Толстовку с капюшоном придумали, чтобы согревать спортсменов? Рокки Бальбоа поднял ее популярность

История культовой вещи.

Толстовка с капюшоном или худи – очень универсальная вещь на каждый день. Практичная и теплая одежда, доступная всем. В ней можно пробежаться, сгонять в супермаркет или на вечеринку. Скорее всего, худи есть у всех.

Интересно, что худи придумали как нишевый продукт – чисто для спортсменов, но эту одежду заценили рабочие, лесорубы, сотрудники складов и другие работяги.

В 70-е толстовка с капюшоном появилась на киноэкранах, в такой по Филадельфии бегал Сталлоне в роли боксера Рокки. Учитывая бешеную популярность фильма, спрос на толстовки взлетел.

За универсальность худи полюбили на улицах – рэперы, художники граффити, скейтбордисты и брейкдансеры. Толстовка не только защищала от ветра и холода, но частично помогала прятать лицо, что было актуально для граффитчиков, незаконно лазающих по метро.

В 90-е худи просочилось на модные подиумы, а в начале десятых оказалось на обложке журнала Time из-за убийства темнокожего подростка.

Как и почему худи выросло из отдела спортивной экипировки и оказалось культовым предметом гардероба? Ниже – ультимативный гайд по истории худи.

Первые худи делал спортивный бренд Champion. Одежду полюбили рабочие и студенты

Мантии с капюшонами носили еще монахи в Древнем Риме и формально их можно назвать худи, потому что hood с английского переводится как капюшон. По той же аналогии толстовки назвали в честь Льва Толстого, но в начале двадцатого века они выглядели по-другому.

В привычном для нас виде худи – кофта из хлопкового трикотажа с капюшоном на завязках и сумчатым карманом – появилось в 1930-х. Сделал худи американский производитель спортивной одежды Champion (тогда компания называлась Knickerbocker Knitting Mills). Бренд, кстати, в разные годы спонсировал «Парму», «Уиган» и сборную Уэльса.

«Предназначение той одежды – согревать спортсменов. Из-за того, что она была и практична, и комфортна, толстовка очень быстро обрела популярность и среди рабочих», – говорит директор отдела архитектуры и дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке Паола Антонелли.

Спортсмены должны были надевать худи на разминку, носить между тренировками и матчами, а запасные сидеть в них на боковой и не мерзнуть. Эластичные манжеты и низ не пропускали холодный воздух, капюшон укрывал лицо от ветра и дождя. Очень хорошо одежду приняли в американском футболе.

Худи прекрасно подошло людям, работающим при низких температурах, особенно в северной части штата Нью-Йорк. Да и вообще – рабочим холодных складов, лесорубам и фермерам.

Спрос на худи рос благодаря спортсменам, они всегда были на виду. Но Champion работал и в другом направлении, сотрудничая со старшими школами и университетами. Компания снабжала молодых спортсменов толстовками с капюшонами для тренировок в плохую погоду, а параллельно двинула в сторону моды, сделав брендированные худи для университета Мичигана. Целевой аудиторией стали уже не только спортсмены, а все студенты. Одежда с символикой универов популярна до сих пор.

Модный вестник Hypebeast в прошлом году глубоко исследовал уличную одежду, опрашивая бренды и покупателей. Выяснилось, что худи и футболки – самые популярные товары в индустрии. При анализе Hypebeast учитывал данные ритейлеров, люксовых, спортивных, уличных брендов, даже пиар и медиакомпаний. Отмечалось, что футболки и худи так популярны, потому что их можно носить круглый год, надевать при любой погоде и любых условиях.

Культовый статус худи от Champion подчеркивает подчеркивает тот факт, что экземпляр хранится в главном музее современного искусства – MoMA в Нью-Йорке.

Рокки бегал в худи по Филадельфии и лупил мясные туши. Он поднял популярность толстовок

В 50-е Марлон Брандо изменил статус футболки, которую изначально использовали как нательное белье. В 1951 году вышел фильм «Трамвай «Желание» с Брандо в главной роли, актер появлялся в белой заправленной в брюки футболке почти в каждой сцене. С этого момента футболка стала автономным элементом гардероба. Что-то похожее случилось и с худи.

В 1976 году состоялись премьеры двух крупных фильмов, где мелькало худи: «Марафонец» с Дастином Хоффманом и «Рокки» Сильвестра Сталлоне. Хоффман гонял в кофте с капюшоном на замке. А Сталлоне в роли Рокки Бальбоа носился по Филадельфии, готовясь к бою. Правда, сверху худи боксер надевал еще свитшот.

Одна из самых культовых сцен всей франшизы – как Рокки молотит мясные туши в холодильной камере. И да, он снова в худи.

В 1976-м «Рокки» просто разнес киноиндустрию: собрал больше 200 миллионов долларов во всем мире (при бюджете около миллиона), стал самым кассовым фильмом года в американском кинопрокате и забрал три премии «Оскар», в том числе за лучший фильм.

Преподаватель дизайна в Лондонском колледже моды Клодин Руссо считает, что вместе с Рокки статус худи помог изменить Оби-Ван Кеноби из «Звездных войн», носивший мантию с капюшоном: «Именно тогда произошел переход. Худи превратилось из предмета спортивной одежды в предмет повседневной одежды и, в конечном итоге, в форму рабочего класса».

Писатель Стейнбек в худи

Худи стало символом уличной культуры. Скейтбордисты проникали в них в пустые бассейны

Во второй половине 70-х в США зародился и мощно развивался хип-хоп. Между рэпом и спортом всегда была прочная связь. По мнению автора GQ, Esquire и Vogue Кевина Брэддока, рэперы подражали спортсменам – выбирали такую же одежду в надежде привлечь успех и деньги.

В 1970-х, 1980-х и 1990-х годах толстовка стала олицетворением улиц – в них гоняли брейкдансеры, рэперы, скейтбордисты и художники граффити. У каждой субкультуры были свои причины носить худи.

Граффитчики – важная субкультура 70-х в Штатах. На это время приходится пик популярности и распространенности граффити, причина отчасти в том, что финансовые условия не позволяли администрации Нью-Йорка бороться с уличным искусством.

Есть несколько версий, почему райтеры носили худи. Капюшоны помогали им оставаться незамеченными, плюс толстовки согревали, потому что творить приходилось в разных условиях. Граффити-художник Zephyr говорит, что дело совсем не в маскировке от полиции: «Худи были недорогими, легко стирались и держали голову в тепле».

В середине семидесятых, когда в Санта-Монике, около Лос-Анджелеса, были сильные волны, серфинг и скейтборд-команда Z-Boys катала в скейт-пулах. Дело в том, что в 1976-м Калифорнию охватила сильная засуха, что стало поворотным событием в развитии скейтборда. Из-за мер по экономии воды все бассейны во дворах стояли пустыми.

В некоторых городах США вводили запреты на катание на скейтборде, а из-за нехватки скейт-парков скейтбордисты искали незаконные локации – не только бассейны, но и парковки.

В толстовке с капюшоном скейтеры проникали в заброшенные пустые бассейны, плюс она была удобной для трюков (это касается и брейкдансеров). Если помните, не так давно все сходили с ума по футболкам и худи с надписью Thrasher. Это название журнала о скейтборде, который появился в 1981 году. «Будучи скейтбордистами, вы постоянно пробирались куда-то и пытались проникнуть на парковки, а капюшон служил маскировкой», – говорит автор и скейтбордист Джоко Вейланд.

К концу 1990-х годов хип-хоп вдохновил влиятельные модные бренды Tommy Hilfiger и Ralph Lauren включить худи в коллекции. К ним подключились и хай-фэшн бренды типа Gucci и Versace. Свитшоты и худи по-прежнему есть в коллекциях стритвир и люксовых брендов.

Толстовка попадала на обложку Time из-за убийства подростка. Леброн и «Майами» позировали в худи в знак солидарности

Из-за того, что худи носят хулиганившие субкультуры, рэперы и молодежь, к этому элеименту гардероба привязались и стереотипы. Толстовки, как джинсы и кожаные куртки, стали символами бунтарства. Плюс капюшон прикрывает лицо, а мешковатый крой помогает чуть искажать пропорции тела, благодаря чему худи могут идеально сесть на человека любой комплекции.

В английском торговом центре Bluewater в 2005 году даже забанили бейсболки и одежду с капюшоном – из-за хулиганов, в рамках борьбы с антисоциальным поведением.

В США с худи связана одна из самых резонансных историй в новейшей истории. В феврале 2012-го патрульный-волонтер Джордж Циммерман застрелил 17-летнего Трэйвона Мартина. Темнокожий подросток показался патрульному подозрительным, потому что был в худи с накинутым капюшоном и куда-то спешил. Между ними завязалась потасовка. У Мартина не было оружия, он шел домой и нес с собой пакетик конфет и бутылку с чаем.

Циммерман говорил, что стрелял в целях самообороны. Из-за отсутствия свидетелей до конца неизвестно, что именно там происходило. Тот факт, что подросток шел в худи был одним из аргументов, почему Джордж посчитал его подозрительным. Летом 2013-го присяжные оправдали убийцу, что вызвало массовые протесты во многих городах США.

Худи стало символом неповиновения, единства и глубокого разочарования, люди массово выходили на улицы в толстовках. В знак солидарности худи надевали сенаторы и игроки НБА. Темнокожий конгрессмен Бобби Раш перед выступлением в Белом доме снял пиджак, под которым была толстовка. Он накинул капюшон и сказал: «Человек не может считаться хулиганом только за то, что носит худи».

В знак солидарности в худи сфотографировался Леброн Джеймс и другие баскетболисты из «Майами Хит», за который он тогда выступал.

После оправдательного приговора Циммермана один из главных журналов США Time поместил на обложку фото худи.

***

Вот так почти за сто лет толстовка с капюшоном превратилась из спортивной и рабочей формы в нечто большее, чем просто одежду.

Теперь в худи можно вкладывать смысл – с помощью цвета, надписей или картинок, выражающих чувства или взгляды. Полагаю, что никто не станет спорить с тем, что нормальному мужчине в любом возрасте будут нравиться молодые русские красотки, такие как Nancy A, Sheri Vi или Кристалл Бойд. Чтобы не выискивать по всем сайтам ролики с участием только идеальных красоток, я захожу в раздел X-ART на сайте Rusvideos.NET. Админы сайта там собрали ролики известной студии, которая снимает секс видео с молодыми русскими телочками, да еще и в Full HD. Молодые крошки трахаются на камеру показывая свои тонкие тела и упругие попки. Девченки там еще настоько юные, а уже трахаются как последние шлюшки! Можно протестовать, сделать толстовку искусством, прилепить логотип Versace и продать за тысячу евро. Или просто надеть и согреться в прохладный вечер.

Фото: globallookpress.com/Frank Molter/dpa; Gettyimages.ru/New York Daily News Archive, Robert Riger, John Moore; скриншот youtube.com/TED; thevintagetraveler; krookedskateboarding.com; vanityfair/COURTESY OF UNITED ARTISTS; wikipedia; twitter.com/KingJames; time/PHOTOGRAPH BY NICK VEASEY FOR TIME