Все о гоночном костюме из «Ф-1»: спасает жизни, выдерживает 30 секунд в пожаре, стоит всего 6000 евро

Но правила требуют не экономить и на нижнем белье.

Гоночные комбинезоны часто воспринимают просто как часть фирменного стиля команды – они дополняют ливрею болида и превращают пилотов в ходячую рекламу спонсоров. Но все же главная задача костюмов в «Ф-1» – спасать жизни.

Самый яркий во всех смыслах пример – авария Грожана на прошлогоднем Гран-при Бахрейна.

Ромен провел в огне 27 секунд – но, можно сказать, легко отделался: обгорели только руки (а их защищают перчатки с меньшими требованиями к жаропрочности).

Но что особенного в экипировке «Ф-1»?

Главное отличие – требование к уровню защиты (по сравнению с менее крутыми сериями), из них вытекает разница в материалах, способах производства и, конечно, цене. Базовый комплект обойдется в сумму около 1000 евро, а за продвинутую защиту попросят в 6 раз больше!

Наглядно разницу в костюмах можно оценить по графике от ФИА – и разработчики гайдлайнов оценивают не только стоимость и степень зашиты, но и комфорт:

Для выбора костюма необходимо свериться с правилами чемпионата и специальной голограммой ФИА – она подтверждает омологацию, исключает подделку и гарантирует допуск к заездам.

У ФИА есть и несколько технических директив, в которых подробно перечислены все требования к экипировке. Прописано все: от ширины воротника на комбинезоне до того, как она должна сидеть или как тестироваться.

Комбинезон, например, рекомендуют держать чистым и внимательно выбирать способ стирки, чтобы случайно не смыть с него защиту.

Он нигде не должен сидеть вплотную, потому что более свободная посадка гарантирует лучшую защиту от огня – и, конечно, комфорт. А еще ФИА не рекомендуют носить чужие костюмы (хоть и допускает такое даже на Гран-при – например, Нико Хюлькенберг откатал Гран-при Великобритании в 2020-м в экипировке Ланса Стролла).

Что касается нательного белья: «Не экономьте на нем, только потому что его не видно – оно играет ключевую роль», – уверяет директива.

Просто «пижама» напрямую контактирует с кожей гонщика и служит последней линией защиты от огня – при правильном выборе может спасти от серьезных ожогов. Допускается использовать только одежду из специальной ткани Nomex, потому что в случае пожара все остальные пропустят жар или расплавятся и прилипнут к телу.

Носки, перчатки, обувь и, конечно же, шлем тоже должны быть огнестойкими и соответствовать требованиям ФИА.

А перчатки после инцидента Грожана конструктивно пересмотрели: новая версия позволяет провести в открытом пламени на 1,5 секунды дольше. Их уже протестировали в рамках гоночного уик-энда.

По словам гоночного директора Майкла Маси, Федерации и производителям удалось быстро найти и устранить слабые стороны старого варианта защиты.

«Звучит так, будто 1,5 секунды – совсем мало, – прокомментировал он. – Но, как мы наблюдали в разных ситуациях, на счету каждая десятая доля секунды.

Ощущения пилота не менее важны. Мы не можем вносить большие изменения по этой части, потому что ощущения от всего, чем им приходится управлять, должны оставаться те же. Поэтому важно было провести тесты и получить обратную связь».

Технологии, созданные для «Ф-1», постепенно мигрируют и в менее продвинутые серии – но даже несмотря на работу ФИА над повышением безопасности, автоспорт остается опасным занятием. И с каждым стартом гонщики рискуют своей жизнью.

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox; youtu.be