Итальянские ультрас торгуют наркотиками и зарабатывают на перепродаже билетов. В связях с мафией обвиняют даже «Ювентус»

Было около семи часов вечера 7 августа 2019-го. Фабрицио Пишителли и его телохранитель сидели на скамейке в Парке Акведуков на юго-востоке Рима. Пробегавший мимо мужчина в кепке и с шарфом на лице выстрелил Пишителли в левое ухо из пистолета калибра 7.65 мм. 53-летний Фабрицио скончался мгновенно. Убийца скрылся на мотоцикле вместе с сообщником.

На следующий день около Колизея появился огромный баннер: «Diablo жив!». Цветы к месту, где умер Пишителли приносили ультрас «Лацио», «Ромы», «Интера» и «Ювентуса». На похороны приехали представители фанатского движения «Эспаньола» и «Вест Хэма». На первом домашнем матче сезона Курва «Интера» (ультрас миланской и римской команды связывает «gemellaggio», братство, партнерство) устроила кореографию «Фабрицио с нами». Группа ультрас «Ювентуса» Viking в Facebook написала пост, по сути, объясняющий отношение болельщиков других клубов к смерти Дьяболика: «Когда речь о смерти, нет никаких клубных цветов. Когда приходит трагедия, мы все едины. Давайте поддержим человека с большой буквы, который жил теми же идеалами, что и все мы, сражался за них. Он был нашим братом, одним из нас».

Во время римского дерби ультрас «Лацио» честно признавались – в этот раз их не волнует результат. Главное – почтить память Дьяболика.

Дьяболиком называли Пишителли. Для ультрас он на протяжении 30 лет был лидером римской группировки Irriducibili («Непреклонные»). Для полиции – влиятельным наркоторговцем, который сотрудничал с мафией. Фабрицио несколько раз арестовывали, у него на складе находили 185 кг гашиша и арсенал оружия. В 2013-м полиция конфисковала имущество Дьяболика на сумму 2,3 миллиона евро.

Пишителли убили на территории, которую контролирует каморра – неаполитанская преступная структура. Расследование продолжается до сих пор. Последняя версия – Дьяболика убрали свои же, перестали ему доверять, посчитали, что он общается с полицией.

Это не первая смерть среди Irriducibili. В августе 2015-го на северо-востоке Рима рыбак выловил из реки левую ногу с татуировкой «Сегодня прекрасный день, чтобы умереть. Irriducibili «Лацио». Она принадлежала Габриэле Ди Понто, члену группировки. Анализ показал, что ногу отрезали бензопилой. Тело Ди Пинто так и не нашли. Расследование убийства не дало результатов. Но все уверены – Габриэле торговал наркотиками.

Мафия использует ультрас для продажи наркотиков

«Организованная преступность поняла, что футбол – великолепный инструмент для налаживания связей. Когда большой бизнесмен вроде Берлускони, Краньотти или Танци инвестировал в футбольный клуб, он ждал отдачи: рекламы, новых знакомств и возможностей. Мафией движет то же самое», – говорит в интервью Il Giorno Раффаэле Кантоне, бывший заместитель прокурора Неаполя. Внедрение криминальных групп на трибуны футбольных стадионов он поясняет не только желанием мафиози быть ближе к игрокам и руководству клубов. Есть и более практичные причины  – среди ультрас можно найти рабочую силу.

Основатель группы ультрас «Катаньи» Decisi Микеле Спаминато рассказывал: «У многих болельщиков нет ни лиры в кармане, а мафия дает возможность заработать много денег. Продажа наркотиков, насилие. Все понимают, чем это может закончиться, но все хотят быть богатыми».

Скамейка, на которой был застрелен Пишителли

Привычное курение марихуаны на трибунах в середине 80-х трансформировалось в четко отлаженную систему торговли. Среди ультрас был (и есть) и спрос на товар, и стремление заработать. Многие становятся дилерами, чтобы закрыть долги, а дальше ситуация выходит из-под контроля. В книге «Ультрас» британский журналист Тобиас Джонс рассказывает несколько историй:

• Нино, один из лидеров группировки «Интера» Vikings, подсел на кокаин и стал торговать на улицах. В борьбе за территорию он отправился в парк на северо-востоке Милана и без разговоров выстрелил в ноги торговавшему там либерийцу. Сейчас Нино в тюрьме, и таких «Нино» в Италии сотни. Добиться влияния, как получилось у Дьяболика, удается единицам.

• Летом 2019-го у электрика Луки Луччи по прозвищу «Бык», одного из лидеров Курвы Суд «Милана», изъяли имущества на миллион евро. Луччи был арестован в июне 2018-го, после того, как в его штаб-квартире – клубе Clan 1899 – установили подслушивающее устройство. Оказалось, что Луччи ведет торговлю марихуаной и кокаином с албанской бандой, которая поставляет товар из Испании. В Clan 1899 нашли 600 кг наркотиков разной тяжести.

• В 2011-м Финансовая гвардия обнаружила у берегов Сардинии корабль под французским флагом. За штурвалом был некий Роберто Грилли, а на борту – 503 килограмма кокаина. Грилли стал сотрудничать с полицией – с этого началось расследование деятельности торговцев наркотиками в Риме, которое вывело следствие на ультрас «Лацио» и «Ромы». В результате был арестован Дьяболик. Его приговорили к четырем годам заключения.

Фабрицио Пишителли

По информации Комитета Италии по борьбе с мафией, 30% действующих ультрас нарушали закон. Под наблюдением находятся все организованные группы болельщиков.

Еще один способ заработка – перепродажа билетов

В нулевых мафия открыла для себя более безопасный способ заработка, чем торговля наркотиками. Ультрас топовых клубов начали солидно зарабатывать на перепродаже билетов, и мафиози захотелось иметь свою долю. Например, каждая группировка ультрас «Ювентус» начала сотрудничать с кланами – те предоставляли защиту лидерам на трибунах и получали процент от заработка.

Открытие нового стадиона в 2011-м пошло на руку ультрас. Вместительность в 41,5 тысячи означала постоянный высокий спрос – билетов мало, желающих их купить много. По словам жены одного из капо (лидеров), после важных матчей он приносил домой 30 тысяч евро – для этого нужно было продать всего 3 тысячи билетов по завышенной цене. Отмывали деньги через лотерею – удивительным образом болельщики «Ювентуса» угадывали победные номера.

В 2013-м в Турин приехали два калабрийца – Саверио и Рокко Доминелло (отец и сын). Они хотели организовать свою группу ультрас и получили разрешение после встречи с главой группировки Drughi (название взято из «Заводного апельсина» Энтони Берджесса) Пино «Холодное сердце». В апреле на матче с «Миланом» впервые появился баннер группы «Гоббы» – так на трибуны зашла ндрангета, калабрийская мафия.

Спустя полгода Рокко Доминелло сблизился с главой билетного офиса «Ювентуса» Стефано Меруллой и начальником охраны Алессандро Д’Анджело. А болельщики присылали в клуб возмущенные письма, в которых рассказывали, что билеты номиналом в 140 евро продаются за 630 евро.

Обоих Доминелло арестовали летом 2016-го по обвинению в преступной деятельности: покушение, вымогательство, убийство. Свидетелем по их делу вызвали Чиччо Буччи, члена Drughi, который в 2015-м получил официальную должность в клубе как посредник между руководством и болельщиками. Через два дня он спрыгнул с моста – того самого, где покончил с собой сын Эдоардо Аньелли. Криминалисты обнаружили, что Буччи был сильно избит еще до падения.

Доминелло посадили, но главный вопрос остался без ответа. Знали ли боссы «Юве», чем занимается Рокко? Журналисты шоу Report на Rai утверждают, что Доминелло общался по поводу билетов напрямую с Беппе Мароттой, но в этом деле представители «Ювентуса» выступили только в качестве свидетелей. Заявили, что сами жертвы и ничего не знают о махинациях.

В сентября 2019-го в ходе операции туринской полиции под названием Last Banner были арестованы 13 ультрас, среди которых лидеры объединений Drughi, Tradizione-Antichi valori, Viking, Nucleo 1985 иQuelli… di via Filadelfia. Их обвинили в преступном объединении, вымогательстве при отягчающих обстоятельствах, отмывании средств, торговле наркотиками. По данным полиции, на продаже билетов они в среднем получали около 4-5 тысяч евро за матч.

***

«Руководители футбольных клубов недооценивают влияние мафии, – говорила в 2017-м глава парламентской комиссии Антимафия Рози Бинди. – Она проникла даже в «Ювентус», а представляете, что происходит в низших дивизионах? Ультрас и мафия смешиваются, становятся взаимосвязанной структурой. Еще не поздно спасти наш футбол, но для этого клубы должны что-то предпринимать. Но они делают вид, что ничего не происходит. Просто отмалчиваются или говорят, что не знают, о чем речь».

«Мафия – это мафия. Ей должны заниматься правоохранительные органы», – считает президент Национального олимпийского комитета Италии Джованни Малаго. По мнению футбольных властей, баннеры в честь Дьяболика – просто дань памяти погибшему болельщику, а не признание в любви к преступнику, которого мало интересовал футбол.

PS. Мы обратились за комментариями к шести итальянским журналистам. Четверо не ответили, двое заявили, что не готовы говорить на эту тему.

Автор Юрий Шевченко