Темнокожие спортсмены из США устроили акцию протеста на ОИ-1968. Их выгнали из сборной и угрожали убийством

Сейчас в США идут массовые протесты и беспорядки из-за убийства афроамериканца Джорджа Флойда. Действия и заявления властей города, штата и федерального правительства не смогли сбить волну недовольства. Сначала все проходило мирно с лозунгами «Справедливость для Джорджа», «Жизни черных имеют значение», но потом ситуация стала неконтролируемой. В Миннеаполисе и других городах начались жесткие столкновения.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Boulder really showed up yesterday. . . . #BLM #blacklivesmatter #bouldercolorado #protest #2020 #georgefloyd #breonnataylor #nojusticenopeace

Публикация от Kody Goodson (@kodyg)

Против расизма и действий правительства в США люди выступают уже не одно десятилетие. Недовольства происходят не только на улицах городов, но и на спортивных площадках. Неравнодушные спортсмены выражают свою позицию, не боясь санкций. И таких случаев крупные соревнования помнят много. Самый яркий произошел на Олимпиаде в Мехико-1968.

Накануне Игр легкоатлеты активно включились в борьбу против расизма. На митинге в негритянской церкви Лос-Анджелеса было принято решение бойкотировать Олимпиаду. Это решение поддержал доктор Мартин Лютер Кинг, лично проводивший один из митингов в поддержку бойкота, состоявшийся в Чикаго. В апреле 68-го его убил снайпер во время марша бастующих рабочих. В стране начались общенациональные возмущения, сопровождавшиеся бунтами чернокожего населения.

Тогда спортсмены все же решили поехать в Мехико, чтобы высказаться там о ситуации. Олимпиада была идеальной площадкой для такого. Финал в беге на 200 м получился шикарным. Наверное, как в драматическом кино. Американец Томми Смит установил мировой рекорд (19,8 сек), австралиец Питер Норман обогнал Джона Карлоса и установил рекорд страны (20,06 сек). Забег получился очень напряженным, но главное было впереди.


На церемонию награждения Смит и Карлос вышли в черных носках (символизируя бедность чернокожего населения), неся за спиной кроссовки. Во время гимна США они подняли руку в черной перчатке вверх (символ требования социальной справедливости и объединения) и склонили головы. Этим жестом американцы выступили против расизма и образа жизни в стране.

Норман узнал об акции незадолго до награждения и решил поддержать коллег. Австралиец прикрепил к своей форме значок «Олимпийского проекта за права человека». Это был скандал. Международный олимпийский комитет (МОК) потребовал от американцев выгнать Смита и Карлоса из команды из-за нарушения олимпийского духа. Когда они отказались это делать, МОК пригрозил забанить всю сборную. Пришлось отправить спортсменов домой.

«Мы знали, что обратного пути не будет. Мы знали, что нам придется расплатиться. Мы не могли получить работу, снять квартиру, нас избегали другие спортсмены. Но мы не должны более позволять этой стране использовать небольшое количество так называемых негров для того, чтобы продемонстрировать миру, насколько значительный прогресс имеется в решении расовых проблем, тогда как давление на афро-американцев в данный момент сильнее, чем когда бы то ни было ранее.

Мы не должны более позволять одобрительно похлопывать себя по плечу за то, что мы якобы являемся цитаделью расового равноправия, тогда как на деле расовое неравноправие в спорте огромно. Любой чернокожий, позволяющий себя использовать в таком качестве, предатель, он дает белым расистам возможность сказать, что чернокожие живут в гетто потому, что им нравится жить именно там. Почему мы должны бегать в Мехико, если вынуждены ползать дома?» — рассказывал Смит.

Спортсменов поддержали их коллеги по сборной. Олимпийский чемпион в эстафете Чарльз Грин на глазах у публики сорвал с формы эмблему США, а Ли Эванс, Ларри Джеймс и Рональд Фримен (призеры в беге на 400 м) на церемонии награждения появились в черных беретах и с поднятым вверх кулаком. Правда, их не ожидало такое же серьезное давление.

Смит и Карлос получали угрозы об убийстве, не могли найти работу и были признаны только в 80-х. Бывший президент США Барак Обама в 2016 году даже принял легкоатлетов в знак благодарности за их заслуги в борьбе за права человека. Только, например, вряд ли кто-то мог вернуть Карлосу жену, которая умерла из-за давления после Мехико. Или пропущенную Олимпиаду в Мюнхене-1972 Норману. Австралийцу тоже пришлось тяжело. Пресса и общественность не оценили его поступка.

И если бы в мире все изменилось. Нет! В августе 2019-го на Панамериканских играх в Лиме фехтовальщик Рейс Имбоден после победы в командном турнире во время церемонии награждения встал на одно колено, а метательница молота Гвен Берри на следующий день подняла кулак вверх (отсылка к Играм в Мехико). Это был знак протеста против политики Дональда Трампа.

За эти действия Олимпийский комитет США (USOPC) вынес выговоры спортсменам, а также применил санкции. От Берри даже ушли многие спонсоры. Никто не ожидал, что протест вызовет большую шумиху. До событий с убийством в Миннеаполисе перед спортсменами даже никто не извинился. Это случилось после твита метательницы молота в адрес директора USOPC Сары Хиршланд, которая разослала спортсменам США письмо, где осуждала «системное неравенство, которое сильно влияет на чернокожих американцев в стране».

Вечерний разговор получился продуктивным. Берри получила свои запоздалые извинения.

«Я благодарна Гвен за ее время и честность прошлой ночью. Я услышала ее. Я извинилась за то, что мои решения заставили ее чувствовать, а также сделала все возможное, чтобы объяснить, почему я их приняла.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

While accepting the relay Gold medal at the 1968 Mexico City Olympics Lee Evans, with fellow African-American medalists Larry James and Ron Freeman, received their medals wearing black berets in imitation of the Black Panther Party and raised their fists in the Black Power salute — Evans was an influential leader in regards to the black power movement. The Olympic Project for Human Rights began with black students protesting in order to have equal housing opportunities and was assimilated into the black power movement after a Tommie Smith interview. Tommie Smith and John Carlos were the face of the movement, but Smith and Evans were the driving forces behind the movement. Carlos was said to have not even come to any of the meetings of the group, but when it came time to be in the spotlight he took his chance and claimed his spot in the history books. The black athletes of the 1968 Mexican Olympics chose not protest the Olympics as a whole, instead they chose to protest by wearing an article of black clothing during every event in which they participated. Evans wanted the world to understand the way he felt about the Mexican Olympic Games but did not want to take away from the winners and the sports themselves — #tsptr #leeevans #larryjames #ronfreeman #1968 #olympics #blackpower

Публикация от T*S*P*T*R (@tsptr)

Гвен имеет сильный голос в этом разговоре, и я уверена, что вместе мы сможем использовать платформу олимпийского и паралимпийского спорта для борьбы с систематическим неравенством и расизмом в нашей стране», — заявила Хиршланд.

Но получат ли извинения все протестующие? И станет ли ситуация адекватнее? Кажется, что это вещи, которые так и останутся без ответа.

sport24