Чтобы построить «Газпром Арену», снесли стадион Кирова. Что в нем было особенного?

Объясняет эксперт по архитектуре.

От редакции. В этом красивом блоге мы публикуем большие тексты от внештатных авторов и экспертов о том, как спорт выходит за пределы зрелища. Здесь будут появляться материалы о том, как спорт связан с модой, архитектурой, живописью и не только. Подписывайтесь – а в комментариях пишите, о чем бы вы хотели почитать.

Рекорд посещаемости матчей чемпионатов России/СССР держится уже больше 60 лет. В мае 1959 года игра «Зенита» и «Спартака» собрала 110 тысяч зрителей. Гигантскую толпу людей принял стадион Кирова – арена на Крестовском острове, которую в середине нулевых снесут ради постройки нового стадиона.

Стадион Кирова был особенным не только из-за размеров, но и с точки зрения архитектуры (а если бы удалось реализовать все планы создателя, арена была бы просто уникальной). О стадионе рассказывает Дмитрий Козлов, автор книги «Стадионы Ленинграда 1920-1950-е гг. История и архитектура».

***

Ленинградский архитектор Александр Никольский возглавил мастерскую проектирования спортсооружений Ленсовета в 1932 году. Ему поручили создание спортивных объектов на Крестовском острове. Стадион планировался в центре (сейчас путь до «Газпром Арены» занимал бы в два раза меньше времени), но Никольский придумал перенести стадион на стрелку и организовать подводящий к нему парк.

Архитектор придумал облик, который современный Крестовский остров сохранил до сих пор. Это настоящий памятник паркового искусства, а стадион был венцом ландшафтной архитектуры. Он мог бы считаться короной Петербурга, если бы не снос.

Парк-магистраль перед ареной создает иллюзию владения землей. Эффект придумали для богатых

В мире немного стадионов с островным расположением – а в Петербурге их сразу два (еще и «Петровский»). Проектная работа стадиона-гиганта на Крестовском острове заняла годы. До и во время войны Никольский сделал десятки альбомов с рисунками сооружений и уголков парка.

Гигантская стройка была обречена на сложности из-за бюрократии. До войны успели насыпать холм и построить павильоны, после войны разбили парк и массово высадили деревья.

Работая над проектом, Никольский проложил магистраль через весь остров. Это прием эпохи барокко, цель – показать бесконечность пространства, создать перспективную иллюзию. Создавался визуальный эффект владения землей, изначально его придумали для богатых, теперь он предлагался рабочему классу.

Посетитель парка попадает в линейное пространство, устремленное вдаль. По пути следования открываются виды, парк насыщен пропагандой новой жизни: театры, эстрады, выставочные павильоны, библиотеки, шезлонги. Они уводят в стороны, но главная магистраль настолько мощная, что ее движение затягивает.

Никольский использовал прием постепенного вовлечения посетителя в спорт. К примеру, на юге сектор развивался от пляжного отдыха к бассейнам для профессионального плавания. На севере отдых на лодках и водный театр соседствовали с Гребным каналом и яхтклубом.

Стадион на холме

Магистраль завершает стадион-холм. Он вписан во всю ширину острова, площадь перед ним – как остановка между магистралью и стадионом. Идея насыпного холма взята из разных источников: это и древнегреческие стадионы, и погребенная архитектура француза Этьена-Луи Булле (пример – проект 500-метрового памятника для Исаака Ньютона), и американские стадионы, где такие приемы были уже в 1910-х.

Холм был самым дешевым способом заглубить поле и организовать трибуны вокруг. Никольский также придумал поднимать грунт со дна залива, углубляя акваторию. Стрелка Крестовского преобразилась – на топком мысу выросла гора.

Павильоны сделали, галерею на крыше – нет

В проекте Никольского холм насыщен архитектурой. Стадион должны были окружить павильоны: служебные, туалетные, для кафе и сувенирных магазинов. Сегодня павильоны расположены по сторонам от главной лестницы. Их стены образуют воронку, которая направляет поток людей вверх. Стадион снесли, а павильоны остались.

Колоннады павильонов создают фасад стадиона. За ними – физкультурные дворы, как место разминки перед состязанием. Это схема древнегреческой гимнастической школы (хотя так павильоны не использовались). Двор связывает с полем подземный тоннель – это тоже отсылка к стадиону в Олимпии (только здесь тоннелей два – специально для командных состязаний).

В итоге павильоны стали единственным реализованным объектом архитектуры на стадионе. Хотя планов было много.

Верхнюю кромку стадиона Никольский хотел засадить деревьями. Позже родилась идея крытой галереи с опорами из парусообразных конструкций – металлических или бетонных.

Планировалось, что у стадиона будет башня. Она должна была стать символом Петербурга

Башня – мечта любого стадиона. Их много было спроектировано в ХХ веке, но построены лишь единицы (например, у Олимпийского стадиона в Берлине). Функционально башня стадиону не нужна, это только символический элемент, который указывает на важный в публичной жизни города объект. Никольский в проекте расставляет башни по всему острову. 16 – при входе, одну у Гребной академии, другую – у яхтклуба.

А самую высокую – на холме стадиона.

Похожая и на ростральные колонны стрелки Васильевского острова и на башню собора Святого Марка в Венеции, венецианскую кампанилу, она должна была стать символом Ленинграда вместо Адмиралтейства. Башню еще не построили, а ее уже повсюду печатали, изображали на портсигарах, и подстаканниках. В 1950-х, уже после смерти Никольского, ее еще рисовали архитекторы его окружения, но шанса построить ее не выпало.

***

В итоге стадион получился достаточно простой, даже минималистичный. Ему не построили галерею и башню. Его оригинальную красоту и мощь обеспечила природная форма.

Проект Никольского до сих пор актуален

Остров, созданный Никольским, продолжает развиваться именно так, как запланировал архитектор.

Там, где сейчас академия дзюдо «Явара» (Бычий остров на юго-востоке от стадиона), Никольский планировал военный сектор. Клубы и рестораны на южном берегу – там Никольский допускал организацию пляжа. «Сибур Арена», манеж и велотрек были заложены в проекте точно в этих местах. Там, где у Никольского был водный театр и яхтклуб, сейчас планируют построить «Императорский яхт-клуб» и рекреационный кластер. Там, где аттракционы «Веселые горы» – аттракционы «Чудо-остров». Мосты – не все, но построили. Гребной канал закрыли от волн, насыпают острова в заливе – именно так завещал Никольский.

Архитектор все предусмотрел, кроме жилых комплексов. Они окружают парк плотно со всех сторон. Но стадиону ничего не угрожает, теперь он перешел в иную категорию инфраструктуры, стал частью морского фасада наряду с скоростными трассами, висящими над заливом и шпилем небоскреба. У Никольского стадион был символической короной, вырастающей из природы самого парка, был тесно связан с зелеными насаждениями и водой. Сегодня стадион на Крестовском острове стал брутальным мегасооружением.

Автор: Дмитрий Козлов, автор книги «Стадионы Ленинграда 1920-1950-е гг. История и архитектура»

Увидели «Олимпийский» будущего: фасад сохранят, добавят дайвинг-центр, кинотеатры, планетарий

«Сан-Сиро» – образец брутализма (антибуржуазный стиль архитектуры). В Европе нет стадионов, похожих на него

Кеды в СССР: их носили и советские хиппи, и походники, и даже Волк из «Ну, погоди»

Фото: РИА Новости/Никитин, Олег Макаров, Александр Гальперин; fc-zenit.rupastvu.com/Л.М.Безверхний, Ирина Быстрова, Игорь Кольцов