В «Ф-1» зачистили команду под сына русского миллиардера и Шумахера

Выбросили двух опытных пилотов с десятком подиумов на двоих

Вплоть до Гран-при Португалии именно «Хаас» мог похвастаться самой фактурной и суровой парой пилотов – некогда сверхталантливый Ромен Грожан, заслуживший за карьеру в 177 Гран-при не только 10 подиумов, но и титул главного крэшера чемпионата, а также Кевин Магнуссен – тот самый парень, который взял подиум за «Макларен» в первой же гонке в «Ф-1», а потом прославился как главный грубиян серии и адепт максимально жесткой обороны.

Однако теперь мы, похоже, больше не увидим их в Гран-при: оба 22 октября объявили об уходе из «Хааса» в конце сезона (хотя у Магнуссена, например, оставался еще год по контракту). Американская команда решила резко изменить политику работы с пилотами и переключиться на молодых дебютантов с огромными финансовыми возможностями. И болельщики из России могут ждать отличных новостей уже к концу ноября.

Об уходе Магнуссена и Грожана предполагалось еще месяц назад: сразу несколько изданий с разным уровнем связей в паддоке рассказывали об активных переговорах между американской организацией и Дмитрием Мазепиным – отца гонщика «Формулы-1» и владельца «Уралхима» и «Уралкалия» с состоянием более 1,6 миллиарда долларов: французский Canal+ поведал о договоре между «Хаасом» и Никитой Мазепиным на 2021-й, а через неделю итальянская редакция Motorsport уточнила – речь идет сразу о двухлетнем контракте.

Правда, ожидать объявления раньше начала декабря не стоит. Мазепин хоть и сильно выступает в «Ф-2» (у него две победы, три подиума и шестое место в общем зачете с отставанием всего в 7 баллов от топ-3), но еще не обладает суперлицензией, дающей право на выступления в «Ф-1». Лицензию не дадут раньше завершения гоночного сезона, а значит до 6 декабря вряд ли стоит ждать новостей с подтверждением трансфера.

Впрочем, других вариантов для Никиты нет, ведь в «Формуле-2» он, похоже, не останется: французское издание Auto Hebdo слило новости о переговорах принадлежащей Дмитрию Мазепину команды «Хайтек» с пилотами «Ред Булл» Лиамом Лоусоном и Юри Випсом на 2021-й. Вряд ли можно представить трансфер Мазепина-младшего в другой коллектив молодежной серии – тогда зачем выбрасывать под десяток миллионов долларов на собственную?

А кандидат номер один на второе место в «Хаасе» по данным все того же итальянского Motorsport – соперник Никиты по «Формуле-2» Мик Шумахер! Раньше его связывали с возможным переходом в «Альфа Ромео», но, судя по всему, планы на сына Михаэля со стороны «Феррари» изменила ситуация в нынешней «Ф-1». Скудерия решила упрочить связи с Хаасом», предоставив американской команде лидера «Ф-2» с огромным коммерческим потенциалом и закрыв любые слухи о возможном переходе партнера на силовые установки и прочие узлы от «Рено». Да и в «Альфа Ромео» ситуация с пилотами до сих пор не очень ясна: Кими Райкконен так и не принял финальное решение насчет еще одного сезона в «Ф-1», а из-за задержки со стороны финна «Феррари» не может решить, убирать ли из второго кокпита Антонио Джовинацци или все-таки оставить.

Да и сам босс «Хааса» Гюнтер Штайнер еще после Гран-при России подтверждал сам факт переговоров с Мазепиными – хоть и без какой-либо конкретики. Зато постоянно оговаривался в прессе в стиле «надеюсь, Грожан и Магнуссен ведут переговоры с другими командами «Ф-1» – так что и француз, и датчанин давно получили максимально прозрачные намеки.

До недавнего времени еще одним претендентом на место в «Хаасе» пресса считала изгнанного из «Рейсинг Пойнт» Серхио Переса – мексиканский гонщик обладает солидным спонсорским пакетом, а также представляет хороший рынок для станков, производимых головной компанией Джина Хааса. Однако новые намерения Скудерии и Шумахера сняли вопрос о вакансии в коллективе Штайнера, да и сам Перес неоднократно заявлял о нежелании бороться в подвале пелотона за предпоследние места.

По слухам, владелец «Хааса» собирается продать команду Мазепиным. Но есть и более выгодный путь

По версии немецкого издания Bild русский миллиардер проявлял заинтересованность не просто в покупке места для сына, но и в полной приватизации команды «Ф-1». В переговоры о продаже вполне можно было поверить, ведь владелец организации Джин Хаас неоднократно высказывал сомнения в желании и дальше вкладывать по 50-60 миллионов долларов в год без серьезной отдачи в виде результатов на треке. Хоть представители команды и опровергли сразу же любые слухи о возможной сделке – мало кто поверил в официальный пресс-релиз.

Однако для понимания мотивов и выгод Хааса сперва нужно рассмотреть финансовую ситуацию команды за последние годы в принципе. Американская организация всегда оперировала одним из самых маленьких бюджетов в «Ф-1» – от 100 до 150 миллионов долларов – и призовые покрывали лишь около половины затрат.

Из-за отсутствия крупных партнеров Хаасу приходилось вкладывать в гоночный проект в «Ф-1» огромные суммы. В 2019-м место генерального спонсора попытались заполнить компанией Rich Energy – но в итоге все привело к неплатежам, конфликтам и досрочному разрыву контракта. По сути, сейчас у «Хааса» лишь один более-менее крупный рекламодатель – личный партнер Кевина Магнуссена Jack & Jones, но он приносит меньше 10 миллионов в год.

Казалось бы, в таких условиях продажа команды весьма логична, но все меняют два фактора.

Во-первых, уже с 2021-го в «Ф-1» вводят потолок бюджетов – на болид и основную часть персонала нельзя будет тратить больше 135 миллионов, так что разрывы в ресурсах у организаций сильно сократятся. «Хаас» получит новый шанс на спортивный успех.

Во-вторых, благодаря пилотам с огромным спонсорским потенциалом (Шумахеру) и большим бюджетом (Мазепину) вся диспозиция по затратам со стороны владельца меняется. Несколько крупных контрактов позволят Хаасу снизить собственные финансовые вливания с 50 до 10 миллионов долларов или вовсе до нуля – и в полной продаже крепкого маркетингового проекта уже не окажется смысла. Американский промышленник ввязался в авантюру с «Ф-1» точно не для того, чтобы выйти при любом удобном случае – ему нужно продвигать бренд завода по производству станков, и с возможным ростом результатов при снижении затрат ценность актива только вырастет.

Намного логичнее выглядит спонсорская двухлетняя сделка с Мазепиными либо продажа части акций организации с дальнейшим владением на партнерских отношениях. Оба варианта обойдутся намного дешевле полной покупки, да и польза для обеих сторон может выйти более осязаемая.

Так что новой полностью русской команды в «Ф-1» пока не будет.

Карьерам Грожана и Магнуссена в «Ф-1» конец

Конечно, формально свободные места еще остаются: в «Ред Булл» в данный момент не уверены насчет напарника для Макса Ферстаппена и «Альфа Ромео» до сих пор официально не подтвердила ни одного пилота на 2021-й. Теоретически и у Ромена, и у Кевина были бы шансы зацепиться за оба варианта – если бы на рынке не присутствовали более солидные конкуренты.

«Ред Булл» все-таки предпочитает продвигать в основную команду собственных пилотов, но сейчас австрийская компания столкнулась с небольшим кризисом в молодежке – Алекс Албон окончательно предстал нервным гонщиком с бесконечными одинаковыми ошибками при попытке атак. В хоккее таких называют «баст».

В качестве возможной замены со стороны босс гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко назвал только две фамилии: Серхио Переса и Нико Хюлькенберга. Они оба – не менее опытные, чем Грожан и Магнуссен, более стабильные (и, скорее всего, быстрые), а также не обладают спорной репутацией крэшеров и грубиянов. Более того, за Пересом еще и стоит мощная поддержка от мексиканских спонсоров – от 25 до 30 миллионов долларов ежегодно.

Ситуация в «Альфа Ромео» еще сложнее: швейцарский сателлит полностью зависим от решения Кими Райкконена и «Феррари». Скудерия, судя по всему, хочет продолжить реализацию системы «более-менее опытный пилот+новичок» и сейчас ждет ответа от Айсмена: хочет ли он еще один сезон в «Ф-1». В случае продолжения карьеры чемпиона-2007 «Феррари», скорее всего, высадит Антонио Джовинацци и продвинет на свободное место кого-то из пары Каллум Айлотт-Роберт Шварцман – звезд из «Ф-2». Если Райкконен решит остановиться, то роль ментора уже перейдет как раз нынешнему напарнику Кими – либо как раз Серхио Пересу или Нико Хюлькенбергу (у которого блестящие личные отношения с нынешним боссом «Альфа Ромео» Фредом Вассером).

Надеяться на место в сателлите «Феррари» обоим ушедшим из «Хааса» можно только в случае, если все остальные гонщики откажутся бело-красного кокпита. Крайне маловероятный сценарий.

Что ждет Грожана и Магнуссена? Ромен уже высказывал заинтересованность в проекте «Пежо» на «24 часах Ле-Мана» в классе гиперкаров, а также, кажется, вел переговоры с командами «Формулы Е». Кевина тоже ждут в гонках на выносливость – датская пресса рассказала о факте переговоров, но без конкретики насчет команды или класса. Сходятся все только в одном: Гран-при Абу-Даби 2020-го станет последним в «Формуле-1» для нынешних пилотов «Хааса». Все-таки отсутствие сильных личных спонсоров многое решает даже перед введением потолка бюджетов.

Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Bryn Lennon, Mark Thompson; globallookpress.com/HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de, HOCH ZWEI/Pool/Mark Thompson, FrankHoermann/SVEN SIMON