Лев Бородулин — мастер спортивной фотографии, который получил золото Олимпиады за снимки

Его наследие украшает Белый дом, а коллекционеры охотятся за его работами. Вы видели эти снимки и точно захотите посмотреть снова.

Снимок под названием «Спортивный парад 1956 года» сделал тридцатитрехлетний фотограф Лев Бородулин. Спустя сорок лет, на первой московской фотобиеннале, ее купит президент США Билл Клинтон для украшения Белого дома.

Лев Абрамович Бородулин безусловно вошел в историю как легендарный фотограф, тонко улавливавший динамику спорта и эмоциональную энергию соревнований. Его работы — это сочетание мастерства, новаторства и художественного взгляда.

«Тет-а-тет». Рим, 1960

«Лучших фотографов России я уже знал с детства. Когда мне было уже около четырех лет, оказался в гостях у пионера советской фотографии, легендарного Николая Свищова-Паоло. В память об этом осталась моя детская фотография и мечта стать фотографом» – Лев Бородулин.

Бородулин, который стал счастливым человеком, воплотившим свою мечту, безусловно не был только спортивным фотографом, но в этом посте собраны исключительно его спортивные работы.

«Возвращение с лыжной прогулки». Москва, 1963 год

В 1964 году английский ежегодник Photography Year Book назвал Бородулина «звездой мировой фотографии», в 1967-м японская газета «Асахи» признала его лучшим фотографом года, а в 1972-м Бородулин был награжден специальной золотой медалью Олимпиады в Мюнхене за достижения в области спортивной фотографии за фотографию тренера Викентия Дмитриева.

«Тренер Викентий Дмитриев и его будущие чемпионки». Витебск, 1964 год

В 1950-е годы Бородулин начал карьеру в журнале «Огонек», где освещал ключевые спортивные события, включая Олимпийские игры.

«Ласточка», 1960 год.

У Льва Бородулина, помимо хорошего чутья на хороший кадр, было и неплохое чувство юмора. Оно хорошо отражается в подписях, которые он придумывал к своим работам.

«Чистая победа», 1967 год
«А судьи кто?», 1960 год
«Куршавель-Крюково», 1950 год

Как отмечают критики: «Фотограф не просто делал репортаж о событии, в каждом движении спортсменов, в пластике их фигур, в линиях рук он видел четко отточенный рисунок или сложно переплетающийся орнамент»

«Спортивный орнамент», 1959 год

Но не все так было радужно. Вот, например, обложка журнала «Огонек», вызвала гнев главного идеолога страны Михаила Суслова, который от лица «читателя» написал разгромное письмо в «Правду». Спасло то, что Бородулин уже уехал в Рим.Тогда все обошлось. Главный редактор «Огонька» благородно взял ответственность на себя.

Фотографу запретили публиковаться в «Огоньке». Бородулин продолжал снимать спартакиады, по возможности избегая скандальных ракурсов.

«С вышки!», 1960 год

Бан продолжился четыре года. После Олимпиады-1964 в Токио, Бородулин стал первым в СССР обладателем уникального объектива «рыбий глаз» и рискнул снова предложить на обложку свой снимок «Мы играем в волейбол». Необычная фотография вызвала небывало большой поток писем читателей.

Уже в наши дни, снимок, который так не понравился Суслову, был продан на аукционе Sotheby’s за $3793.

«Мы играем в волейбол», 1965 год

Пять советов Льва Бородулина для фотографов:

  1. Стараться отходить от группы фотографов и быть немного вдалеке.

  2. Концентрироваться не только на победителях, но и на побежденных.

  3. Самое главное – думать, прежде чем снимать. Хотя это не всегда получается.

  4. Думать не только о моменте, но и о ракурсе.

  5. Очень важно предугадывать момент.

«Поверх барьеров». 1978 год

Лев Бородулин: «В журнале «Огонек», где я проработал почти всю свою жизнь, меня вдохновляли практически все. Там было очень много хороших творческих людей. Семен Фридлянл привел меня в «Огонек», у нас там была общая фотолаборатория с Дмитрием Бальтерманцем. Мы часто обсуждали наши работы. Впоследствии он стал моим босcом, прекрасно разбирался в фотографии и предоставлял мне много творческой свободы. В «Огоньке» фотографу никогда не говорили, как и что надо снимать»

«Пирамида», 1954 год

В начале 1970-х Лев Бородулин эмигрировал в Израиль и создал одну из богатейших фотоколлекций, собирая работы лучших мастеров советской эпохи.

«Велогонка». 1964 год
«Блок», 1975 год

Я был спортсменом, играл в баскетбол. И даже выступал за сборную Москвы. Наверное, с этого и началась любовь к спортивной фотографии. Кроме того, спортивная фотография защищала меня от идеологии и политики – Лев Бородулин.

«Баскетбольный балет». 1950-е

Очевидно, если вы видите какую-то советскую послевоенную спортивную фотографию с нестандартным и непривычным ракурсом или эмоцией, то скорей всего, ее автор именно Бородулин.

Причем, дело не ограничивается «классическими» массовыми видами спорта типа футбола или хоккея. Вот, например, велоспорт:

«Тур де Сочи». 1950-е

Вот регби:

«Регби в любую погоду». 1960-е

А здесь олимпийский чемпион Йоханнес Коткас прижимает к полу соперника:

«Стальные объятия». 1952 год

Бокс:

«Нокаут». 1950-е

Не говоря уже о лыжах и других различных спортивных соревнованиях.

«Юные фигуристки». 1956 год
«Спуск». 1960-е
«Пирамида». 1956 год

Впрочем, и главная радость и гордость Страны Советов периодически попадала в объектив Льва Абрамовича.

«Хоккей». 1967 год

Лев Бородулин умер на 95-м году жизни зимой 2018 года оставив после себя огромное наследие.

Фотограф Лев Бородулин и мисс VIII Фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки Надя Чернявская, 1962 год

Фото: borodulincollection.com, rg.ru, minsknews.by, lumiere.ru, sovietfoto.ru, wikimedia.org, webcitation.org.