В фигурном катании придумали странный «Оскар»

Рассердили фанатов Загитовой, оскорбили евреев и до сих пор не вручили статуэтки

2020-й несколько раз подставил руководство фигурного катания.

Январь – чемпионат Европы в душном и тесном шатре. Комментаторы (включая Татьяну Тарасову!) отважно карабкались на места по строительным лесам, а спортсмены страдали от отсутствия горячей воды в отеле.

Март – неразбериха вокруг чемпионата мира в Монреале: фигуристы до последнего не знали, состоится ли турнир, а руководство ISU перекладывало ответственность на правительство Канады.

Май – внесение спорных поправок об уравнивании стоимости лутца и флипа. Июнь – их отмена со ссылкой на вирус.

Тоже июнь – скандал вокруг премии ISU Skating Awards. Дебютная церемония планировалась эффектным завершением ЧМ, а когда тот отменился из-за пандемии – утешением для фанатов на карантине. Вручение статуэток пройдет онлайн 11 июля, но к организаторам много вопросов – особенно от фанатов Алины Загитовой и Даниила Глейхенгауза, а также от оскорбленных евреев.

Зачем фигурному катанию ISU Skating Awards?

Автор идеи с «Оскаром» – спортивный агент, вице-президент армянской федерации фигурного катания Ари Закарян. Он часто жаловался, что его любимому спорту не хватает спонсоров и медийного внимания: например, грустил, что билеты на турниры стоят дешевле, чем на чемпионат США по баскетболу, где зрители доплачивают за возможность сидеть в первом ряду со звездами.

Продвижение премии Закарян начал еще четыре года назад: «Определять лучших будут максимально объективно – роль рефери в данном случае будет доверена срезу нескольким аудиториям: самим фигуристам, представителям национальных федераций, тренерских советов, журналистов, и даже обычных болельщиков, которые смогут голосовать в онлайн. Каждая из номинаций, а их список достаточно большой, будет носить имя человека, первым внесшего большой вклад в свое дело».

Планировалось, что вручение статуэток устроят на гала-шоу после ЧМ (и это – первая претензия от фанатов: некоторые купили билеты, еще не зная, что вместо показательных выступлений пройдет экспериментальная премия). На церемонию ждали обладателей «Оскара» и «Грэмми», для гостей готовили красную дорожку, а Алина Загитова должна была специально прилететь в Канаду с новым номером про Эсмеральду.

Как устроена премия? Кто формирует шорт-листы и определяет победителей?

Для дебютной церемонии придумали 7 номинаций: самый ценный спортсмен, лучшие костюм, дебют, программа, хореограф и тренер, а также за достижения в карьере – особый приз для легенд фигурного катания. Болельщики голосовали в первых четырех категориях, СМИ – в первых шести, а выбирать легенду доверили специальной комиссии. Туда вошли пятеро: сам Закарян, продюсер шоу «Art on Ice» Оливер Хенер, а также функционеры ISU Александр Лакерник, Фреди Шмид и Мари Лундмарк.

Эти же люди формировали списки для голосования во всех других категориях – причем спортсменов почему-то продолжали номинировать даже в разгар голосования.

Правом голоса обладают и федерации, имеющие членство в ISU. Правда, поддержать соотечественников им можно только в двух номинациях: лучший тренер и лучший хореограф. Голоса болельщиков, СМИ и членов федераций ISU весят одинаково – но организаторы заранее проговорили в правилах, что ввиду непредсказуемости онлайн-выборов комиссия посмотрит не только на сами цифры, но и на то, насколько активно фигуриста поддерживали зрители из разных стран.

Наконец, финальное звено в цепочке – жюри. Шесть бывших фигуристов из доминирующих в фигурном катании стран (Россия, США, Япония, Канада, Франция и Китай) выбирают победителей из утвержденного шорт-листа. Голосование открытое, поддерживать своих нельзя, а в случае равенства баллов вмешивается председатель – финка Мари Лундмарк.

От России в жюри попала Татьяна Навка: отдельные фанаты на фоне ее тесного сотрудничества с Загитовой даже подозревали заговор в пользу Алины. Оказалось, впрочем, что спустя полгода заговор начнут искать в противоположном направлении.

Главный провал – неудачные номинации и размытые критерии оценки

Недовольство вокруг премии вспыхнуло еще в декабре: сайт для голосования не работал, а подбор претендентов вызывал недоумение – настолько неуместными выглядели некоторые фамилии.

• Скандал случился даже в безобидной номинации «лучший костюм», по непонятной причине вручаемой фигуристу, а не автору наряда. Одним из кандидатов стал Антон Шулепов: кататься под «Список Шиндлера» он вышел в миксе из робы заключенного с униформой охранника концлагеря.

Болельщики, заметив Антона в номинации, сразу атаковали соцсети ISU: в костюме увидели оскорбление евреев и эксплуатацию чувствительной темы Холокоста. Организаторы извинились и сказали, что фотография на сайте – техническая ошибка, а поощрить Шулепова хотели за костюм к короткой программе. Кажется, это самое нелепое оправдание из возможных, поскольку там Антон выступал в простой черной водолазке.

«Я воплощал образ Шиндлера, а не изображал нациста». Интервью с Антоном Шулеповым

На фоне дискуссии о моральных качествах Шулепова незамеченной прошла номинация Нэтана Чена – если бы в фигурном катании был «Модный приговор», двукратный чемпион мира участвовал в нем каждый сезон. Организатором приглянулась разноцветная кофта Чена, историю создания которой сам фигурист описал так: «Сшила моя мама, причем в последнюю минуту. Мы зашли в мануфактурный магазин, увидели один из образцов рубашечной ткани и одновременно на него запали: «О, было бы круто!».

Видимо, Нэтану костюм нравился не так сильно, как отборочной комиссии, поскольку он переоделся уже к Финалу Гран-при.

• Категория «лучшая программа» тоже оставляет много вопросов. Например, как в номинацию попала проходная произвольная Лизы Туктамышевой (от которой в результате отказалась сама спортсменка) вместо ее же прекрасной короткой?

Главная проблема, впрочем, в другом: стоит ли поощрять спортсменов, катающих одну постановку два сезона подряд – пусть даже с косметическими изменениями? Кажется, ответ очевиден: хотя в рамках соревнований повторы программ никак не наказываются, выдавать за это премии не совсем справедливо по отношению к тем фигуристам, которые каждый год учат новую хореографию. Это не помешало ISU включить в список номинантов Юдзуру Ханю и Алену Косторную с прошлогодними постановками – впрочем, в итоговый шорт-лист они не попали.

• Наиболее жаркие споры вызвала категория «самый ценный фигурист»: организаторы обещают наградить спортсмена с самым высоким вкладом в популяризацию вида. Учитываются количество фанатов, интерес СМИ и привлекательность для спонсоров.

Сомнения вызывает этичность такой номинации для действующих фигуристов. Это не футбол, не хоккей и даже не кинопремия, а субъективный спорт, где сегодня условный Александр Лакерник оценивает тебя на красной дорожке, а завтра – на льду чемпионата мира. Так нужно ли искусственно выделять фигуристов с именитыми спонсорами и мощной фан-базой среди конкурентов? Как сравнить ценность спортсменов в разных видах, если одиночное катание существенно превосходит в популярности парное и танцы на льду?

Многие фамилии казались лишними уже на этапе голосования: та же Алена Косторная на момент номинации откатала по взрослому разряду три международных старта, поэтому куда логичнее было поддержать ее как лучшую дебютантку (тем более в этот список она тоже попала). Не менее странно среди номинантов выглядели канадцы Мур-Тауэрс / Маринаро, американка Мэрайя Белл, а также наши Бойкова / Козловский – безумно обаятельные, но к началу голосования еще даже не чемпионы Европы.

Впрочем, дискуссии вокруг номинантов оказались разминкой перед 26 июня, когда ISU наконец опубликовал шорт-лист. Интригу немного испортил Ари Закарян, который за пару дней до этого проговорился в инстаграме, что Алина Загитова не возьмет ни одну статуэтку, и в этом виновата ее команда. Какую команду – тренеров, фанатов или менеджеров – имел в виду Закарян, до сих пор непонятно, поскольку он оперативно удалил комментарии. Если это был намек на накрутку голосов – о нем стоило заявить публично, хотя итоговый результат в любом случае лишь на 1/3 зависел от онлайн-выборов.

Важно даже не это. Сам шорт-лист не вызывает вопросов: и Ханю, и Чен, и Пападакис / Сизерон – безусловно, ценные фигуристы, если мы трактуем ценность как способность двигать спорт вперед. Создание нового стиля в танцах на льду, который копируют остальные; два олимпийских золота подряд; совмещение сумасшедшей технической сложности с обучением в престижном университете – для спорта в вакууме это важнее, чем подписчики в инстаграме (у Юдзуру его вовсе нет), плюшевые медведи и титулы чемпионов сердец.

Возможно, самая изящная пара фигурного катания: Пападакис и Сизерон изменили танцы, но проиграли Олимпиаду

Популярный в соцсетях ISU вопрос «сколько стоит ваша премия?» вряд ли стоит задавать всерьез, поскольку представить себе чемпионов мира, дающих взятку за звание ценного фигуриста в обход Алины Загитовой, можно разве что в качестве неудачной шутки.

Настоящая проблема в том, что ISU сформировал у болельщиков неправильные ожидания от этой номинации. Привлечение в фигурное катание денег и фанатов – совсем другая ценность. И обида поклонников Загитовой в этом контексте выглядит совершенно оправданной: это спонсор Алины вложился в китайский этап Гран-при, это фанаты Алины устраивают масштабные флешмобы на трибунах, и это Алину активно обсуждают в японских и российских СМИ – независимо от приостановки карьеры.

Хотя самым очевидным кандидатом на звание ценного фигуриста выглядит Ханю (это понимает любой, кто хоть раз ходил на международные соревнования с его участием); вполне возможно, что проигравшим окажется и он. Ари Закарян в октябрьском интервью Елене Вайцеховской ясно намекал на своего фаворита: по его словам, из десяти людей, которых он спросил, кто лучший фигурист сезона 2018/19, десять назвали Нэтана Чена. Не совсем ясно, почему Ари задавал именно этот вопрос, поскольку к официальным критериям номинации результаты на льду никакого отношения не имеют.

И что теперь делать с премией?

У организаторов еще есть шанс немного исправить положение. На шорт-листы уже не повлиять (если, конечно, не окажется, что Загитову из них исключил тот же невнимательный человек, который номинировал на лучший костюм  Шулепова), но можно сгладить впечатление милой церемонией: среди фигуристов, например, много талантливых музыкантов.

Глобально, впрочем, премии прошедшего сезона ничто не поможет. К следующему году (если организаторы не откажутся от идеи) надо решить сразу несколько проблем.

1) Номинацию «самый ценный фигурист» разделить – парники и танцоры не могут конкурировать с одиночниками. Шорт-лист этого года подталкивает к печальному выводу: парное катание в принципе не интересует ISU.

2) Географическое разнообразие не должно становиться главным критерием. Очевидно, что Анну Щербакову заменили в списке лучших дебютантов на кореянку Ю Ен не из-за результатов, а чтобы номинация не получилась слишком пророссийской.

Подражая современному «Оскару», организаторы взяли худшее, что в нем есть – стремление к абсолютизированной толерантности, когда шорт-лист не должен обидеть ни одну сильную федерацию: им еще перечислять взносы в бюджет ISU на следующий год. Вероятно, по той же причине из списков выпали Загитова и Кихира: Японии и России в номинациях и так слишком много, нужно кем-то жертвовать.

3) Критерии голосования и сама процедура должны быть максимально прозрачными. Как именно распределились голоса фанатов? Какими результатами должны обладать лучшие дебютанты и самые ценные фигуристы? Чем определяется качество постановок – количеством медалей или красотой хореографии? Если важнее первое, то как организаторы будут смотреть в глаза фанатам Даниила Глейхенгауза? Если второе, то почему в этой номинации голосуют представители СМИ, а не профессионалы?

Тем временем, под видео о премии в твиттер-аккаунте ISU самые популярные комментарии – о том, что у спортивных чиновников есть проблемы важнее премии, а деньги, сэкономленные на ее проведении, можно потратить на обучение судей и закупку камер для определения недокрутов. Видимо, неслучайно у судейства на соревнованиях и на ледовом «Оскаре» оказалось так много общего.

***

Возможно, будь это не премьера премии, фанаты среагировали бы не так бурно. Неоднозначный шорт-лист выглядел бы эпатажем, а не глупостью; раздутые ожидания подкреплялись бы успешными церемониями прошлых лет. Сейчас премия вместо успешного имиджевого хода стала головной болью организаторов – осталось разве что перепутать конверты с победителями как на настоящем «Оскаре».

Фото: East News/The Yomiuri Shimbun via AP Images, MARCO BERTORELLO; РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня; instagram.com/arizakarianhgloballookpress.com/Kiyoshi Sakamoto/AFLO