Уход Хэмилтона взорвет «Мерседес» как бренд в «Ф-1». Льюиса можно заменить на трассе, но не в бизнес-модели

Конец финансового успеха?

Итак, «Мерседес» начнет сезон 2025-го в «Формуле-1» без Льюиса Хэмилтона – звезды и флагмана последних 11 лет. Всем уже казалось, будто эта пара срослась и никогда не развалится – все-таки менять команду в 40 лет при лучших условиях немного странно и рискованно. Если, конечно, тебя не зовет «Феррари» на последний марш жизни – и №44 не устоял.

Что же теперь делать восьмикратным чемпионам мира? Так-то у них достаточно времени на подумать и подготовиться: 2024-й Хэмилтон еще проведет с ними. Есть возможности для переговоров, рассмотрения вариантов, выбора кандидата – торопиться некуда.

Шеф и акционер «Мерседеса» Тото Вольфф тоже обратил внимание на это в ответе на вопрос «что дальше» – и акцентировал внимание на необходимости принимать смелые решения.

«У нашей команды заложен весьма прочный фундамент – за рулем нашего болида уже есть очень быстрый, талантливый и умный парень (Джордж Расселл), так что нам просто нужно сделать правильный выбор второго пилота, который займет место во второй машине.

И с этим я бы не хотел торопиться. При этом всего пару недель назад новые контракты подписали сразу несколько гонщиков (Леклер и Норрис), кандидатуры которых мы могли бы рассмотреть. Да, это было бы интересно, но временные рамки нас подвели.

На самом деле, если бы мне еще два дня назад сказали, что Льюис собирается в «Феррари», я бы подумал, что это невозможно. Так что да, ситуация всегда может очень быстро измениться. Контракты хороши и надежны только до тех пор, пока команда и гонщик хотят вместе работать и участвовать в гонках. И кто знает, что еще может произойти на рынке пилотов – возможно, нам представится какой-то неожиданный шанс.

У нас сейчас есть довольно много времени для того, чтобы решить, как нам действовать. И мне в каком-то смысле всегда нравились перемены – ведь они открывают новые возможности.

Точно так же мы восприняли ситуацию с уходом Нико Росберга, который случился столь же неожиданным образом. И я с нетерпением жду момента, когда мы с коллегами соберемся и примем окончательное решение. Может быть, для нас это и правда шанс принять смелое решение».

И Вольфф тут не театральничает – он как раз трезво понимает ситуацию, которая перед ним разворачивается. Без смелого решения будущее команды без Хэмилтона крайне туманно – и дело даже не в трековых выступлениях и не во вкладе в инженерное развитие или настройки.

Теперь на кону весь успех проекта «Мерседеса» как бренда в «Ф-1». Без шуток – теперь структуре требуется очень быстрая перестройка с четкой стратегией, иначе в 2025-м она просто сложится, и от нынешнего великолепия мало что останется.

Сейчас «Мерседес» – самая зарабатывающая команда «Ф-1». И Хэмилтон – важнейшая деталь механизма

«Формула-1» – большой бизнес, а после внедрения потолка расходов он стал еще и прибыльным. «Мерседес» ощутил результат лучше и ярче всех – прямо сейчас восьмикратные чемпионы оказались самой зарабатывающей, богатой и доходной командой. Даже без побед, даже с потерями титула – за 2022-й они зафиксировали прибыль свыше 100 млн долларов. Это невиданная в старой «Ф-1» сумма.

«Феррари» заработала меньше – 450 млн за тот же год, а за 2023-й – около 500 млн, а прибыльность отдельной команды не считают. «Ред Булл» с кучей побед заработал меньше (хотя у них, похоже, и нет цели много возвращать акционерам, а все реинвестируется в моторное подразделение). Маркетинговый монстр «Макларен» вышел в прибыль только в 2023-м – и то на пару миллионов.

«Мерседес» же в прибыли на сотню миллионов уже второй год подряд. И в 2023-м явно будет еще больше – еще ни один финансовый отчет гоночной команды не ждали с таким же нетерпением.

На чем же зарабатывает команда? Выручка от инженерного подразделения составила 110,9 млн – 19% всех поступлений. 30% задекларированы «призовыми» (175 млн!) – туда, очевидно, входят отчисления от «Ф-1» и все бонусы. А основная финансовая составляющая – спонсорство и лицензирование: на их счет выпадает 51% всей выручки.

Свыше 200 миллионов долларов! Больше бюджета половины команд. Чисто маркетинговый и спонсорский доход.

Что же в него входит? Продажа рекламных мест на болиде и везде, где только можно, конечно. Но и не только – еще спонсорские мероприятия, собственная зона гостеприимства, прием VIP-гостей в паддоке и организация трипов на гонки. Да, команды тоже этим занимаются – и именно здесь «Мерседес» пережил настоящий супербум в последние годы.

Например, на Гран-при Вегаса снял трехэтажный клуб для зоны гостеприимства и вложил в организацию приема посетителей в нем $15 млн (да, в один этап!). Общее количество предполагаемых гостей – 3500 человек.

«В Вегасе у нас будет самая большая маркетинговая программа в нашей истории, – описала размер шоу-истории директор соответствующего отдела «Мерседеса» Виктория Джонсон. – Только у нас будет 3500 гостей, а для нашей зоны гостеприимства мы арендовали трехэтажный Vegas Club».

С учетом самого дешевого билета в зону гостеприимства команды на «обычный» Гран-при в $11 тыс можно представить, как «Мерседес» целил только в минимальный оборот в размере 38,5 млн. Однако крайне редко такие билеты раскупают по наименьшим ценам просто обеспеченные люди – обычно их распределяют за огромные суммы среди звезд и селебрити.

И знаете, зачем они это делают? Дело не просто в желании посмотреть «Ф-1» – почитайте, за кого в основном они болеют и переживают!

Мария Шарапова болеет за Хэмилтона. Роджер Федерер – за Хэмилтона. Флоренс Пью. Шакил О’Нил. Наоми Кэмпбелл. Если перечислять всех гостей VIP-ложи «Мерседеса» в 2023-м, перепись знаменитостей окажется бесконечной.

«Мерседес» в 2013-м сманил Льюиса возможностью вести любой желаемый образ жизни: тусоваться где и когда угодно, заниматься любыми делами, включаться в светскую хронику, меняться. И №44 закрепился как самый медийный гонщик в истории с обширными связями в шоу-бизнесе, моде и спорте: Шакире достаточно пару раз подряд приехать на Гран-при повидаться с Льюисом, чтобы об их потенциальном романе писали все таблоиды.

Так и работает их взаимоотношения: сперва Хэмилтон ходит к ним на модные показы или вечеринки, а потом они приходят на гонки повидать товарища.

И, конечно, не только они сплошь раскупают дорогие пропуски – просто обеспеченные люди делают ровно то же самое в надежде познакомиться со звездами и Льюисом, провести с ним время и поговорить хотя бы пару минут. Они и создают основную часть нового денежного потока для команды. И спонсоры с прочими партнерами при виде такой популярности тоже доплачивают за «люксовость» своих размещений – так работает рекламный рынок. «Мерседес» сполна капитализировал идею освобождения Льюиса в 2013-м – ход оказался просто гениальным.

А теперь представьте все то же, но без Хэмилтона. Нет, бизнес чемпионов мира, конечно, не обратится в тыкву в один момент, но уровень заинтересованности моментально просядет: друзья чемпиона потянутся за ним в «Феррари» (куда, впрочем, звезды ходили и так, потому что это «Феррари»), а «Мерседес» получит мощный удар по посещаемости и представительности. Удастся ли команде сохранить тот же размер спонсорских сделок? Сможет ли она собирать трехэтажные клубы? Сохранит ли вообще прибыльность?

Осознанно или нет, но финансовый успех последнего десятилетия – и в особенности последних 3-4 лет – «Мерседес» строил на Хэмилтоне, его популярности и образе. Крутой СММ, мощный маркетинговый отдел, продажи VIP-билетов – все так или иначе вращалось вокруг способности Льюиса привлекать дополнительное внимание собственной персоной или личными гостями.

Теперь «Мерседес» окажется в ситуации, когда команда может провести третий год без побед и останется с сильным на трассе, но пока еще не самым известным Джорджом Расселлом, а также… Кем еще?

Хэмилтона просто невозможно заменить – не на трассе, а в бизнес-структуре

Здесь мы и подходим к сложному вопросу поиска нового гонщика для «Мерседеса». Весь узел даже не в работе на треке: и прямо сейчас Льюиса Хэмилтона не считают сильнейшим действующим гонщиком «Формулы-1». Как минимум Макс Ферстаппен в нынешней форме не слабее, а есть еще Фернандо Алонсо, регулярно впечатляющие Шарль Леклер и Алекс Албон, а также формально равный №44 по квалификационному темпу Джордж Расселл. Также еще пара пилотов «Макларена» Ландо Норрис и Оскар Пиастри – тоже впечатляли всю вторую половину сезона, вполне рубились с Хэмилтоном и не сдавались под его напором. Если бы речь шла ТОЛЬКО о выступлениях на треке, задача «Мерседеса» не выглядела бы настолько тупиковой.

Однако давайте по-честному: немецкая организация вряд ли умеет работать без готовой звезды, ведь до Хэмилтона у них был вообще Михаэль Шумахер. То есть команда предстает перед выбором между полной стратегической перестройкой всей финансовой структуры и поиском новой звезды подобного калибра.

А такие вообще есть на решетке?

По последнему опросу «Формулы-1» насчет самого популярного гонщика, рейтинг возглавлял Макс Ферстаппен. Но у него контракт с «Ред Булл» на 55 млн в год до конца 2028-го и огромная нелюбовь к спонсорским активностям и медийности – тратить время и ресурсы на его выкуп было бы бессмысленно, особенно когда его команда доминирует.

Вторым в рейтинге пришел Хэмилтон.

Третьим оказался Ландо Норрис – недавно продленный «Маклареном» 24-летний британский вундеркинд, взлетающий у молодой и женской аудитории. У него своя супермедийность: онлайн-империя Quadrant, увлечение гольфом… И не особенно много контактов со звездами и понимания у существующего бомонда.

Далее шли Шарль Леклер – тоже свежепродленный «Феррари» до 2028-го за суммы до $50 млн – и главная звезда Drive To Survive Даниэль Риккардо, внезапно вернувшийся на стартовую решетку в 2023-м, и даже весьма успешно.

Слухи уже связывают «Мерседес» с Карлосом Сайнсом, оставшимся без места, Албоном и Алонсо. Однако Сайнс и Албон точно не воспроизведут эффект Хэмилтона на бизнес, да и Фернандо в последние сезоны изо всех сил старается минимизировать спонсорские мероприятия ради удержания уровня на треке.

Также инсайдеры рассуждают о перспективах юного вундеркинда «Мерседеса» Андреа Кими Антонелли, который настолько выигрывал все в юниорках в стиле Ферстаппена, что его после региональной «Формулы», промежуточной между «Ф-4» и «Ф-3», закинули сразу в обновленную «Ф-2» в 17 лет. Потенциальный успех может гарантировать и быстрое повышение в «Ф-1» – даже в основную команду «Мерседеса».

Однако по сути любой подобный выбор ведет к единственному пути развития команды: полной смены финансовой стратегии и быстрого создания собственной звезды вот прямо сейчас, за ближайший сезон. «Мерседес» так пока еще никогда не делал – раньше выходило только у «Ред Булл» и «Феррари».

То есть команда обречена на необратимые изменения и перестройку. С любым кандидатом на замену, вне зависимости от его крутости на треке и в инженерном деле.

Конечно, Тото Вольфф – инвестор-миллиардер с десятилетним опытом, и для него сложившаяся ситуация должна выглядеть огромным личным вызовом. Если он сумеет спасти финансовую модель команды в такой ситуации и перестроить ее без потерь – это будет величайшая бизнес-победа в его персональной карьере. Наверное, оттуда и исходят рассуждения о грядущих «смелых» решениях – без них «Мерседесу» сейчас просто никак!

Выкупать суперзвезду? Забирать Риккардо?

Однако если стратегия запуска собственной суперзвезды в ускоренные сроки не сработает или просто не пойдет в работу, «Мерседесу» потребуется год на выкуп нового лица – и вариантов не так уж много.

Либо Шарль Леклер – очень сомнительный вариант с персональной точки зрения из-за огромной личной привязанности к «Феррари».

Либо Ландо Норрис – вариант более реальный. Правда, помимо финансовых условий «Мерседесу» придется найти способ размазать «Макларен» по трассе, а также что-то сделать с новым контрактом на поставку моторов с 2026-го – ведь шеф «оранжевых» Зак Браун радостно рассказывал, что продлились они на условиях большего участия в разработке, возможностях интеграции в шасси и одновременного получения чертежей.

В прессе уже мелькал экзотический вариант в виде пожарного возвращения с пенсии Себастьяна Феттеля, но, кажется, четырехкратный чемпион слишком счастлив с семьей и новыми активностями по защите окружающей среды.

Впрочем, на стартовой решетке все-таки есть пилот, похожий на Хэмилтона по медийности – которому пока не хватало успеха для полноценного взлета. Да, речь о Риккардо.

Он – действительно главная звезда Drive To Survive. У него примерно те же стремления к медийности, что и у Хэмилтона: например, за время саббатикала он ходил на нью-йорскский модный раут Met Gala и срывал там признания Энн Хэтуэй «я ваш фанат».

 

Дэн – тоже завсегдатай самых популярных американских ночных шоу вроде посиделок у Джимми Киммелла. Возможно, у него прямо сейчас нет такого же пула звездных знакомств, как у Хэмилтона, но их и ни у кого больше нет – кроме «Феррари» из-за имени и у «Альпин» из-за инвесторов. Однако точно есть стремление как раз в ту сферу!

Дэн настолько хорош в работе со спонсорами, что «Ред Булл» платил ему по 30 тысяч долларов за ивент во время контракта на пилотаж шоу-кара.

А после возвращения в «Альфа Таури» оказалось, что на более стабильной и предсказуемой машине он еще может заезжать в топ-5 квалификации, как в Мексике. Даже после перелома руки.

К тому же, его переход стал бы финалом для настоящей голливудской истории падения и возвращения в топ «Ф-1» – а публика такое обожает. Весь мир захочет прийти посмотреть на его триумф.

Возможно, переход Риккардо тоже мог бы стать тем самым смелым шагом «Мерседеса». Вероятно, лучшим для спасения бизнес-модели в ближайшие годы – для выигрыша времени и создания новой собственной звезды.

Хэмилтон в «Феррари»: все инсайды, детали, срок контракта и причины ухода из «Мерседеса»

«Формула-1» влетела в поп-культуру. Захватила Маска, Брэда Питта, Шакиру и даже детей

«Не могу представить такой переход». Хэмилтон годами открещивался от «Феррари» – что же изменилось?

Фото: East News/Doug Murray/Icon Sportswire via AP Images, AP Photo/John Locher; Gettyimages.ru/Edmund So/Eurasia Sport Images, Mark Thompson, Jakub Porzycki/NurPhoto, Dan Istitene – Formula 1; HOCH ZWEI, Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press