Великая спортивная драма о боксе, которая оказалась в тени «Рокки»

Многие считают, что Скорсезе и Де Ниро уделали сагу Сталлоне.

Продолжение работы великого дуэта – Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро. К 1980 году у актера уже был «Оскар» за роль второго плана во второй части «Крестного отца», где он играл Вито Корлеоне, и две совместные работы с режиссером – в фильмах «Таксист» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк».

Безразличный к окружающему миру ветеран Вьетнамской войны Трэвис Бикл («Таксист») понравился кинокритикам, а Де Ниро номинировали на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, премию Британской академии кино и телевидения (BAFTA) за лучшую мужскую роль, премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в драме. Джек Николсон и Питер Финч забрали свои награды, оставив Роберта Де Ниро лишь в списках номинантов.

«Нью-Йорк, Нью-Йорк» зрители полюбили через два года после выхода фильма, когда Фрэнк Синатра исполнил ремейк на заглавную песню.

С таким послужным списком Скорсезе и Де Ниро начали работать над фильмом «Бешеный бык». Сюжет основан на автобиографии боксера Джейка ЛаМотта – популярный средневес из 40-50-х годов. За 13 лет карьеры Джейк выиграл 83 боя из 106. Скорсезе посвятил фильм своему учителю Айку Манукяну, который скончался незадолго до премьеры.

Американский журналист и кинокритик Энди Дуган написал биографию «Неприступный Роберт Де Ниро», в которой отразил главные вехи карьеры актера. Две главы посвящены истории создания фильма «Бешеный бык».

«Многие готовы спорить, что в своем весе ЛаМотта был одним из величайших боксеров, которые выходили когда-либо на ринг. Его бои оказывались в тени, ведь на переднем плане всегда были громкие поединки тяжеловесов, а в сороковые годы чемпионом мира в тяжелом весе был Джо Луис.

Но все же для своего времени ЛаМотта был фигурой поразительной. Он вел себя неукротимо по обе стороны канатов, на ринге и вне его, тактика его базировалась на простой мощи кулаков и на способности выдержать более крутое избиение, чем противник. Он спутался с темными людьми из уголовного мира, чтобы как-нибудь заполучить титул, и заработал его в 1949 году, однако связь с криминальным миром стала началом его конца. Отсидев срок в тюрьме, ЛаМотта превратился в вымученную пародию самого себя, зарабатывая на жизнь декламацией Шекспира в ночных клубах».

Де Ниро

Де Ниро повлиял на Скорсезе, поскольку тот не хотел снимать фильм про боксера. Режиссер не разглядел в его истории основы для фильма. Он не был поклонником бокса и считал, что изобразить сцену боя сможет только комедийный актер Бастер Китон. К слову, опираясь на Китона, Юрий Никулин создавал свой цирковой образ.

«Де Ниро не оставлял мысли сделать из «Бешеного быка» фильм, режиссером которого должен стать Скорсезе. Им предлагали несколько сценариев, но они не слишком нравились ни Де Ниро, ни Скорсезе. И через четыре года после первой попытки Де Ниро снова обратился с тем же запросом к Скорсезе, который, однако, был в ту пору не в лучшей физической, эмоциональной и профессиональной форме».

Мартин Скорсезе сильно болел, употреблял наркотики, развелся с женой – два года режиссер провел словно в аду.

«Я стал понимать, что из себя представляет Джейк Ламотта, но лишь после того, как сам приобрел подобный жизненный опыт. Мне повезло, что под рукой оказался этот проект, в котором я мог выразить свое состояние. Перед этим я пару лет вел сумасшедший образ жизни, и это нашло сконцентрированное выражение в «Бешеном быке». Я смог вынести два года сумасшествия и вложить все в этого персонажа и наконец заставить Джейка поглядеть в зеркало и примириться с самим собой».

Именно со съемок «Бешеного быка» в компанию Де Ниро и Скорсезе вклинился другой актер – Джо Пеши – для него уготованы роли сумасшедшего головореза во всех фильмах Скорсезе.

«Я ушел из кино в 1975 году, сразу же после своего первого фильма. После этого я перепробовал себя на разных работах. Жил в Лас-Вегасе, был рабочим, потом поехал в Бронкс и открыл ресторанчик вместе с несколькими приятелями. И туда мне вдруг звонит Мартин Скорсезе и приглашает сняться в «Бешеном быке» – вот так я снова попал в кино», – вспоминал Пеши.

Заместитель режиссера по кадрам искала актрису на роль жены боксера – она пересмотрела сотни актрис, изъездила все злачные местечки, посетила курорты Флориды. Приглашение Пеши оказалось удачным – он порекомендовал на роль Вики 17-летнюю Кэти Мориарти, которая до этого в кино никогда не играла.

Мориарти не была профессиональной актрисой, поэтому на режиссера давила Гильдия киноактеров США – для исполнения роли требовалась актриса, входящая в профсоюз. Кэти безумно походила на Вики – жену ЛаМотты. Только из-за сильного сходства двух девушек Скорсезе позволили снимать дебютантку.

Все время съемок Де Ниро обучался у самого Джейка Ламотты – тот учил его защите и блокам, поставил в свою стойку, которая помогала держать мощные удары.

«Бобби – боец первой величины, – говорил ЛаМотта. – И я не шучу. Ему тридцать пять, но он двигается и бьет так, будто ему 19. В любой момент, когда он решит бросить свое актерство, я берусь сделать из него чемпиона по боксу. Он сгодится».

Де Ниро решил не бросать актерство и сравнил бокс с уроками танцев.

«В боксерском бою все движения подчиняются какой-то хореографии. Ваш оппонент должен отклонить голову в определенную сторону, когда вы наносите удар, а камера должна располагаться под таким углом, чтобы казалось, будто вы его действительно ударили».

Сцены боев сняты настолько живо, что рассеченная бровь, показанная в кадре, заставляет вас пощупать свое лицо – кажется, вот-вот потечет кровь. Фильм получил «Оскар» за лучший монтаж.

Де Ниро

Роберт Де Ниро увлекся личностью боксера и два года подробно изучал все его повадки: как он отвечает на вопросы, как общается с семьей, как ревнует жену. Ревность вне ринга делала Джейка бешеным быком: он был готов драться с братом, давать жене пощечины, она же помогала уничтожать оппонента на ринге.

Как это обычно бывает, кинокритики по-разному оценивают вышедшую картину – первый журналист отмечает неправдоподобный сюжет, второй не верит актерской игре, третий пишет восторженную рецензию. Все это описывает реакцию на «Бешеного быка».

«У Де Ниро на лице шрамы и большой искривленный нос, которые уродуют лицо. Удивительно, что он не нарастил себе этого носа, ведь все остальное он себе, похоже, наращивает. Он приобрел толстую шею и мускулистый торс боксера, а в сценах со стареющим ЛаМотта он так разжирел, что почти ничего в нем не напоминает его самого. То, что делает Де Ниро в картине, – не актерская игра. Я не уверена, что смогу точно подобрать этому название. Хотя это в некоторой степени захватывающее зрелище, нельзя сказать, чтобы оно было хоть сколько-нибудь приятным», – так отреагировала на метаморфозы Де Ниро американская журналистка Полин Кейл в журнале The New Yorker. Актера впервые покритиковали за плохую игру и недостаточную схожесть с прототипом.

 

Актер Марчелло Мастроянни («Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Рим», «Джинджер и Фред» – фильмы Федерико Феллини) присоединился к критике: «По своей природе актер – это некое сказочное существо, способное менять собственную личность. Если не знаешь, как это сделать, лучше менять профессию. Мне кажется довольно глупым, что для того, чтобы сыграть таксиста или боксера, нужно месяцами изучать жизнь таксиста или входить в боксерскую форму».

Хвалебные рецензии и признание киноакадемии перевесили кассовые сборы. Другой мастодонт в мире кинокритики Винсент Кэнби в газете The New York Times назвал фильм Скорсезе грандиозным.

Кажется, весь окружающий мир игнорирует фильм «Бешеный бык». При упоминании спорта в кино у большинства людей в памяти всплывут «Каждое воскресенье», «Костолом», «Гол» и, конечно, «Рокки». Даже покушение на Рональда Рейгана было совершено по сценарию «Таксиста» – из-за этого Де Ниро получил свой «Оскар» на день позже.

В истории чего бы то ни было – футбола, бокса, кинематографа – случается такая странная штука: не всегда справедливо, не всегда логично, чаще случайно одно превосходит другое.

Спортс