nike

За последний год компания Nike прекратила сотрудничество со многими ведущими футболистами, среди которых один из самых влиятельных людей планеты. О причинах расставания и ожидаемых негативных последствиях для игроков — в материале РБК

В 2020 году Nike потеряла одну из ведущих футбольных звезд — Неймара. Бразилец после 15 лет сотрудничества ушел к Puma, досрочно расторгнув контракт с американцами. Этим шагом немецкая компания сделала вызов доминирующим на протяжении долгого времени на футбольном рынке Adidas и Nike, главными лицами которых являются аргентинец Лионель Месси и португалец Криштиану Роналду соответственно.

У Puma давно не было амбассадоров подобного калибра, ведь Неймар является третьим по популярности из действующих спортсменов после португальца Роналду и Месси, согласно подписчикам Instagram. У аккаунта бразильца свыше 150 млн подписчиков. К примеру, восьмой персоной по подписчикам является певица Бейонсе (169 млн).

О значимости бразильца говорит и тот факт, что Time в 2017-м включил его в топ-100 самых влиятельных людей планеты.

До 2020 года бразильский нападающий неизменно входил в пятерку самых высокооплачиваемых спортсменов планеты по версии Forbes, а в 2021-м году стал шестым c заработком в $95 млн в год, $19 млн из которых получил от рекламных контрактов.

В 2021-м его доходы заметно повысятся. Ведь только от Puma Неймар получит $30 млн в год. Этот гонорар стал рекордным не только для компании, но и среди спортсменов. Ранее рекорд принадлежал Роналду, который получает от Nike по пожизненному контракту $25 млн в год.

Массовое расставания с футболистами

Неймар — далеко не первый известный футболист, прекративший сотрудничество с американской компанией в уходящем сезоне. Тьяго Алькантара — еще один латиноамериканец (бразилец родился в Италии, а выступает за сборную Испании), ушедший от Nike в 2020-м.

Из футболистов, не продливших контракт с брендом, можно собрать неплохую команду. Помимо Неймара и Алькантары в нее бы вошли Рафаэль Варан, Серхио Рамос, Марко Асенсио (все — «Реал»), Лерой Сане и Роберт Левандовски («Бавария»), Рахим Стерлинг («Манчестер Сити»), Бакари Сако («Арсенал»). И это только всемирно известные футболисты из суперклубов. В действительности список гораздо больше.

В чем причина ухода

Как сообщает The Athletic со ссылкой на представителей отрасли, происходящее знаменует начало серьезной перестройки на рынке, который в течение длительного времени был источником значительного дохода для многих спортсменов. Отмечается, что в большинстве случаев сотрудничество с футболистами прекращалось по решению Nike. Сокращения рекламных бюджетов из-за пандемии вынудили компанию ограничить сделки по подписанию и продлению контрактов.

В то же время представители игроков утверждают, что дело не только в этом. Элитные футболисты, ориентируясь на отношения Nike к Роналду и Киллиану Мбаппе, требуют большего внимания.

По словам соучредителя компании Фила Найта, COVID-19 ударил по финансам Nike кувалдой и предупредил об изменениях всей индустрии. К примеру, по его словам, аналитики прогнозировали прибыль за первый квартал 2020-го года в районе $130 млн, в результате же компания понесла убытки в $790 млн. «Это довольно большая разница. — цитирует Найта портал Sportbusiness. — Это изменит все лицо бизнеса».

Не исключением стал и Adidas, выручка которого в первом квартале 2020-го упала на 90%. Также на корректировку бюджета компании повлияли переносы с 2020 на 2021 год чемпионата Европы по футболу и Олимпиады в Токио.

В то же время высокопоставленный источник из конкурирующего бренда настаивает на том, что отказ от продления контрактов в меньшей степени связан с пандемией. По его утверждению, Nike изменил стратегию — компания планирует сосредоточиться на меньшем количестве звездных спортсменов и придерживаться расового и гендерного равенства.

Виды спонсорских контрактов в спорте

Традиционно существует три модели спонсорства в таких крупных игроках рынка, как Nike, Adidas, Puma, New Balance и Under Armour.

Элитный. Рассчитан на суперзвезд. Бренд платит футболисту крупную сумму, поставляет ему продукцию компании, спортсмены же участвуют в рекламных кампаниях. Обычно такие сделки составляют 10–15% дохода футболиста в клубе.

Подобные соглашения обычно рассчитаны на четыре года, чтобы компания смогла получить прибыль от сотрудничества во время крупных международных турниров — чемпионатов мира и континентов.

Гонорар может повыситься в зависимости от количества голов, командных и индивидуальных титулов. В случае же уменьшения игрового времени в клубе или сборной спонсорские выплаты могут сократиться. А штрафные санкции предусмотрены в случае появления в одежде других брендов.

Наличие одинакового спонсора у клуба и звезды может сыграть на руку всем. К примеру, после приобретения французским «Пари Сен-Жермен» Неймара и на данный момент самого дорогостоящего футболиста по версии KPMG Килиана Мбаппе (амбассадоров Nike) американская компания переподписала контракт с клубом, увеличив выплаты в три раза.

Второй уровень. Соглашения с менее популярными футболистами, но при этом известными в своих странах. Бренд поставляет игроку экипировку на несколько тысяч долларов. В ответ спортсмен участвует в рекламных кампаниях.

Третий уровень. Наименее популярные футболисты в списке амбассадоров, которые получают экипировку на меньшую сумму по сравнению с игроками второго уровня и участвуют в локальных рекламных кампаниях. В связи с пандемией компании заметно урезали число контрактов третьего уровня.

Как происходящие изменения отразятся на футболистах

Брендам больше не интересно подписывать контракты на шестизначные суммы с игроками оборонительного плана, они хотят сфокусироваться на талантливых атакующих футболистах.

При этом компании отказываются от контрактов с юными игроками. «На рынке наблюдается сокращение, — сказал один из агентов на условиях анонимности. — Бренды хотят видеть от инвестиций отдачу, которую, как они знают, могут получить от элитных футболистов, но является ли подросток движущей силой этого? Рынок был нереалистичен и введен в заблуждение. Это огромный тревожный звонок для семей и агентов».

По заверению отраслевого эксперта, в предстоящие пять лет мы увидим «огромный сдвиг в том, как работает сектор», и для многих игроков это может означать снижение доходов.

Таким образом, на рынке спортивной экипировки намечается серьезная перестройка. Вполне вероятно, что доходы игроков заметно сократятся, а гегемония Nike и Adidas на футбольном рынке завершится. В то же время ряд экспертов отмечают, что сокращение общего числа спонсорских соглашений приведет к увеличению сумм контрактов со звездными игроками.
sportrbc