Cудья забыл правила и поставил 16 лишних пенальти⚽

Все из-за новых правил серии

«Что с тобой случилось? Что ты наделал, Рабадан?» – недоумевал председатель Арбитражного комитета Хосе Плаза.

Судья Карлос Рабадан молчал.

Плаза еще раз повторил вопросы, выпытывая из бедняги признание.

«Я облажался и испортил игру», – раскаялся Карлос.

***

30 января 1975 года, третий раунд Кубка Испании, «Карабанчель» против «Мальорки». В первом матче «Мальорка» уверенно победила дома 2:0, в ответной игре клуб из пригорода Мадрида взял реванш – 3:1. Тогда в турнире не работало правило выездного гола, поэтому транзитом через дополнительные 30 минут команды перешли в серию пенальти.

И здесь Рабадан пережил главный кошмар в карьере.

Футболисты исполнили 30 ударов, 16 из которых были лишними. Скажете, это невозможно? Возможно, если судья забыл о нововведении. С сезона-74/75 в Кубке Испании приняли современный формат серии: если после пяти ударов каждой команды все еще ничья, матч закончится, когда одна из них забьет, а другая – нет. Рабадан же решил, что для победы нужен перевес в серии пяти ударов: если первая серия закончится вничью, то с нуля начнется вторая, и так будет продолжаться, пока не определится победитель.

В том матче две серии завершились вничью, и только с третьей попытки «Карабанчель» сломил соперника, но по правилам Кубка победить должна была «Мальорка». После шести ударов счет был 5:5, и «Карабанчель» не реализовал седьмой пенальти. Зато это удалось гостям.

Полузащитник «Мальорки» Макарио вспоминал, каким колоссальным было напряжение: «Когда судья сказал, что серия продолжается, нам казалось, что произошла ошибка. С арбитрами запрещалось много спорить, поэтому нам оставалось следовать его указаниям».

***

После игры в судейскую ворвался разъяренный делегат турнира с протоколом, в котором досконально разобрал ошибку арбитра. Раздевалки команд располагались рядом, и футболисты слышали этот нервный разговор.

Уже потом, из вечерней передачи, игроки «Карабанчеля» узнали, что результат матча пересмотрен, и в следующий раунд проходит «Мальорка». По «Карабанчелю» новость ударила материально, футболист той команды Карлос Альварес рассказывал: «Местные торговцы уверяли, что подарят часы всей команде, если мы пройдем дальше». Его партнер Посо уточнял, что мотивация не ограничивалась часами: «Портной обещал всем сшить костюмы. Увы, мы остались без подарков».

Рабадану пришлось тяжелее: за ошибку он поплатился восемнадцатью матчами дисквалификации. Этим дело не ограничилось. Карлос пять лет работал штатным судьей второй лиги, и после сезона-1974/1975 его должны были повысить до арбитра топ-дивизиона, но из-за роковой ошибки понизили до третьей лиги. Он стойко пережил удар: «Я оступился и должен за это заплатить».

Правда, нашлись и те, кто защитил судью. Вице-президент Федерации футбола Галисии Фернандо Иглесиас считает, что из Рабадана просто сделали крайнего: «Линейные судьи тоже ошиблись и не подсказали Карлосу, когда это было необходимо». По мнению Иглесиаса, в ход встречи мог вмешаться даже делегат, но он дождался окончания игры.

***

Рабадан всегда старался быть непредвзятым. Арбитр вспоминал, как однажды в матче региональной лиги показал красную родному брату: «Он пошел в жесткий стык, и мне пришлось его удалить. Он никогда об этом не забывал и часто упрекал за тот поступок. Но на поле мне все равно на имена: я всех судил одинаково».

Для Рабадана судейство – дело жизни. За 60 лет работы он отсудил тысячи игр: «Ездил на все турниры, куда меня приглашали: детские, школьные, областные, региональные. Туда, где во мне нуждались». В феврале 2019-го городской совет Виго вручил арбитру награду в знак признания его качественной работы. В Виго он заметная личность: был случай, когда прохожий узнал Карлоса и поблагодарил за то, что 30 лет назад тот научил его завязывать шнурки.

Сейчас Рабадану 84 года. Последние семь он пишет судейские отчеты для городских и региональных турниров. Испанец и сейчас помнит ту кубковую игру 1975-го: «Все ошибаются, а кто говорит, что всегда прав, лгун. Я десятки раз говорил себе, что тот матч – мой личный позор. Главное, что я искренне признаюсь в этом, и мне становится спокойно».

Фото: marca.comlavozdegalicia.es/Xoan Carlos Gil