У Малевича есть картина «Спортсмены». Объясняем на ее примере, в чем суть его метода

***

Вы знаете Малевича. Его знают даже те, кто вообще никак не связан с миром искусства, картины видел только в учебниках на уроках МХК, а о существовании русского авангарда догадывается лишь интуитивно. Знаменитый «Черный квадрат» бесспорно и заслуженно одна из самых значимых картин ХХ века и вызывает бесконечные восторги и дискуссии как у прошаренных искусствоведов, так и у простых людей, которые хотя бы немного разбираются в истории европейской живописи.

Казимир Малевич в Курске, 1900 год

Легионы обывателей, слышавших только о «Квадрате», убеждены, что Малевич — шарлатан, шут и провокатор, который не умел толком рисовать и от безысходности писал только обособленные геометрические фигуры или композиции, но при этом называл себя художником, новатором и Утвердителем Нового Искусства (он основал художественное объединение УНОВИС).

На деле же Казимир Малевич умел и в живописный реализм, и в геометрический минимализм, но реальной вершиной для него стало открытие нового и прорывного направления в изобразительном искусстве — супрематизма. Иконой и лаконичным визуализированным манифестом новой философии стал бесконечно эффектный «Черный квадрат». Другой пример — картина «Спортсмены», о которой и пойдет речь в этом тексте. Но сначала немного контекста.

Что такое супрематизм?

Супрематизм был единолично основан Малевичем в 1910 году и моментально сделался одним из самых важных столпов русского авангарда. Название выбрано не случайно — стильное слово с латинским корнем «супремус» можно перевести как «превосходство» или «доминирование» — и именно в доминации цвета над всеми остальными деталями картины заключалась суть этого течения.

По мнению Малевича, цвет в живописи всегда был угнетенным классом, который только подчинялся, унижался и вообще был всего лишь инструментом, который использовался для передачи смыслов и обозначения форм, перенесенных из реальной жизни на холст через восприятие творца.

«Супрематизм». 1914 год.

В супрематических полотнах художник попытался героически освободить цвет от рамок контуров и образов, сделав шаг в сторону «чистого, абсолютного творчества» — то есть уйти от подражания уже существующим в природе вещам и создать что-то поистине уникальное и новое. Таким образом супрематизм, по сути, смелая попытка сравняться в творчестве с Богом и/или Природой.

«Спортcмены»: не ищите смысл в классическом понимании

Картина «Спортсмены» написана незадолго до смерти Малевича, на закате его творческой деятельности где-то между 1928-м и 1932-м. При этом она продатирована 1915 годом. Спрашивается: зачем? Неужели Малевич, как бы подтверждая стереотипы об инаковости творческих личностей, слегка дезориентировался во времени аж на пятнадцать лет? На самом деле это было сделано специально, чтобы с помощью ложной даты показать зрителям таймлайн эволюции стиля от реализма к супрематизму.

Сам автор описал картину как «супрематизм в контуре спортсменов». На полотне одновременно присутствуют и живописные образы (фигуры людей, какой-никакой пейзаж и банальное разделение плоскости на планы — то есть создание иллюзии пространства), и супрематические черты (силуэты «спортсменов» никак не назвать списанными с реально существующих людей).

«Спортсмены», 1928–1932

Что касается смысла — его здесь нет. В классическом понимании, конечно. Эта картина – скорее, попытка объяснить через визуальные образы суть супрематизма, которая заключена в отказе от банальных земных образов. Картина «Спортсмены» — это натуральная вещь в себе, которая абсолютна в своей самостоятельности: ритм, цвет, композиция — все это не имеет никакой связи с реальностью и используется лишь для демонстрации супрематического мироощущения — ощущения, когда связь с физическим миром теряется и совершается переход в качественно новое состояние.

Если присмотреться, окажется, что супрематический квартет больше смахивает на классическую икону с изображением четверки святых. И если сейчас для нас это не так очевидно, то для постреволюционного человека, который обычно все еще имел тесные связи с православием, это было ясно, как божий день. Таким нехитрым способом Малевич переложил свои фантазии и художественно-теоретические эксперименты на язык старославянских икон, смешав композиционные иконографические каноны с геометрической беспредметностью, симметрией и минимализмом.

Спортсмены, ритмично выстроенные в ряд, на деле лишь повторение одной и той же безликой человекоподобной фигуры, которая отличается от соседних копий только расцветкой и больше напоминает мишень в тире, чем человека. Будто конструктор, собранный из геометрических деталей и основных супрематических цветов (черного, красного, белого, желтого и синего), мужчины стоят на плоскости, уходящей горизонталями вдаль. При этом большая часть фона состоит из белого цвета, который у Малевича был в особенном почете. Он символизировал для художника мир чистоты и совершенства.

Белое на белом, 1918 год

***

P.S. Кстати, если говорить о цвете, у Малевича была одна интересная особенность в технике живописи. Художник использовал послойное нанесение пигментов: сначала он окрашивал нужные части холста черным, а потом, после высыхания нижнего слоя, наносил нужный ему цвет. Таким образом на выходе получались уникальные оттенки, которые создавали глубину, добавляя цветам неуловимую темноту. Эта авторская фишка также стала своеобразной подписью и показателем подлинности картин. Благодаря ей искусствоведы-рентгенологи сегодня легко могут отличить оригиналы Малевича от подделок.

АвторSports.ru 

крым спорт