Рекорд Овечкина гораздо более крутое явление, чем кажется на первый взгляд
Он не просто обогнал Уэйна Гретцки. Для своей эпохи Александр установил еще более недосягаемую планку
То, чего все столь активно ждали на протяжении всего сезона НХЛ, случилось. Саша Овечкин побил рекорд Уэйна Гретцки по забитым в регулярках шайбам. Заходить в твиттер и телегу после этого было катастрофически невозможно на протяжении примерно недели, поскольку любой непрофильный паблик считал своим долгом сообщить всем о факте, который остался никем незамеченным, любой публичный человек, который в контексте хоккея слышал только о Даниле Козловском, хотел приобщиться к чему-то большому. Когда находишься в теме на протяжении 20-ти лет и в деталях помнишь первую шайбу Овечкина в НХЛ, очень непросто лояльно воспринимать подобного рода фоновый шум. Сейчас же, когда пыль осела и все, кому настолько искренне был важен и дорог рекорд, о вероятности которого они услышали 5-го апреля, переключились на другие сверх важные темы, можно попробовать коснуться сути. Рекорд Овечкина – не просто число. В разрезе сравнения эпох достижение приобретает почти невозможный окрас и, к слову, еще 4-5 лет назад мало кто верил, что это достижимая планка, в том числе сам Александр несколько лет назад в интервью говорил об этом.
Гретцки и Овечкин в действительности не соревновались друг с другом

Хоккейная общественность изначально, на мой взгляд, не вполне верно обозначила суть вопроса, представляя публике заочное противостояние двух легенд НХЛ, говоря о бомбардирской гонке между ними, о возможности или невозможности Овечкина добраться до планки в 895 пунктов. Вот тут он обошел Дионна, а здесь обогнал Ягра, а потом опередил Хоу, осталось сорок шайб, двадцать, десять… одна. Всё это, конечно, важно с точки зрения сухих цифр, простой записи в табели – Овечкин лучший в истории снайпер. Но он не соревновался с Гретцки. И ни с кем из перечисленных. И противостояние его было очень даже очным, он игрок своей эпохи и выходил на лед в 21 веке и соревновался с вполне реальными оппонентами. Как делали это и легенды лиги в 20-м веке, в рамках другой эпохи. И, если к этой мысли прийти, сравнить результаты Ови с результатами его современников, рекорд становится еще более устрашающим. Главная ценность результата Овечкина не в том, что он достал и обошел Гретцки, а в том, какой уровень он установил в этой временной рамке, с этими правилами. Очень важно понимать, что речь вообще-то идет о двух разных лигах и, скажу больше, о двух разных видах спорта. Далее поясню, почему.
Средняя результативность в лиге

Во времена Гретцки и в эпоху Овечкина средняя результативность отличается кардинально. За весь период игры в лиге Уэйна в среднем забивалось за матч 6,99 гола и, что особенно важно, в течение первых десяти лет карьеры канадца это показатель и вовсе стабильно заходил далеко за семь каждый год, однажды даже добрался до восьми (самый результативный снайперский сезон Гретцки 1981-1982, тогда он забил 92 шайбы). То есть, праймовый отрезок карьеры канадца совпал с наиболее результативным периодом в лиге вообще (больше забивалось только на заре НХЛ в первые пять сезонов).
В период же игры в лиге Овечкина забивается в среднем 5,7 шайбы за игру, что на 1,2 гола меньше, колоссальная разница. Тут важно отметить, что в последние четыре сезона результативность в лиге увеличилась, и стабильно пробивает планку в 6 забитых шайб в среднем за игру, но большую часть карьеры Овечкин провел в условиях, когда забивалось от 5,3 до 5,6 в среднем и в целом весь период пребывания Овечкина в лиге прошел без всплесков общей результативности.
Экипировка вратарей


Видоизменение вратарской экипировки стало, возможно, ключевым фактором падения результативности. Изменения эти были не единовременными, часть из них в какой-то мере застал и Уэйн Гретцки, но факт остается фактом, внушительную часть своей карьеры бывший рекордсмен НХЛ играл против совсем других людей в воротах, если сравнивать с тем, против кого выходит Овечкин. Это просто разные вратарские возможности.
Если раньше, в том числе в 70-е и 80-е вратари выходили на лед в стекловолоконной и полностью закрывающей лицо маске, то с 90-х годов стали использовать другие материалы, стали делать маски с сеткой и в итоге пришли к текущим полноценным шлемам из углеводорода, где принципиально иной уровень защиты, куда более широкий угол обзора, лучшие возможности для дыхания, и против Овечкина уже выходили вратари исключительно в шлемах нового формата. Гретцки же застал «Хэллоуин» и успел набросать коллективному Джейсону немалую часть своих шайб.
Щитки также подверглись сильным изменениям. На смену двум огромным матрасам пришли лаконичные, легкие щитки из поликарбоната, нейлона, усиленные пеной высокой плотности. Вратарские нагрудники в эпоху Гретцки не имели строгого регламентного образца, представляя собой что-то очень громоздкое и с течением времени нечто все более и более огромное. Кто-то скажет, что более широкая защита той эпохи помогала вратарю перекрывать большую площадь ворот и отчасти это правда и в большой степени сильное падение результативности начала нулевых связано с данным фактором (впрочем, ни Гретцки, ни Овечкин этот период не застали), но обратная сторона медали в том, что защита современных вратарей куда более подвижная, эргономичная и контролируемая. Это не просто два неуклюжих матраса на ногах и огромный неподъемный щит на груди, это фактически естественное продолжение человеческой механики, усиливающее скилл, не сковывающее движений вратаря.
Если оценить и сравнить в комплексе, то голкипер в 21 веке – быстрый, резкий, хорошо защищенный игрок в практически не меняющихся рамках амуниции. Вратари 80-90-х – не всегда и не во всем защищенные люди в условиях довольно частых эволюционных процессов в части трансформации экипировки (а радикально новый формат экипа требует привыкания, на привыкание нужно время) и процессов не всегда удачных.
Тут также нельзя не упомянуть, что экипировка полевых игроков, конечно же, тоже подверглась серьезной трансформации. Сейчас полевые игроки гораздо лучше защищены и, в то же время, форма стало сильно меньше по весу. Хоккеисты выходят на лёд в облегченных доспехах. Современная экипировка предотвращает от многих травм, это, безусловно, важно. И, когда мы проводим параллели между двумя эпохами, важно говорить о том, что во времена Гретцки хоккей был куда более опасным и травматичным видом спорта, это правда. Но в общем и целом именно вратарский фактор тут, на мой взгляд, доминирует с запасом, поскольку с изменением экипировки голкиперов изменилась сама суть игры вратаря во многом, подход к тому, как вообще можно и нужно играть в рамке, а механика игры полевых игроков радикальных изменений не притерпела.
Турбулентность и общий уровень лиги

В НХЛ не всегда играли все лучшие хоккеисты мира, это медицинский факт, с которым можно просто согласиться. Массово россияне, шведы, финны, чехи и прочие европейцы поехали в НХЛ лишь в 90-х годах. То есть, уже во второй декаде карьеры Гретцки. Американские игроки не были настолько сильно погружены в хоккей, еще очень далеко было до студенческой программы развития игроков. Это была лига про канадцев и для канадцев в большинстве своем. Такой локальный междусобойчик с редкими точечными вкроплениями залетных мастеров. Про Овечкина же с полным основанием можно сказать, что всю заокеанскую карьеру он от и до провел, соперничая со всеми лучшими игроками планеты. То есть, уровни сопротивления в лиге в рассматриваемые периоды довольно сильно отличались, на мой взгляд.
Подкрепляется данный тезис и тем фактом, что во времена Гретцки сама структура лиги довольно динамично и часто менялась, лига активно расширялась. Уже в первый сезон сезон Уэйна в НХЛ в лигу добавилось четыре франшизы, в том числе и «Эдмонтон» Гретцки. В 1991 году состав лиги пополнил «Сан-Хосе», в 1992 – «Оттава» и «Тампа-Бэй», в 1993 – «Флорида» и «Анахайм», в 1998 – «Нэшвилл». Новые команды – новые и часто неопытные игроки. Лига постепенно росла, а количественный рост не равен качественному (чаще всего наоборот). По крайней мере, на уровне предположения можно утверждать, что подобное непостоянство упрощало набор очков. Что еще важно, в лиге отсутствовал потолок зарплат и зарплатные ведомости того времени вообще до сих до конца непонятны и неизвестны. Не было драфта НХЛ в том виде, в котором мы его знаем сейчас и пару последних десятилетий. Отсутствовало вообще понятие скаутинга, не было огромных скаутских команд внутри франшиз. Всё это совсем другие условия и правила игры и «Эдмонтон» едва ли смог бы собрать настолько зубодробительную машину в современных условиях. И это тоже большой фактор, поскольку лучшие партнеры способствуют большему количеству забитых шайб, простая истина.
Овечкин же играл в более или менее постоянных, устоявшихся условиях и никогда не имел рядом с собой партнеров, которыми мог похвастаться Гретцки. При всем уважении к Никласу Бэкстрему и к его вкладу в успехи Александра. В период его игры в лигу заходили две новые франшизы, «Вегас Голден Найтс» и «Сиэтл Кракен» и современные правила драфта расширения позволяли новичкам сразу быть конкурентными. Вывод блока – Овечкину сложнее было набирать очки, забивать, исходя из возросшего в целом уровня лиги, уровни конкуренции, на мой взгляд, отличаются. В одном случае это постоянно трансформирующийся и растущий организм, в другом уже полностью сформированная, собранная машина на уровне лиги.
Локауты и прочие катаклизмы

Локаут, к счастью, явление для НХЛ довольно редкое и последний на текущий момент случился в 2012 году, когда была пропущена часть сезона и команды провели по 48 игр, но Овечкин на своем веку умудрился застать целых две забастовки. И первая в 2004 году носила куда более суровы характер, тот сезон был пропущен полностью. Собственно, именно поэтому Овечкин доехал до лиги на год позже запланированного. Уэйн Гретцки в числе прочих игроков своего времени столкнулся с одним локаутом в сезоне 1994/95 и он был не полным. Тогда, как и позже в уже упомянутом сезоне 2012/2013 в итоге было сыграно 48 игр.
Овечкин также столкнулся с локаутом иного свойства. В ковидный период было потеряно где-то в «самоизоляции» порядка сорока игр. Таким образом, за время карьеры в НХЛ Александр по причинам, не связанным с травмами и никак не зависящим от него, пропустил порядка 150 игр, а это виртуально, учитывая средний темп по забитым шайбам Овечкина за карьеру, около девяти десятков голов. Иначе говоря, не случишь этих вынужденных карьерных простоев, мы уже давно считали бы количество оставшихся шайб до тысячи, а не оценивали достижение в контексте планки, установленной ранее Гретцки.
Рекорд Овечкина вне времени и вне контекста

Александр не побил чей-то рекорд. Он на протяжении всей карьеры устанавливал свой. Это ключевая мысль, которую важно осознать. Никто из современников Александра не смог даже приблизиться к такому уровню результативности, у Сидни Кросби, ближайшего преследователя из числа действующих хоккеистов, 625 забитых шайб в регулярных чемпионатах, следующий Стивен Стэмкос и его 582 гола. Если говорить об относительно молодых игроках, то здесь, конечно, выделается Остон Мэттьюз. Главным образом благодаря двум ультра результативным снайперским сезона на 60 и 69 шайб. Но американо-мексиканец из Торонто в текущем сезоне довольно серьезно изменил подход к своей игре (в лучшую сторону, на мой взгляд, он, наконец, стал полноправным лидером команды), это стилистически и концептуально иной хоккей, который куда в меньшей степени нацелен на личный скоринг.
К чему это я? Александр Овечкин установил абсолютно уникальную для своей времени шкалу, до которой теперь, вероятно, не сможет добраться никто столь же долго, сколько стоял предыдущий рекорд. Может, еще дольше, может, вообще никогда. А есть еще вариант, при котором сам формат игры снова претерпит большие изменения. Кому-нибудь, скажем, захочется увеличить количество игр в регулярном сезоне до 120-ти или, например, запретить вратарям играть клюшкой, отменить офсайды, и в этом случае текущие цифры покажутся детскими. Но и тогда, как сейчас, это будет уже совсем другая история про немного другой вид спорта вообще. А сейчас стоит просто тихо порадоваться тому, что мы являемся современниками лучшего снайпера мирового хоккея 21 века. Во всяком случае, первой его четверти. И этот статус гораздо сильнее переписанных цифр в табеле и виртуальной гонки с прошлым.