В начале XX века в Австралии устраивали дичайшие гонки в стиле Древнего Рима. На мотоколесницах

Они дожили до шоу Top Gear.

Гонки появились не с развитием автомобильной промышленности. На самом деле, это один из самых древних видов спорта: в Древнем Риме гонялись на колесницах, а гонщик Гай Аппулей Диокл по подсчетам Bloomberg был самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен с гигантским отрывом от второго места.

Самый богатый спортсмен в истории – колесничий из Древнего Рима. Мы не шутим

В начале XX века уже вовсю гонялись на настоящих машинах. Но в то время люди совершали много безумств, наверное, поэтому именно тогда возродились гонки на колесницах. Вот только место лошадей заняли мотоциклы.

Мотоколесницы начинались как шутка, но превратились в спорт

По легенде, впервые приделать колесницу к мотоциклу придумали двое американских друзей в 1922 году в качестве шутки – один новатор сидел на байке, а второй изображал из себя возничего, сидя в повозке из винной бочки.

А через несколько лет другие мастера уже создали реальную колесницу, в которой было несколько мотоциклов, управляемых с помощью веревок. Многим байкерам это показалось интересным: они начали собирать свои мотоколесницы, а затем додумались устроить гонки.

Сегодня подобные соревнования практически немыслимы, но в 20-е годы XX века к риску относились иначе. По сути, гоночные машины были металлическими гробами, остаться целым и невредимым после аварии можно было лишь чудом, и смерть была неотъемлемой частью гонок. Ну а мотоколесницы стали квинтэссенцией безумия: гонки странных и очень быстрых по тем временам конструкций собирали толпы зрителей.

Поначалу мотоколесницы были фейковыми: в экипаже было два гонщика, причем один сидел на байке и реально управлял монстроподобным транспортом, а второй сидел сзади в повозке и имитировал работу возничего.

Но затем научились делать настоящие мотоповозки, управляемые с помощью системы тросов. Колесницы обычно делали из дерева, а вот колеса у них были автомобильными. Сначала запрягали всего один мотоцикл, затем два, а потом дошло до трех и даже четырех байков.

Наибольшей популярностью безумные гонки пользовались в Австралии и Новой Зеландии. Даже на полицейском карнавале 1936 года в Сиднее мотоколесницы стали главной фишкой шоу наряду с байкерами-трюкачами и прыгающими через огонь собаками.

Происходящее на гонках реально напоминало помешанный на зрелищах Древний Рим: заезды проводились на заполнявшихся до отказа ипподромах, возничие носили костюмы в стиле римских легионеров, а болельщики делали ставки на исход заездов.

Еще было много аварий, калечивших спортсменов. Даже по меркам гонок 30-х годов травмоопасность была слишком высокой, и отъявленные психи признавали, что гоняться на упряжках из мотоциклов – настоящее самоубийство.

Гонки на мотоколесницах получили признание благодаря кино

Популярности таких гонок способствовал вышедший в 1925-м фильм «Бен-Гур: история Христа». Это самое дорогое немое кино в истории с бюджетом 3,9 млн долларов (или около 40 млн долларов в ценах XXI века).

Самая зрелищная сцена в нем, как и во всех экранизациях «Бен-Гура» – гонка на колесницах, причем во время съемок произошла реальная катастрофа: режиссер хотел, чтобы соревнования смотрелись максимально реалистично и предложил премию победителю гонок.

Результатом стала большая авария – никто из каскадеров серьезно не пострадал, а вот несколько лошадей погибло. Страшные кадры в итоге вошли в фильм. А еще именно та безумная гонка на колесницах вдохновила отца «Звездных войн» Джорджа Лукаса на создание сцены с гонками на подах в «Эпизоде I. Скрытая угроза».

«Бен-Гур: история Христа» собрал неплохую кассу и дал мощный толчок раскручиванию мотоколесниц, на какое-то ставших модными. Гонки на традиционных колесницах с лошадьми возрождать не стали, зато их моторизированная альтернатива снискала популярность.

Безумные гонки умерли, но мотоколесницы еще можно увидеть в шоу

Гонки на мотоколесницах проводились не только в Австралии, но даже в Европе и США. Например, в Германии в Потсдаме в рамках национального спортивного праздника перед трибунами гоняли на «квадриге» – упряжке из четырех мотоциклов «БМВ» R-75 совокупной мощностью в 104 лошадиные силы.

Однако к началу 1940-х про мотоколесницы стали забывать: с началом Второй мировой войны гонки ожидаемо ушли на второй план, а после ее окончания воскресить былую популярность соревнований не получилось.

В XXI веке заезды на мотоколесницах стали рудиментом автоспорта – некоторые пытались возродить безумные гонки прошлого, но безуспешно. Например, это пробовал сделать профессиональный американский рестлер Бафф Багвелл, быстро нашедший единомышленников и скупивший вместе с ними кучу мотоциклов тридцатых годов. Но колесницы выглядели совсем уж нелепо, а гонка не снискали популярности.

Сейчас мотоколесницы можно увидеть разве что в гаражах энтузиастов или на шоу. Например, в начале 2010-х на них к зрителям выезжали Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй на Top Gear Live – правда, конструкция была сварной, и место мотоциклов заняли мотороллеры. Ненавидящий мотоциклы Кларксон практически всегда приезжал к финишу последним и на репетициях, и на самих шоу.

АвторГлеб Каланов