Советские хоккеисты жестко бились с чехами, которых коммунисты посадили в тюрьму
Февраль 1948-го — тяжелое время для Чехословакии. В стране случились правительственный и политические кризисы, в результате чего произошел, по сути, государственный переворот и к власти пришла коммунистическая партия. Даже удивительно, что в такой сложный период ничего не помешало сильнейшему чехословацкому клубу ЛТЦ прилететь в СССР для товарищеских матчей (а по сути, для мастер-класса) со сборной Москвы.
Годом ранее именно чехословаки прервали серию побед Канады на чемпионатах мира, а вот в Советском союзе хоккей с шайбой только зарождался. ЛТЦ в столицу СССР пригласили для того, чтобы лучшие хоккеисты страны смогли перенять у иностранных гостей опыт, провести совместные тренировки и несколько игр в закрытом и открытом для зрителей режиме.
«Там было столько камер, и все они снимали каждое движение каждого игрока. В течение недели они узнали буквально все подробности о нашей игре.
Советские хоккеисты пришли на площадку в танкистских шлемах, обычных кожаных перчатках, у них были только какие-то футбольные щитки. Мы просто не могли не смеяться. Но после первого дня мы оставили все наше снаряжение в раздевалках на стадионе. И когда мы на следующий день утром пришли тренироваться, то все наши вещи были перевернуты», — рассказывал спустя много лет форвард ЛТЦ Густав Бубник.
В тренировочных матчах сборная Москвы уступила более классному сопернику со счетом 7:11 и 1:10, но когда на трибунах появились зрители все сложилось иначе. Первую встречу хозяева выиграли со счетом 6:3, затем чехословаки взяли реванш — 5:3, а заключительный матч завершился вничью — 2:2. Вот что писала после исторической победы сборной Москвы «Комсомольская правда»:
«Уже по началу игры зашита чешской команды была обеспокоена молниеносными прорывами Боброва и быстрой игрой крайних нападающих Бабича и Тарасова. Однако команда ЛТЦ все же продолжала играть по заранее принятой схеме. Защитники ее уходили к нашим воротам вслед за атакующим нападением, пытаясь запереть нашу команду в ее зоне защиты и добиться результата, что прежде всегда удавалось им. Однако уже в первой трети счет стал 2:0 в пользу советской команды. Затем последовало удаление игроков и из той, и из другой команд. В неполных составах чехословацкие хоккеисты использовали временное тактическое преимущество, быстро сравняли счет, а затем повели игру со счетом 3:2. Но это был последний успех пражской команды. Блестяще играли тройка нападающих Бабич, Бобров и Тарасов и сменная тройка Блинков, Трофимов, Зигмунд. Они все чаще проходили сквозь защиту ЛТЦ, которой помогали уже и нападающие, и, несмотря на замечательную игру чехословацкого вратаря, забивали гол за голом. В итоге наша команда победила со счетом 6:3…»
Самой интересной при этому получилась третья игра. Уровень напряжения в ней был запредельным, а во второй двадцатиминутке на льду вспыхнула массовая драка, первая международная массовая драка в истории советского хоккея.
«Я помню, в одном из матчей мы уже тогда с ними так страшно подрались, что на площадке буквально фонтаном била кровь. Их судья, конечно, не владел правилами хоккея, и поэтому он нас постоянно удалял, так как они просто не знали, что такое — играть телом. Мы все время играли вчетвером, или втроем, и, в итоге, мы потерпели поражение.
Мы не хотели доигрывать матч и после второго периода остались в раздевалке. Туда пришел наш посол, которого звали Лаштовичка, и наше руководство. И все они нас просили, чтобы мы доиграли тот матч, иначе это станет международным политическим скандалом. Мы, наконец, согласились, и сыграли и третий период».
Международного скандала удалось избежать, а советские хоккеисты, в том числе такие легендарные как Всеволод Бобров, еще долго вспоминали матчи с чехословаками и восхищались их мастерством:
«Лучшая команда Чехословакии продемонстрировала исключительно слаженную, в полном смысле слова командную, игру, где интересы одного игрока, в том числе и таких ярких индивидуальностей, как Забродский, Конопасек, Трояк, целиком подчинены коллективу. Это была первая тройка нападающих ЛТЦ и первая тройка сборной страны. Мне, пожалуй, не приходилось никогда видеть более слаженный хоккейный ансамбль. Высокая скорость и техника, отличное взаимопонимание делали их грозой любого соперника и любимцами публики на любых стадионах».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Большинство игроков ЛТЦ впереди ждала незавидная участь — коммунистическая партия Чехословакии сфабриковала против них дело и спортсмены вынуждены были по несколько лет провести в тюрьме.
«Для меня эти пять лет в тюрьме и лагере стали таким жизненным экзаменом на аттестат зрелости, которого бы у меня иначе не было. Я там познакомился с элитой нашего народа, в то время, к сожалению, находившейся в тюрьме», — рассказывал Густав Бубник.