В 2008-м Фетисов едва не возглавил ВАДА, но ему помешали свои же. Сейчас все могло бы быть по-другому.
Как сейчас представляют WADA в России?
Организация с яркой антироссийской репутацией, прозападные чиновники в руководстве, политические решения вместо объективных, подмена борьбы с допингом борьбой со спортом в отдельной стране.
Логичная позиция с учетом знания, что в руководстве WADA ни одного представителя России. Среди 38 членов Правления – высшего органа WADA – три итальянца, по паре корейцев и турок, североамериканцы; люди откуда угодно – из Казахстана, Зимбабве, Сейшельских островов, Кении, только не из России. Нет наших и ни в одном из десятка специализированных комитетов и групп.
Понятно, что нынешняя люстрация российских функционеров – ответ на допинговые проблемы в стране, но и до 2015-го в руководящих органах WADA работали всего два чиновника из России: Павел Колобков в Совете учредителей (с 2013 года) и Наталья Желанова в комиссии по финансам и администрированию.
Но мало кто знает, что еще один человек из России в 2008-м едва не возглавил WADA – оставались лишь формальности. История, почему этого не случилось – запутанный триллер, в неудачном финале которого, похоже, виновата сама Россия.
Вспомним, как это было.
После создания WADA в 1999-м на протяжении 9 лет агентством руководил канадец Дик Паунд, которого выдвинул МОК. Вы, вероятно, помните его по первому докладу против российского спорта – Паунд возглавлял комиссию, расследовавшую допинг в нашей легкой атлетике, с которой стартовал самый грандиозный допинг-скандал в истории.
WADA в годы его правления совсем не выглядело той тоталитарной и кровожадной организацией, которой ее представляют сейчас – обычный мониторинговый отдел по допингу в спорте со скромным штатом и минимальными полномочиями.
Структура организации предполагала, что двух представителей в Правление WADA напрямую делегирует Совет Европы – международная организация, занимающаяся самыми разными вопросами взаимоотношений европейских стран.
Осенью 2003-го в Страсбурге Комитет министров Совета Европы выбирал новых членов в Совет учредителей WADA. Россия активно продвигала своего кандидата – Вячеслава Фетисова, который без проблем выиграл те выборы и стал первым человеком из России в структуре WADA.
Фетисов тогда только закончил с тренерскими опытами (руководил хоккейной сборной на Играх-2002) и уже стал важным чиновником – возглавлял Государственный комитет по физической культуре и спорту (по сути министерская должность, хотя Минспорта тогда еще не было), входил в высший совет «Единой России».
Получив место в Совете учредителей WADA, Фетисов через пару лет возглавил Комиссию спортсменов, созданную для соблюдения их антидопинговых прав. Статусная позиция, на которой он оброс важными связями и авторитетом.
Тем временем в 2008-м истекал второй срок Дика Паунда во главе WADA, и по негласным договоренностям новым руководителем хотели видеть независимого от МОК европейца. В WADA решили, что этим человеком будет Фетисов.
Дальше – подробности от Вячеслава Фетисова, которыми он несколько лет назад делился с «Коммерсантом»:
«В кулуарах меня стали все громче и громче пророчить на этот пост. Последняя неформальная инстанция оставалась у Дэвида Хоумана (генеральный секретарь WADA – Sports.ru). Как правило, приезжая в монреальскую штаб-квартиру WADA, я получал приглашение от Дэвида погостить у него дома. Они с женой – новозеландцы, шикарно готовят мясо. В неформальной обстановке мы обедали или ужинали, заодно обсуждая самые серьезные вопросы. Можно сказать, за барбекю было решено, чтобы я подавал заявку на пост президента WADA».
Формально Европа имела только одну квоту на выборах президента WADA, а за выбор кандидата отвечал все тот же Совет Европы, базирующийся в Страсбурге.
Специально под выдвижение Фетисова на пост главы WADA Россия осенью 2006-го привезла в Москву конференцию Совета Европы. В ней участвовал даже министр иностранных дел Сергей Лавров – редкость для не самого статусного мероприятия. Глобальная проблема заключалась в том, что Совет Европы, в отличие от WADA, хотел видеть на выборах не Фетисова, а министра спорта Франции Жана-Франсуа Ламура.
Снова детали от Фетисова:
«Главным для меня было, чтобы Лавров договорился с мадам Мод де Бур-Букиккио (заместитель генсекретаря Совета Европы – Sports.ru) о согласии запустить двух кандидатов от Европы на выборы президента WADA (там были готовы на это). И тут на наших глазах разыгралась целая комбинация. Устроили голосование. В первом туре недобор. Пришлось идти на второй тур. Западные представители голосуют как по команде. И не потому что моя кандидатура им не нравится, а просто против России.
Сергей Викторович Лавров выступил: «Мы, конечно, понимаем и уважаем кандидата от Франции, но считаем, что ничего страшного не будет, если пойдут на выборы оба. А там кого выберут, того и выберут. И это скорее сильная позиция Европы, а не слабая, как вы считаете и нам преподносите».
От правительства выступил вице-премьер Жуков – тоже с поддержкой. Но тут они достали козырь, как фокусник кролика из шляпы. Де Бур-Букиккио встает и говорит: «Уважаемые господин министр и вице-премьер, конечно, мы могли бы рассмотреть кандидатуру господина Фетисова и вместе с нашим кандидатом допустить на выборы. Но создалась ситуация, которую не мы инициировали. Ваш представитель – господин Орлов, который является послом России в Совете Европы, не подал вовремя документы. Поэтому при всем к вам уважении мы этот факт упустили из виду. Мне сейчас подсказал аппарат, что мы просто не можем рассматривать кандидатуру господина Фетисова».
Два забавных совпадения (или нет?): 1) спустя 3 месяца президент Путин освободил Александра Орлова от должности постоянного представителя России при Совете Европы; 2) в конце 2008-го другой президент Медведев назначил его послом России во Франции.
Фетисов до сих пор убежден, что полный пакет документов через МИД и правительство ушел в Совет Европы, а он стал жертвой чьей-то многоходовой комбинации, а не обычной ошибки.
«Вышло, что российский чиновник, сидящий в Страсбурге, продал меня. При любом раскладе такое действие скорее всего ему подсказали, сам бы он вряд ли решился. Купили его, запугали или он подчинился приказу начальника, более важного, чем собственный министр – какое это сейчас имеет значение. Понятно, что посольство заявит, что какой-то клерк забыл бумаги передать. Кого-то наказывать смысла нет – все равно виноват будет неизвестный мелкий чиновник».
Единственным кандидатом на пост главы WADA от Европы стал Ламур, но примерно за месяц до выборов он внезапно отозвал кандидатуру.
«WADA движется не в том направлении. В настоящее время мы в том, что касается борьбы с допингом, откатились на 10 лет назад», – объяснил француз странное решение.
Победа на выборах ушла единственному кандидату Джону Фейхи, бывшему министру финансов Австралии, несмотря на протесты европейских делегатов, которых не устраивало отсутствие кандидата от Европы. Любопытно, что одним из главных сторонников Фейхи выступил Фетисов, сохранивший прежний статус в WADA еще на два года (в должности руководителя комиссии спортсменов он находился аж до 2013-го).
Но итоговое воспоминание Фетисова о WADA связано с передачей дел новому министру спорта – в 2008-м ему подобрали замену:
«Пришел Виталий Мутко, и я ему предложил: «Давай съездим, я тебя познакомлю со всеми друзьями». Мне удалось за эти годы выстроить отношения в WADA, мы были в курсе всего, что там происходило. Но министр ответил: «Мы этой фигней заниматься не будем».
В альтернативной реальности Фетисов мог бы руководить WADA почти до Сочи-2014, а сейчас заниматься чем-то полезнее, чем ток-шоу на канале «Звезда».
Возможно, это уберегло бы российский спорт от постапокалипсиса, в котором он скоро окажется.
Но это не точно. Да и уже не важно.