Все о команде нового русского в «Ф-1»: аутсайдер из США с микробюджетом

Прошлое и будущее «Хааса» – здесь начнет Никита Мазепин.

В «Формуле-1» жизнь кипит на всех этажах турнирной таблицы. Пока гиганты стремятся прекратить штамповку рекордов имени «Мерседеса» и Льюиса Хэмилтона, а середняки грызутся между собой за редкие подиумы, аутсайдеры заняты борьбой за существование и свою долю призовых. В последние годы место самой безнадежной команды занял «Уильямс»: некогда доминирующий коллектив за полдесятка лет скатился с места в топ-3 к одному очку за 45 гонок. Но теперь белая команда не одинока – к концу 2020 года на тот же уровень опустились «Альфа Ромео» с «Хаасом».

И последний умеет привлечь внимание широкой публики: в 2021-м в «Хаасе» свой путь в «Ф-1» начнут сразу два интригующих гонщика. Мик Шумахер и Никита Мазепин – недавние лидеры «Формулы-2», но их скорость идет бонусом к легендарности Михаэля Шумахера – отца первого из них – и скандальности и финансовым ресурсам второго.

Обоих дебютантов ждут борьба за выход во второй сегмент квалификации, редкие сражения за очки и сложности с развитием болида по ходу сезона. При этом миллионы призовых долларов в конкуренции с «Уильямсом» и «Альфа Ромео» американцы будут отстаивать с помощью самого неопытного состава в пелотоне. Причем «Хаас» не всегда барахтался на дне – и никогда раньше не делал ставку на молодежь.

Восхождение маленькой команды

Недолгую историю в «Ф-1» «Хаас» отсчитывает с 2016 года. До этого Джин Хаас – основатель и владелец станкостроительной компании Haas Automation – запустил программу в NASCAR, где взял два титула.

Для старта в главном чемпионате планеты наняли Ромена Грожана (опытного пилота с десятью подиумами за «Лотус») и Эстебана Гутьерреса (чемпиона GP3, провалившего годы в «Заубере» – но обладавшего мощной поддержкой мексиканских спонсоров) – и француз в первой же гонке прорвался с 19-го места на решетке на шестое, подарив команде дебютные очки.

«Для нас это победа! Я даже не знаю, где мы финишировали, – орал Грожан после финиша, – Добро пожаловать в «Формулу-1», Джин! Это история, ребята».

Сезон-2016 для нового коллектива получился достойным: восьмое место (среди 11-ти коллективов) с огромным отрывом от обитателей дна. Однако все очки зарабатывал лишь Грожан, так что в конце года Гутьеррес попрощался с «Хаасом» и с «Ф-1». На его место взяли Кевина Магнуссена – и добились прогресса: с 47 очками (после 29-ти годом ранее) «Хаас» остался восьмым, но фактически превратился в середняка – от шестой строчки его отделили всего десять баллов.

А 2018-й стал настоящим триумфом: маленькая команда сразилась с могучей «Рено» (с несопоставимыми ресурсами) за четвертое место в Кубке конструкторов. В Австрии «Хаас» провел свой лучший Гран-при в истории – Ромен и Кевин финишировали четвертым и пятым.

Подиум тогда уже казался реальным, но со временем превратился в недостижимую мечту – с тех пор команда все меньше напоминает себя из 2018-го. По итогам того сезона «Рено» оказалась сильнее, а затем включились «Макларен», «Форс-Индия-Рейсинг Пойнт» и «Альфа Таури», пока американцы мучились с перепадами мощности мотора «Феррари» и подвеской. «Хаас» начал погружение на дно.

Главная звезда команды – харизматичный босс

Отдельно стоит выделить фигуру босса команды – экспрессивного Гюнтера Штайнера. «Хаас» держится именно на его ругани (и деньгах Джина Хааса).

В «Ф-1» Гюнтер с 2001 года – тогда он работал в «Ягуаре» управляющим директором, а после трансформации коллектива в «Ред Булл» в 2005 году влился и в команду Кристина Хорнера. Вот он на историческом кадре – старт первого Гран-при будущих доминаторов.

Оттуда Штайнер ушел в 2008-м, а спустя годы стал ключевым человеком в судьбе новой американской команды. Как рассказывает сам Гюнтер, проект в «Ф-1» был его идеей, которую удалось донести до Джина. Итальянец лично формировал коллектив и подбирал сотрудников, а также налаживал связи с ключевыми партнерами – «Далларой» и «Феррари».

Зрители сериала о «Ф-1» Drive to Survive от Netflix запомнили Штайнера как злостного матершинника – в твиттере даже предлагали опробовать своеобразный литрбол с шотом после каждого f-word в исполнении менеджера (предупреждаем: такое количество алкоголя точно повредит вашему здоровью). Мем-культура «Ф-1» значительно обогатилась благодаря Гюнтеру – чего стоит одна фраза после проваленного из-за ошибок на пит-стопах Гран-при Австралии-2018:

«Мы могли бы быть ####### рок-звездами, а теперь мы выглядим как кучка ###### дрочеров, как кучка ###### клоунов».

Образ харизматичного менеджера в Drive to Survive настолько зацепил зрителей, что он по популярности превзошел пилотов команды. Нетипичная история для спорта, где работа боссов менее заметна для широкой аудитории, чем происходящее на трассе.

Сезоны-2019-2020: падение на дно и самый трешовый спонсор последних лет в «Ф-1»

Фраза про клоунов – прекрасная иллюстрация поступательного движения вниз последних лет. Маленькие герои с ограниченными ресурсами могут стать ####### рок-звездами «Ф-1», только если все будут делать идеально. Про «Хаас» такого не скажешь.

Быстро стало очевидно, что успех 2018-го вызван не столько мощным прогрессом американского коллектива, сколько кризисом у конкурентов: «Рено» лишь начинала очень медленно возрождаться, «Макларен» никак не мог найти мотор под «лучшее шасси пелотона», «Форс-Индия» пережила банкротство и лишилась половины очков, заново заявившись в чемпионат как формально новый участник.

После таких шансов соперники уже не предоставляли. Но и даже во время лучшего года в истории в «Хаасе» не все шло гладко: в первой же гонке в том самом Мельбурне Грожан и Магнуссен, стартовавшие шестым и седьмым, сошли друг за другом из-за неприкрученных колес, а Ромен вообще полсезона не мог добраться до топ-10 из-за ошибок, аварий и невезения. После 2018-го просчеты повторялись: в Австралии-2019 Грожану вновь недокрутили колесо, добавились глупые столкновения между напарниками и катастрофическое падение темпа к концу сезонов.

Последнее – следствие бизнес-модели «Хааса»: она выстроена на глобальной закупке всего, что позволяет регламент. Помимо моторов, «Феррари» поставляет клиентам коробку передач и электронику вместе с передней и задней подвесками (уже половина машины), а шасси разрабатывает и производит «Даллара» – итальянская компания, выпускающая машины для «Индикара», «Ф-2», «Ф-3» и прочих молодежных моносерий. Обновления по ходу сезона дороги и не всегда эффективны, ведь самому «Хаасу» фактически остается лишь работа над аэрообвесом – и не всегда получается найти синергию между каждой частью созданного в разных концах мира болида. Вот и в 2019 году «Хаас» долго не мог понять, почему новинки не ускоряют машину, и после настоятельных просьб Грожана вернулся к конфигурации начала сезона – она оказалась быстрее.

«В 2018-2019 годах мы тратили между 20 и 40 миллионами долларов на обновления за сезон, и каждый раз, общаясь с пилотами, я думал: «Да ничего не меняется!» – рассказывает владелец команды.

Тем не менее, бизнес-модель «Хааса» привела и к мини-революции в «Ф-1». Технический штаб американцев время от времени выдает по-настоящему инновационные идеи, которые расходятся по всему пелотону. К примеру, прорези в заднем антикрыле – генератор антивихря – взяли на вооружение сначала «Ред Булл», а сейчас и новенький «Макларен» 2021 года. Были и другие аэродинамические новинки вроде рассекателей в носовой части и в районе дефлекторов, которые вслед за «Хаасом» тестировали топы. А саму схему закупок всех возможных деталей максимально перенял «Астон Мартин» и потихоньку копируют «Макларен» и «Уильямс».

На 2019-й пришлась самая веселая история спонсорства в «Ф-1» последних лет. Хотя «Хаасу» было совсем не смешно: команда поверила производителю энергетиков Rich Energy и его основателю Уильяму Стори, больше походящему на бородатого неформала-шарлатана, чем на бизнесмена, и ради партнера перекрасила ливрею в черно-золотые цвета. Денег и так не шикующий «Хааса» от газировки практически не получил, зато пришлось терпеть эпатажные высказывания Стори в твиттере – там и было объявлено о прекращении сотрудничества. «Многомиллионное» титульное спонсорство завершилось ничем.

А в прошлом году нож в спину воткнула «Феррари». Тайное соглашение с ФИА по предположительно читерской силовой установке 2019 года привело к созданию слабого мотора, уронившего результаты и Скудерии, и ее партнеров. Также катастрофой стала и задняя подвеска – главный источник нестабильности шасси.

И это не считая коснувшихся всех экономических проблем – особенно они ударили по бедным аутсайдерам. В первые сезоны американцы тратили не более 100 миллионов долларов, к 2019 году бюджет вырос до 150 миллионов – это предпоследний показатель (меньше лишь у «Уильямса»). Для сравнения, «Мерседес» и «Феррари» потратили за тот же сезон более 400 миллионов, а «Макларен», годом ранее занимавший место ниже «Хааса» – 260. Урезанный сезон-2020 снизил доходы всех команд, но упали и расходы: бюджет «Хааса» срезался со 150 до 80 миллионов, но благодаря экономии на перелетах, перевозке грузов и обновлениях команда выжила.

Правда, Штайнер признавал: кризиса чуть не привел к закрытию проекта – ситуацию спас только новый регламент:

«Без введения потолка расходов и новой системы распределения призовых [с 2021 года] вряд ли бы мы остались в «Ф-1».

Новый курс стал неизбежным, и для его реализации пришлось избавиться от неизменного последние четыре года состава.

Новый «Хаас»: плотное сотрудничество с «Феррари», приход Шумахера и деньги русского миллиардера

Словно реабилитируясь за отвратительный двигатель 2020-го, «Феррари» попыталась помочь лучшему клиенту. В «Хаас» направили самый сладкий кусок юниорского пирога – Мика Шумахера. На его статус сына легенды несложно ловить спонсоров, а «Феррари» взамен получила шанс обкатать в «Ф-1» главную молодую звезду программы из Маранелло.

«Академия создана не для того, чтобы растить пилотов «Формулы-1», а для подготовки гонщиков для «Феррари», – утверждает босс Скудерии Маттиа Бинотто. – Пока решать рано, но есть предпосылки к тому, чтобы увидеть Мика в красном в 2023 году».

Вслед за Миком в «Хаас» направились и сотрудники во главе с главным конструктором Симоне Рестой, а в Маранелло оборудовали целый корпус под нужды клиента. Так «Феррари» и выполнила условия введенного в 2021 году лимита расходов, и подсобила партнеру.

Шумахер не впечатлял по ходу первых сезонов в новых сериях, так что 2021 год вряд ли покажет его истинные возможности. Но после откровенно слабого сезона-2019 в «Формуле-2» Мик все же забрал титул за счет стабильности: он побеждал реже, чем Роберт Шварцман и хуже проявял себя в квалификациях и субботних (основных) гонках, чем Юки Цунода, зато меньше ошибался и набирал очки почти в каждом заезде.

Медленная адаптация, как считает босс «Альфа Таури» Франц Тост, не является недостатком для гонщика:

«Мик – не тот пилот, который садится в машину и сразу же рискует всем. Он движется шаг за шагом, старается все контролировать, чтобы потом атаковать по-настоящему. Я твердо убежден, что он будет конкурентоспособен в «Формуле-1».

Однако вместо опытного гонщика-наставника Шумахер получил в напарники Никиту Мазепина – похоже, Штайнер не шутил, рассказывая о возможном уходе команды из «Ф-1» из-за проблем с деньгами. С Никитой в команду пришли инвестиции его отца Дмитрия – владельца «Уралхима» и «Уралкалия» и долларового миллиардера. Мазепин тут же стал «анти-Шумахером», отпугивающим спонсоров из-за скандалов, но уже пришедшие благодаря ему деньги пока перевешивают репутационные потери. Итальянская Corriere dello Sport приводит конкретную цифру – вложения Мазепина-старшего составят 20 миллионов евро за сезон. По словам менеджера русского пилота Оливера Оукса, без них вообще «Хаас» вряд ли выживет».

Если говорить о выступлениях на трассе, Мазепин приятно удивил в 2020 году победами, красивыми и смелыми обгонами и прорывом на пятое место в общем зачете из самого хвоста (после первых четырех гонок на его счету было одно очко). Успехов хватило для получения суперлицензии – недостающего звена для трансфера в «Ф-1». Правда, для второго сезона выступлений в «Ф-2» пришлось заявлять новую команду – «Хайтек», принадлежащий отцу. В тот момент других мест на решетке для Никиты не было, ведь 2019-й был полной противоположностью 2020-му: крэш в Сочи, за который болельщики требовали дисквалификации, почти полное отсутствие очков и 18-е место в личном зачете – при том, что напарник по «АРТ» Ник де Врис стал чемпионом.

Да, возрождение после такого удара заслуживает уважения, но в пелотоне «Ф-2» найдется несколько гонщиков, как минимум не уступающих Мазепину по таланту. А без денежных проблем «Хаас» наверняка бы предпочел оставить кого-то из пары Грожан-Магнуссен или постарался бы переманить проверенных бойцов вроде Нико Хюлькенберга или Даниила Квята, чтобы не рисковать с двумя новобранцами.

Планы на сезон-2021: страдать и готовиться к новому регламенту

Перспективы на сезон грустные, ведь даже в случае огромных вложений требуется время на их правильную реализацию. Пилоты – быстрые, но не самые выдающиеся, чей опыт в «Ф-1» ограничивается тестами, в то время как состав главных соперников уже обкатан в боевых условиях. Впрочем, агрессивный стиль Мазепина на трассе может оказаться полезным для завоевания очков – когда шанс заработать их минимален, остается только рисковать. Другой вопрос, может ли команда позволить себе многочисленные контакты с поломками (ведь в «Ф-1» по сравнению с «Ф-2» расценки другие) – или для долгосрочного развития предпочтительнее более аккуратный стиль Шумахера.

Надежда, как и в 2018-м, лишь на мощь мотора «Феррари» и провал соперников. Но с первым после прошлогодних фокусов все сложно (хоть итальянская пресса и трубит о прогрессе), а рассчитывать на сильный регресс соперников при стабильном регламенте наивно. Очки при удачном стечении обстоятельств, обгоны от «Мерседеса» и «Ред Булл» на круг, возня в хвосте вместе с «Альфа Ромео» и «Уильямсом» – таким будет первый год Шумахера и Мазепина, если не случится чего-то экстраординарного.

Джин Хаас не скрывает, что 2021-й выйдет тяжелым, но важнее долгосрочные перспективы:

«Я смотрю в будущее с оптимизмом. Мы очень стабильны с финансовой точки зрения. Нам не придется закладывать все подряд, как некоторым другим командам. Мы очень успешно функционируем с тем бюджетом, который есть. Это гарантирует, что мы будем в «Ф-1» ближайшие пять лет».

Команда, как и ее соперники, уже мыслями в революционном 2022 году с совершенно новыми болидами. Как утверждает руководитель «Хааса», легионер из «Феррари» Реста уже в конце февраля будет «на 99 процентов» занят проектом следующего сезона.

Тогда и посмотрим, на что способны сын семикратного чемпиона и новый русский гонщик «Ф-1» – они здесь явно не на один год.

Фото: globallookpress.com/FrankHoermann/SVEN SIMON, Xavier Bonilla/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Charles Coates, Bryn Lennon; Instagram.com/haasf1team