Ютуб удаляет популярные каналы из-за рекламы букмекеров: пострадали «Скользкий лед», Гаджиев, медийные клубы. Это серая зона
Формально все по правилам площадки.
Ютуб продолжает блокировку и удаление популярных каналов – из-за рекламы букмекеров.
Правило давнее, но санкции неожиданные – прилетать бан стал даже без предупреждения.
Кто пострадал: «Скользкий лед», каналы главы Fight Nights и медийных команд
Вот самые заметные, кому досталось от ютуба в эту волну.
● «Скользкий лед» – канал, где о хоккее говорит Денис Казанский (с Андреем Николишиным, Сергеем Гимаевым-младшим и другими), входит в медиаимперию «Винлайна». Команда «Скользкого льда» рассказала: «Ютуб удалил наш канал, посчитав, что мы нарушаем правила сообщества. В данный момент проходит обжалование данного решения, но шансов на восстановление канала мало».
Они уже перешли на резервный канал «Скользкий Лед – Lite». Там пока только пять тысяч подписчиков, на главном канале было больше сотни, в октябре авторы получили от ютуба серебряную звезду.
В комментариях представители «СЛ» добавили: «У нас 0 страйков за обзорный контент. Были проблемы на стримах – это связано с политикой НХЛ, которая не подразумевает использование их контента в прямом эфире. Нас попросили устранить ряд нарушений, новый контент выходил на канале уже с учетом требований платформы, но мы проснулись уже без канала. Пытаемся разобраться в вопросе более детально».
● Глава Fight Nights Камил Гаджиев, стабильно собиравший в районе сотни тысяч просмотров на видео, теперь вынужденно на новом канале «Камил Гаджиев». «Формат тот же – итоги недели, периодически хорошие большие видео из наших встреч с интересными гостями, приехавшими в Москву», – заявил Гаджиев.
В первом ролике на новом месте он рассказал, что первое предупреждение ему пришло около двух месяцев назад, а после него – сразу этот бан. Гаджиев заявил, что принимает это решение платформы, и просто запускает работу заново: «Сделаю новый канал максимально стерильным. Не то чтобы совсем без рекламы, но ее будет минимум».
● Медиафутбольные команды DMedia и «Чисто Питер» тоже пострадали: «YouTube канал DMedia – все! Сервис удалил канал нашей команды. Ладно, че нить придумаем…», – отреагировали в клубе, у которого контракт с «Винлайном». «Не уверены, что желали такое в новогоднюю ночь, но начнем 2024-й с нуля», – реплика от команды «Чисто Питер», работающей с «БетБумом». Питерцы уже перезапустили канал.
● Удален канал и игрока «Амкала» Андрея Сибсканы: «400к подписчиков и куча памятных видосов канули в лету. Причем не было страйков, коих должно быть три для удаления». Он сотрудничает с «Пари».
● Улетел канал Аcoolfifa, собравший под миллион подписчиков. «По классике, на канале было 0 страйков, только одно уведомление», – написал владелец канала Акылбек Бисикенов. На личном канале acoolbek у него 508 тысяч подписчиков, там по-прежнему есть интеграции компании «БетБум». Акылбек в последнем ролике сокрушается, что ютуб стер десять лет его занятия фактически без возможности что-либо восстановить.
● Пострадал Кирилл Бельский с популярным каналом про «Челси» – Breakeven’s: «На канале было много вечных выпусков, были влоги, которыми я дорожил. Было первое видео, которое я иногда посматривал, чтобы увидеть разницу. Всего этого больше нет. У меня не осталось оригиналов более 1000 видео. Это главная боль на данный момент».
Он в телеграм-канале пояснял: «Да, я нарушил правила, на которые ютуб очень много лет закрывал глаза. И совершенно не важно, что другие делали так же. Это мой канал, моя ответственность и мои проблемы. Я шел на этот риск, и риск не оправдался. Еще раз повторюсь, удалять канал после одного страйка задним числом – верх идиотизма».
Теперь Бельский – на новом канале Breakeven’s / Челси pt. 2 – там больше 11 тысяч подписчиков, на удаленном было свыше 50 тысяч.
● Удален «Футбольник». Основным каналом теперь стал бывший запасной – «Футбольник | Александр Тахтаров».
Правила и правда запрещают рекламу БК. Удаления каналов устраивают волнами
В 2018-м ютуб обновил правила рекламы, дописав такую строчку: «Не разрешается рекламировать и такие услуги, как, например, азартные игры и ставки». На тот момент правило можно было аккуратно обходить, просто не слишком выделяя букмекеров. Но баны все равно происходили.
Весной 2023-го «Коммерсант» рассказывал о том, как букмекеры нашли способ прорекламироваться в ютубе – размещали рекламу в сервисах коротких видео (Shorts): появлялось небольшое объявление от рекламодателя в виде баннера или логотипа в углу ролика. Такой формат рекламы называется графической вклейкой. Конверсия невысока, но реклама все равно может быть эффективной из-за больших охватов и массового размещения.
У ютуба в правилах есть список стран, где разрешены различные виды рекламы азартных игр. Там говорит: «Мы разрешаем рекламу азартных игр при условии, что она соответствует местному законодательству, отраслевым стандартам, приведенным ниже правилам и показывается только в определенных странах исключительно совершеннолетним, а на целевых страницах имеется необходимая предупредительная информация. Каждый рекламодатель должен пройти соответствующую сертификацию в Google. Ознакомьтесь с правовыми нормами регионов, где вы собираетесь проводить кампании».
Так выглядит блок, посвященный России. По сути, разрешены только гослотереи – и то с предварительного одобрения каждой конкретной.
Серьезные ограничения работают с 2018-го. Тогда новость звучала жестко: «Ютуб запретил рекламу букмекеров». В первой волне работы этих правил шумно пострадал, например, канал рэп-батлов Versus, получавший краткосрочный бан. В 2019-м зацепило в том числе большой любительский футбольный канал «Портье Дрогба» – сейчас на перезапушенном 268 тысяч подписчиков.
Принципы алгоритмов ютуба всегда скрыты: это касается и системы рекомендаций, и механизмов отслеживания всевозможных нарушений. Авторы каналов регулярно рассказывают, например, что платформа проверяет ролики еще до публикации, только загруженные в сервис – по наблюдениям, она реагирует в том числе на слова, звучащие в видео.
Предсказать поведение ютуба относительно рекламы букмекеров в дальнейшем невозможно – стихийных банов можно ждать всегда. Волна в конце 2023-го – начале 2024-го точно напомнила авторам контента, что это серая зона, где нет гарантий остаться без наказания. Наверняка многие станут заметно аккуратнее.
Фото: Maksim Konstantinov,Thomas Trutschel/Global Look Press