Марина Анисина – фигуристка, которая поднимала партнера в танцах
Эта поддержка олицетворяла свободу
Вы, наверняка, помните скандальный контекст той Олимпиады – фигуристов не просто сравнивали по уровню катания, а делили на своих и чужих. Проигрыш Ирины Слуцкой американке Саре Хьюз одним судейским голосом, скандал в парном катании, завершившийся вручением двух золотых комплектов, нападки на Алексея Ягудина – мол, чемпионом страны не был, тренируется в Штатах – огонь разгорался с каждым олимпийским днем.
А потом случились танцы – золото Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера, выступавших за Францию. Танцевальный турнир мог сложиться иначе, но российский дуэт Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха стал вторым – еще один повод для пересудов. Чего стоил только заголовок в российской прессе об Анисиной: «Изменяла ли она Родине?»
Путь Марины к золотой медали напоминал эффект бабочки: цепочка решений, которые привели к мечте.
Решение первое: просто поговорить
Марина узнала, что их пары с Ильей Авербухом больше не существует на сборах в Швейцарии.
«Авербух хочет кататься с Лобачевой, тренеры не против», – по секрету рассказал ей Николай Морозов.
Это был шок.
Сезон-92/93 в разгаре, поставлены программы, костюмы шьются, идут тренировки, но пары, получается, уже нет. Илья и тренеры молчали до последнего – никто не озвучивал правду 17-летней Марине. Ей самой пришлось принимать важное решение, запустившее механизм, который приведет ее к олимпийскому золоту.
«Зачем мы тратим время?»- вопрос, который сделал все тайное явным.
Решение второе: письмо во Францию
Сезон пропал – его Марина пропустила. Программы, костюмы и теперь уже бывший партнер Илья Авербух – все это перешло Ирине Лобачевой.
Марина автоматически потеряла статус самой перспективной российской спортсменки в танцах. Без партнера даже звание чемпионки мира среди юниоров ни к чему.
Партнера искали всем миром, помогали тренеры Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, но дело не шло. Задача была непростой – 17 лет назад не было соцсетей, смартфонов, а соревнования существовали только на видеокассетах. На одной из таких Марина приметила Гвендаля Пейзера.
Французский красавчик не искал пару – с партнершей Мариной Морель он только взял серебро национального чемпионата. Они катались вместе 12 лет и прекрасно понимали друг друга.
Анисина рискнула – написала письмо во Францию. С переводом помогала подруга.
Решение третье: остаться за границей
Пейзера был удивительно талантлив и разносторонен: играл на фортепиано, катался на горных лыжах, танцевал. Отчаянный шаг Анисиной он оценил – говорит, что до сих пор хранит то письмо. Когда-то он дал себе обещание, что всю жизнь будет кататься только с Мариной (французской, а не чужой) и вряд ли нарушил бы его, но вмешался случай. Морель завершила карьеру из-за травм.
Получив письмо, Гвендаль сразу позвонил в Москву.
Анисина, конечно, не планировала становится француженкой. «Казалось, съезжу во Францию, посмотрю, понравлюсь, уговорю поехать в Москву, тут же лучшая школа фигурного катания в мире», – рассказывала она.
Но вмешалась французская федерация, которая делала ставку на фигурное катание. Лионский клуб предложил лед и даже заплатил отступные школе Линичук и Карпоносова – лишь бы Анисина осталась во Франции. Марина согласилась: без знания языка, денег, друзей и родных.
Позже она вспоминала: «Я наблюдала за партнером на льду, чувствовала, что мы с ним пара, можем многого добиться вместе, хотя работать тоже придется много. А еще я поняла, что вся ответственность за наше будущее ляжет на меня. Попроси меня кто-нибудь объяснить, почему я тогда так подумала, – не смогу».
Решение четвертое: эксперименты с программами
Тренировочный процесс шел непросто – поначалу пара бесконечно ссорилась, Марина почти каждый вечер в слезах собирала чемодан, а утром снова шла на тренировку.
Спустя годы она восхищалась французским подходом:
«Во Франции – совершенно иная система, которую я воспринимала как приятное времяпрепровождение. Понять, что это не наш, в чем-то советский, а западный подход к тренировкам, я смогла спустя какое-то время. У них на первом месте – личность. И если эта личность к тому же наделена от Бога талантом, отношение тем деликатнее и бережнее, чем больше талант. У нас было все наоборот: если человек талантлив, из него постоянно выжимали все соки. И все как будто ради его же блага, ради победы».
Уникальный стиль Анисиной и Пейзера появился не сразу: они сочетали в себе удивительную гибкость, музыкальность, прекрасно дополняли друг друга на льду, но режиссером их пары была тренер Мюрель Буше-Зазуи.
Эта своеобразная дама в неизменном длинном пальто влияет на фигурное катание до сих пор: многие знаковые постановщики последних лет – ее ученики. После Анисиной и Пейзера она тренировала Дюбрей с Лозоном, Ромэна Хагенауэра с сестрой и даже Бенуа Ришо.
Из сплава оригинального тренерского подхода и решительного характера Анисиной накануне Олимпиады-1998 в Нагано родилась экстравагантная идея: соединить классику и модерн. Постановка каноничных «Ромео и Джульетты» в классических костюмах, с эклектичной хореографией и впечатляющими поддержками-перевертышами, где хрупкая партнерша поднимает партнера.
Все в угоду образу: нужно было подчеркнуть, что Джульетта более сильный и решительный персонаж. «Да вы с ума сошли», – спорила Марина с тренером. А потом сделала это. Готового к экспериментам Гвендаля ничто не смутило – физика этих поддержек строилась на балансе и гибкости партнера.
Бронза Нагано-98 изменила пару: они стали крепче, у Марины ушел страх, что партнер может уйти, и обида из прошлого. История с предательством Авербуха забылась, а Гвендаль, наконец, поверил в реальность золота – теперь одержимость Марины победой не казалась ему странной.
Решение пятое: нашли свой стиль
Еще пара лет потребовалась паре, чтобы найти и осознать собственный стиль. Особенные поддержки и яркие костюмы – лишь обертка, которая без глубоких личностей ничего не значит.
Отойти от классических образов оказалось просто. Марина и Гвендаль изначально казались необычной парой: разные характеры и менталитет, многообразие программ – кроме «Ромео и Джульетты» у них были «Человек в железной маске» «Нотр-Дам де Пари», восточная Ahla Leila, эпичная «Кармина Бурана», инопланетная Time to say goodbye
Венцом их карьеры стал образ свободы из произвольного танца Liberte в сезоне-2001/02. Смелый выбор для выступления перед американской публикой спустя полгода после трагедии 11 сентября – пару даже критиковали за это. А еще рискованно нестандартное амплуа – зрители привыкли к романтическим историям, интерпретациям из классики, но никак не к авангарду – ругали и за это.
Кому-то не нравилась музыка — слишком неожиданно звучала композиция из Сирано де Бержерака с наложенными отрывками из речи Мартина Лютера Кинга. И, конечно, спорный выбор элементов – постановка, основанная на коронных поддержках пары казалась вызывающей, состоящей сплошь из кульминаций.
В какой-то момент даже тренеры дали слабину – стоит ли совмещать все факторы риска вместе? Но Марина была непреклонна – она уже чувствовала в себе эту свободу и силы передать образ. Это был идеальный момент, чтобы снова принять решение за всех. Возможно, лучшее в карьере.
Путь к олимпийскому золоту был завершен. Анисина и Пейзера выиграл все три танца – обязательный, оригинальный и произвольный. Они показали лучшие версии самих себя. И через годы их история выглядит историей о свободе, смелых решениях, доверии и уважении – к себе, партнеру, команде.
А коронная поддержка, в которой Марина поднимала Гвендаля, – совсем не трюк, а олицетворение свободы.
После Игр-2002 Анисина и Пейзера не выступали на официальных турнирах, но иногда возвращались в прошлое на ледовых шоу.