На Олимпиаде в Токио впервые будут скалолазы, а у России – 10-кратная рекордсменка мира!
Скалолазку Юлию Каплину вы могли запомнить по красочной презентации экипировки сборной России на Олимпийские игры в Токио. Миниатюрная девушка в числе других спортсменов и моделей эффектно дефилировала по подиуму в платье, а потом оказалась в центре внимания, раздав кучу интервью, в том числе зарубежным СМИ.
Юля – чемпионка Европы-2017, серебряный призер чемпионата мира-2012 в дисциплине «лазание на скорость» и самая реактивная скалолазка планеты.
Только вдумайтесь – она 10-кратная рекордсменка мира! Совсем недавно на чемпионате России в Тюмени Юля побила собственный рекорд, взлетев на 15-метровую трассу за 6,820 секунды! Новый мировой рекорд не зафиксирован только по одной причине, – трасса не сертифицирована по стандартам Международной федерации спортивного скалолазания, так Юля была бы уже 11-кратной.
Сейчас Каплина вместе с другими скалолазами сборной России находится в Алуште, а летом выступит на Олимпийских играх в Токио. Она первая, кто из российских скалолазов завоевал олимпийскую лицензию. Ее путь в Токио – история терпения, преодоления и невероятной целеустремленности. Ниже – рассказ Юли о том, как это было.
Могла пропустить Олимпиаду из-за травмы
Как только скалолазание попало в программу Олимпийских игр в 2016 году, сразу поняла, буду отбираться — надо пробовать! Только потом наступило осознание: в Токио будет представлена дисциплина «многоборье», которое включает в себя «лазание на скорость», «боулдеринг» (серия предельно сложных трасс небольшой протяженности, на 5-8 перехватов – Sports.ru) и «лазание на трудность». А значит, мне надо быть на хорошем уровне не только в своей профильной дисциплине — скорости, но и двух других.
А ведь на тот момент я даже не была в олимпийской сборной России! Но недавно перечитывала сообщения, которые писала своей подруге еще в 2016 году, что буду отбираться на Олимпиаду. Поняла, значит, эта мысль сидела в моем подсознании все это время. Мне всегда хотелось попасть на Олимпиаду, стремилась туда — это мечта.
Путь в Токио был длительным и очень тяжелым. Главным квалификационным турниром были соревнования в Тулузе в ноябре 2019 года. Но ведь туда еще нужно было отобраться, а в моем случае для начала вообще попасть в сборную России! Квота в олимпийской команде рассчитана всего на пять мест. В скорости у меня были хорошие позиции, а вот в боулдеринге и трудности меня в топ-10 мирового рейтинга не было. В общем, мне нужно было пробиваться в сборную.
Все началось с первого этапа Кубка мира, который проходил в Москве. В своей профильной дисциплине, скорости, я выступила удачно, стала третьей, и эта медаль оказалась для российских скалолазов единственной. Во время турнира получила травму наша спортсменка, которая выступала в дисциплине «боулдеринг». И после соревнований наш тренер Сергей Иванович Сигов предложил мне на следующем этапе Кубка мира в Китае выступить вместо нее и в боулдеринге.
Важное отступление: чтобы попасть на олимпийский квалификационный турнир в Тулузу, нужно выступить на двух этапах Кубка мира, причем во всех дисциплинах — скорости, боулдеринге и трудности, да еще по итогам войти в 20 сильнейших.
Мой путь на Олимпиаду мог закончиться едва начавшись. На том самом этапе Кубка мира в Китае, выступая в боулдеринге, я получила травму. Было так больно, что на следующий день даже не могла ходить. По приезду домой из-за праздников не смогла попасть к своему травматологу, предварительно мне диагностировали надрыв икроножной мышцы и посоветовали две недели не нагружать ногу.
Несмотря на это, мы с тренером приняли решение поехать на этап Кубка мира в Мюнхен, ведь только за один выход на старт можно было получить нужные баллы. Несмотря на все рекомендации врача, нога продолжала болеть, стоило мне сделать хотя бы одно резкое движение. В Германии выступала с травмой, из-за этого стала последней, и это было эмоционально тяжело: хочешь себя показать, а сделать ничего не можешь.
Потом стало известно: перикапсулярный разрыв заднего рога медиального мениска. Операция, восстановление… Время шло: да, программу-минимум я выполнила, в активе были два этапа Кубка мира в скорости и боулдеринге, но ведь нужно было выступать еще и в трудности!
Два таких турнира из-за травмы я пропустила и только в конце сезона, пусть до конца не восстановившись, заявилась на китайский и японский этапы Кубка мира. И это стало на тот момент судьбоносным решением. После этих турниров стало известно, что я попала в заветную двадцатку. А это путевка на олимпийскую квалификацию в Тулузу!
«После выступления была вся в слезах». Как досталась путевка в Токио-2020
Этот турнир я, наверное, не забуду никогда. В Тулузе разыгрывались шесть олимпийских лицензий. Понимала: чтобы пробиться в финал, куда попадают восемь спортсменов, мне нужно стать лучшей в своей дисциплине — скорости. Честно признаться, до конца не верила, что у меня получится. На тот момент не до конца восстановилась после травмы, была не в лучшей форме.
Напряжение на турнире в Тулузе было колоссальное! Высочайшая конкуренция, плюс эмоции — все нервничали, переживали, осознавая меру ответственности, отсюда много ошибок, срывов. В первом же забеге мне в соперницы досталась на тот момент рекордсменка мира, китаянка Юлинг Сонг. Но мне удалось ее обойти. И вообще все забеги я отработала на максимуме.
Помню, после выступления была вся в слезах от царящего напряжения и выброса эмоций. Сказала тренеру Дмитрию Шарафутдинову, что мне нужно выйти из зала — наблюдать за ходом состязаний попросту не могла. Минут через 15 он позвал меня обратно, я увидела: мой результат, 7,370 секунды, лучший. Я в финале!
А это автоматически означало, что попадаю на Олимпийские игры! Дело в том, что в финал также попали две японки и две словенки. На каждую страну в скалолазании дается олимпийская квота на двух спортсменов. Япония использовала квоту как хозяева, а одна из словенских скалолазок уже отобралась на Игры по итогам чемпионата мира, который был раньше турнира в Тулузе. Три лицензии стали свободными, и одна из них досталась мне.
Конечно, я был счастлива! Хоть сразу и не осознавала, что со мной произошло. После столь сумасшедшего дня я была уставшей — все-таки в зале провела 12 часов. В отель приехала совершено без сил, к тому же, хоть уже и попала на Олимпиаду, надо было морально готовиться к финалу.
Но все равно — поздравлений даже в этот день хватало: звонила маме, своему тренеру, моему молодому человеку, тоже скалолазу сборной России Славе Деулину. А полностью осознала, что завоевала путевку на Олимпийские игры, наверное, когда вернулась в родную Тюмень, где меня празднично встречали, а после устроили пресс-конференцию вместе с моим личным тренером Сергеем Сергеевичем Сергеевым.
Подготовка к Играм: увеличенная нагрузка и 2-3 тренировки в день
Конечно, быть первой скалолазкой из России, завоевавшей олимпийскую лицензию — это приятно и почетно. Но вместе с тем и очень ответственно. Сейчас все мысли подчинены подготовке к Олимпийским играм. Работы в три раза больше — ведь нужно тренировать не только свою дисциплину, но и две других.
Конечно, я и раньше лазала боулдеринг и трудность, но это было, если можно так сказать, на любительском уровне. Сейчас же — совсем другое дело, понимаю, что к Олимпийским играм нужно подтягивать эти дисциплины. Нагрузка, конечно, увеличилась, в день по 2-3 тренировки. Можно сказать, в зале провожу целый день.
В основном подготовка проходит в моем родном городе Тюмени, хорошо, что зал всего в пяти минутах езды от моего дома, а значит, между тренировками можно немного передохнуть. Но все равно такой режим — это довольно тяжело морально и физически. Но прекрасно понимаю, что все это ради своей мечты — Олимпиады. И вы тоже никогда не сдавайтесь, чтобы достигнуть своей цели. Да, где-то приходится терпеть. Но мечта того стоит!