10 велоинноваций: хочешь сделать хорошо – сделай сам!

Пока механики и конструкторы думают, как им облегчить велосипед и жизнь гонщика – некоторые гонщики сами берутся за дело и создают инновации, которыми мы пользуемся и сейчас.

1. Номером один идет эксцентрик, созданный Туллио Кампаньоло (Tullio Campagnolo). После безуспешной попытки снять колесо на заснеженном перевале Кроче д’Уне, откручивая гайку-барашек оси заиндевевшими пальцами Тулио решил «что-то придумать с этим колесом». Гонку 11 ноября 1927 года он проиграл, но через несколько лет на свет появился эксцентрик.

Это был первый патент молодого райдера, в 1933 году он основал свою компанию Campagnolo Srl Innovative и стал легендой. До своей смерти в 1983 году Туллио получил более 135 патентов (в том числе на штопор), а сейчас компанией руководит его сын Валентино.

2. Нижняя труба кажется очевидным местом для велофляги. Но там ее не было до 1939 года, пока Рене Вьетто (René Vietto) не придумал перенести бутылку с руля. Как и все изобретатели-гонщики, Вьетто постоянно искал способы улучшить свои результаты. Незадолго до Тур де Франс 1939 года он переделал двойной держатель с руля в одинарный, адаптировал его детали и установил на нижнюю трубу своего велосипеда.

Он решил, что эта позиция улучшит управляемость и аэродинамику велосипеда – в конце концов, это были основы физики. После того, как он занял второе место в общем зачете, другие райдеры подхватили моду, хотя финально бутылка исчезла с руля в 60-е. Вьетто также был пропагандистом мультискоростных велосипедов и после Второй мировой они стали нормой на гонках. О его удивительной судьбе и самом знаменитом фотоснимке Тура еще напишу.

3. Француз Роже Ривьер (Roger Rivière) является автором аэродинамического шлема. В 1958 году он выиграл Париже титул чемпиона мира среди профессионалов в максимально аэродинамичном костюме – шелковой майке, шелковых шортах и прозрачном пластиковом чехле поверх своего кожаного шлема, набитого конским волосом.

Ривьер стал первым гонщиком, который потратил меньше шести минут в гонке преследования на 5000 метров. Через несколько недель Роже использовал тот же костюм, чтобы побить Часовой рекорд на миланском велодроме. К сожалению жуткая авария на Туре 1960 года прервала его карьеру (он упал со скалы на спуске и сломал позвоночник).

4. Современные велокостюмы изготавливаются из панелей и материалов различной фактуры. На их совершенствование уходят часы кропотливых исследований в аэродинамических трубах. Однако, как и многие другие вещи в велоспорте, использование материалов с различной текстурой в одной одежде не новость – “король гонок преследования” испанец Гильермо Тимонер (Guillermo Timoner) использовал мультифактурность в те времена, когда ЭВМ были размером с велодром.

В период с 1955 по 1965 год он шесть раз становился чемпионом мира по профессиональному мотоспорту, и в гонки надевал костюмы покрытые шерстью спереди и шелком сзади. «Шерсть собирала часть турбулентного воздуха, исходящего от задней части мотоцикла, поэтому тянула меня за собой, а шелк сглаживал поток воздуха за спиной». Дед кстати еще жив, прохлаждается на Майорке. О нем еще напишу отдельно – удивительная личность.

5. Большинство современных седел имеют легкую искусственную основу и приклеенный чехол (с искусственной или натуральной кожей). Но до 1960-х все гоночные седла были сделаны из толстой кожи. Они были удобны, но были тяжелыми и нуждались в уходе. Под нужды гонщиков Brooks и Ideale делали специальные версии, обрезая лишнюю кожу, но в целом ситуация с места не двигалась. В 1962 году компания Cinelli начала делать пластиковые седла под брендом Unica-Nitor. Они были черного или оранжевого цвета, легкие, но очень жесткие и некомфортные.

Первый британский чемпион мира Том Симпсон (Tom Simpson) адаптировал их. Его приятель Барри Хобан так описывал инновацию «Том взял седло Unica-Nitor, придал ему форму и приклеил к нему тонкий поролон и покрыл его кожей, которую сам вырезал из старой сумочки. Итог – оно было легким и можно было получить два одинаковых седла. Позже Том нашел в Париже мастера, который сделал эту работу примерно за 1 фунт стерлингов, и продавал их другим гонщикам. К сожалению, он так и не запатентовал свое седло».

6. Первые контактные педали придумал Чино Чинелли (Cino Cinelli). Он сам участвовал в гонках с 1937 по 1944 год и всегда пытался улучшить характеристики своего велика. Он помог своему старшему брату Джотто разработать более прочные рули и выносы и тестировал их в гонках. В 1940 году они основали Cicli Giotto Cinelli Srl. В 1947 году Чино начал делать не только компоненты, но и рамы. Их отличительной чертой стала форма короны вилки – с наклоном.

В 1971 году в производство была запущена автоматическая педаль M71, которая состояла из хромированной стальной платформы и алюминиевой планки. Гонщики отнеслись к ней настороженно и даже прозвали «самоубийственной».

На таких педалях в 1974 году датский чемпион Оле Риттер (Olé Ritter) пытался побить Рекорд часа «Некоторые гонщики на треке пытались прикрутить обувь к педалям, но я был первым, кто ездил с автоматической педалью. Однако мы опередили время на 10 лет, люди не хотели их», – вспоминал Риттер.

Надо сказать, что выстегиваться из них было не так легко, как из педалей Look. Также Чино предложил ему использовать колеса разного диаметра, но Риттер на это не пошел.

7. Слышали историю про то, как британец Уэс Мэйсон (Wesley Mason) вдохновил Туллио Кампаньоло на систему Super Record? Мэйсон был британским чемпионом 1966 года на шоссе, а с 1968 по 1971 год выступал в профессиональной команде Carlton Cycles. Гонщик был талантливым инженером, поэтому босс Carlton Джеральд О’Донован (я писал про него в материале про Ti-Raleigh) попросил Мэйсона заняться специальными проектами на его фабрике.

«Я сделал очень легкий велосипед для гонок с раздельным стартом. В нем было много идей Джеральда, например, интегрированный подседельный штырь, но моим вкладом было сверление и резка компонентов, чтобы сделать их легче. У велосипеда была система Campagnolo Record, мне она показалась слишком массивной. Я подрезал металл в нескольких местах, и когда Туллио Кампаньоло посетил наш завод, ему это понравилось. Он использовал то, что я сделал, для разработки звездочек для нового групсета Кампы – Super Record. С тех пор они не сильно изменились».

8. Бельгиец Рик ван Линден (Rik van Linden) позаботился о своих и наших ногах и придумал неопреновые бахилы. До него райдеры натягивали на обувь дополнительные носки, когда было холодно, что помогало им сохранять ноги в тепле, если они были сухими, но не в мокром состоянии.

Это заставило задуматься бельгийского обладателя зеленой майки Тур де Франс 1975 года Рика ван Линдена. «Аквалангисты использовали неопрен в холодной воде, поэтому я подумал, почему бы не купить неопреновые носки для дайвинга, вырезать отверстие в подошве для моей обуви и надеть их поверх моих велосипедных туфель. Это сработало, поэтому я также купил неопреновые перчатки для дайвинга», – говорит он. В мгновение ока другие профи начали использовать находку Рика, а производители велосипедной одежды начали затариваться неопреном, что продолжается и поныне.

9. В 1984 году Джим Эллиот занял четвертое место в Гонке через Америке (Race Across America), используя специальный подлокотники на руле велосипеда. в деле

Внимание на эти штуки обратил победитель того года, веломарафонец Пит Пенсейрес (Pete Penseyres). Он был настолько впечатлен идеей Эллиотта, что он адаптировал ее и в 1986 году снова выиграл RAAM, на этот раз с использованием лежака – крепления к рулю, которое поддерживало его предплечья, что позволяло ему ездить с вытянутыми вперед руками по центру.

По сути тогда он изобрел аэродинамическую позицию, которую используют сегодня триалисты и гонщики на треке.

10. Отдельного упоминания заслуживает шотландец Грэм Обри (Graeme Obree)– он прославился благодаря свои инновациям в строении велосипеда и изменению позы велосипедиста.

А когда официалы из UCI воспрепятствовали этим наработкам, он придумал другие, лучшие.

Его разработки заставили велосипедистов и конструкторов задуматься. Посмотрите на положение тела, которое используют профессионалы при спуске сейчас, и вы увидите, что они явно вдохновлялись “Летучим шотландцем”.

АвторДенис Каргаев