В «Ф-1» побеждали даже без бокового корпуса машины – его сняли ради снижения массы. Зрители видели ноги пилота!
Абсолютный сюрреализм.
60-е в «Формуле-1» – эпоха многочисленных смертей, травм и опасностей. Каждый год как минимум один пилот разбивался во время Гран-при. К безопасности машины и треков относились как бонусу, но не как к основополагающей характеристике – ею легко жертвовали, если надо было выжать немного больше лошадиных сил или сократить массу машины.
«Я похоронил 57 товарищей». Полвека назад в гонках выживали
Самый дикий, опасный и сюрреалистичный пример подобного подхода – Гран-при Монако 1961 года. Это была первая гонка нового сезона и нового регламента: «Формула-1» перешла на более экономичные 1,5-литровые моторы после 2,5-литровых. Производители предпочли разные версии реализации объема: «Феррари» выбрала схему V6, «Порше» – крайне необычную F4, а главный поставщик двигателей в пелотоне (у него покупали и «БРМ», и «Лотус», и чемпионы из «Купер») – «Климакс» – остановился на L4.
В итоге ставка последних проиграла: «Феррари» построила настоящего монстра 156 Sharkhorse, впервые в истории марки воплотив в жизнь среднемоторную концепцию. Благодаря удачному совмещению двигателя и шасси именно Скудерия ближе всех подошла к минимальной планке по весу в 450 кг (ее тоже впервые ввели именно в 1961-м) – 156-я модель весила 460 кг при мощности в 190 л.с.
Мотор «Климакса» оказался тяжелее и проигрывал от 10 до 20 л.с. – казалось, «Феррари» просто раскатает всех конкурентов в ровный блин уже на первой же гонке сезона.
Но в дело вступила смелость инженеров «Лотуса»: для сокращения массы до минимально разрешенных 450 кг, дополнительной вентиляции корпуса и охлаждения мотора (выкрученного до абсолютного предела) они сняли боковые пластины с устаревшей 18-й модели Стирлинга Мосса. Зрителям открылась возможность видеть ноги пилота, а сам британец гнал словно на карте.
В итоге он выиграл квалификацию, обогнал захватившего лидерство на старте гонщика «Феррари» Ричи Гинтера на 4-м круге и впоследствии 300 километров подряд и 2,5 часа чистого времени отбивался от трио пилотов Скудерии. Мосс победил, а другой ближайший пилот с мотором «Климакс» Брюс Макларен на «Купере» уступил ему аж 5 кругов! Товарищи по «Лотусу» Джим Кларк и Клифф Эллисон проиграли Стирлингу 11 и 7 кругов соответственно – они гоняли без модификаций корпуса.
Просто феноменально!
К сожалению, 12 апреля 2020 года сэр Стирлинг скончался в возрасте 90 лет. Но он навсегда останется одним из великих благодаря вот такому вот пилотажу и четырем вице-чемпионским титулам.
АвторФлэшбеки Алонсо