Стихотворения Мохаммеда Али переводил даже Бродский. А боксера избирали профессором поэзии Оксфорда
Он даже трэшточил четверостишиями.
Величайший боксер всех времен Мохаммед Али известен не только успехами в ринге и гражданской позицией. Али писал стихи, вдохновившись поведением звездного рестлера.
Чаще всего доставалось соперникам, но были и серьезные темы. Творчество Али оценил даже Иосиф Бродский.
Али вдохновил на поэзию рестлер Великолепный Джордж. Мохаммед писал о соперниках, дружбе и даже тюремном бунте
Интерес к поэзии Кассиус Клей открыл сразу после победы на Олимпийских играх в Риме, где боксер завоевал золотую медаль. Читать стихи он начал прямо во время интервью:
Сделать Америку величайшей – вот моя цель,
Так что поэтому я побил русского и поляка,
А для США я выиграл золотую медаль,
И греки говорили, что я лучше прежнего Кассиуса
Нам нравится твое имя, нам нравится твоя игра,
Так что сделай Рим своим домом, если хочешь,
Но США по-прежнему моя страна,
Луисвилль ждет, чтобы приветствовать меня.
Но самое большое влияние в этом отношении на Клея оказала звезда сороковых годов прошлого века – рестлер Джордж Вагнер, более известный как Великолепный Джордж.
Молодой Али был впечатлен эпатажностью и харизматичностью Вагнера. Журналисты обожали его, а билеты на бои продавались молниеносно. В 2020 году Вагнер был введен в Зал славы рестлинга.
«Я встретил Вагнера летом 1961 года в Лас-Вегасе – во время интервью на одной из радиопередач в рамках седьмого боя моей профессиональной карьеры, а Джордж должен был драться с Фредди Бласси.
И вот он воскликнул: «Я буду ползать по рингу и стричь себе волосы, если Фредди побьет меня. Но этого не произойдет, потому что я величайший рестлер в мире!»
Я видел, как 15 тысяч человек бежали, чтобы купить билет на его бой, и я был в числе этих 15 тысяч. Спустя некоторое время он дал мне ценный совет: «Многие люди заплатят, чтобы увидеть, как кто-то заткнет тебе рот. Так что продолжай хвастаться, продолжай дерзить и всегда будь дерзким». И я задумался над тем, что это действительно отличная идея», – вспоминал Мохаммед.
От задумки боксер быстро перешел к делу. Начинал он с быстрых куплетов по любому поводу: от передразнивания соперников и общения с журналистами до серьезных тем вроде дружбы или тюремного бунта в «Аттике» в 1971 году.
Конечно, особое место в коллекции стихотворений Али адресовались его самым принципиальным соперникам – Джо Форману и Джо Фрейзеру.
Накануне «Триллера в Маниле» Мохаммед написал:
Али на бой вызвал Фрейзер,
Но тут же стал отступать,
Постой, не двигайся с места!
Ты можешь упасть в первый ряд!
Али бьет его слева!
Али бьет его справа!
Скажите, есть ли на него управа?
Фрейзер отступает, парень почти в углу,
Места ему не хватает,
Приземлится вот-вот на полу!
Али проводит удары –
Что за грамотный свинг?
Фрейзер в воздух взмывает,
И уменьшается ринг!
Фрейзер летает, рефери ждет,
Он еще не считает – пусть прервется полет!
Фрейзер из вида пропал.
Толпа впадает в панику!
Но радар на землю послал –
Наш Джо пересек Атлантику!
Никто не поверил бы тем шутникам,
Обещавшим зрелище – запуск «черного» спутника!
Словом, не было боя и, учтите, не будет.
Удивитесь тихонько, представьте и забудьте.
Стихотворение Али для журнала «Костер» перевел Бродский, а сам Мохаммед в строчках признал превосходство бога
В 1968 году в седьмом выпуске журнала «Костер» один из стихов Али для советской аудитории перевел будущий лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский. К тому моменту Бродский имел всесоюзную известность и уже успел побывать в ссылке за тунеядство.
Это стало возможным во многом благодаря другу и биографу Бродского Льву Лосеву. Несмотря на известность, Бродский жил бедно и перебивался случайными заработками. Журнал для школьников «Костер» стал первым советским изданием, где печатался Иосиф.
Стих в интерпретации Бродского носил название «Кассиус-бахвал», хотя к тому моменту Клей уже давно сменил имя на Мохаммед Али:
Этот рассказ, ни на что не похожий,
О человеке с прекрасной кожей,
Который не прочь поболтать о своих
Слепящих ударах и скорости их.
Наш бокс умирал, и молились дельцы
В слезах, чтоб он вовсе не отдал концы,
Чтоб справился бокс с многолетним удушьем.
Чтоб страшен был новый боксер предыдущим.
Был Паттерсон скучен, хоть был мускулист он.
Не лучше его коронованный Листон.
Но «Свергну его и других королей!» –
Промолвил Марцелиус Кассиус Клей.
Пред ним устоять не способен никто.
За боем следящему кажется, что с противником он
В кошки-мышки скучает.
А после вообще всякий свет выключает.
Все зрители скоро узнают, что он и в весе,
И в веке своем чемпион!
Под стихотворением Бродский оставил комментарий: «Эти стихи, восхваляющие Кассиуса Марселлуса Клея, написал сам Кассиус Марселлус Клей», а самому Али был посвящен целый разворот с иллюстрациями.
Дошло до того, что стихи Али рецензировали лучшие представители жанра, а руководство Оксфордского университета назначило его профессором поэзии с указанием: «Поэтическое творчество мистера Али, при всех его технических погрешностях, полно темперамента и жизненных сил, которых так недостает современной поэзии».
Способности Али для Sports.ru оценил основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов Владислав Маленко:
«Мохаммед Али – солнечный графоман. Он пишет стихи как наскальные рисунки. Так дети рисуют на песке. Просто в его сознании жила нежность, и великий спортсмен хотел ее выразить, сопоставляя жестокий мир бокса со своим стремлением к свету. Ценности литературной в этих полурифмованных словах совсем нет, но зато есть энергия неординарного человека, чувствующего чужую боль. Это тот случай, когда подпись под стишком делает крутым и стишок, и бумагу, на которой он написан».
Сам Мохаммед старался максимально раскрывать литературный дар, не прекращая заниматься поэзией даже после завершения карьеры. Наверное, нет ничего удивительного, что самые серьезные его строчки посвящены боксу и богу. И не лишены самоиронии:
Бокс – это просто работа.
Трава растет, птицы летают,
Волны смывают песок.
А я просто избиваю людей.
Ни один удар, кроме солнечного, не должен оставаться без ответа.
Бог ниспослал мне болезнь, дабы напомнить, что Номер Первый не я, а Он.
Фото: Gettyimages.ru/Evening Standard/Hulton Archive; commons.wikimedia.org; globallookpress.com/UPI/dpa