Шон Брэдли (рост – 229 см) после НБА увлекся велосипедом. Закончилось плохо: великана сбили на дороге, он парализован

«Космический джем» Джордана не был великим фильмом, но он оказался великим явлением, укрепившим образ баскетбола как самого поп-культурного спорта на Земле (и в космосе, получается).

У нового «Космического джема» Леброна нет никаких шансов хотя бы приблизиться к культу оригинала. Мультяшную половину команды Джеймса уже сделали максимально стерильной – причем дважды! А ведь именно острые шутки в первом фильме превратили его во что-то большее, чем просто рекламный ролик бренда Джордана или мультфильм для аудитории от 6 до 14.

Если режиссеры так кромсают характеры мультяшек, можно ли представить иное отношение к людям, причем в данном случае – к реальным звездам НБА, которые будут играть самих себя? Точнее, публичную версию самих себя – такую же лишенную самоиронии, как главное лицо фильма, такую же цензурированную, как вырезанное камео скунса, такую же плоскую… ну, вы поняли, как что.

Очарование настоящего «Космического джема» – в том числе и в образах игроков НБА 90-х: это и подшучивающий над собой в каждой сцене Чарльз Бакрли, и грозный Патрик Юинг (без проблем с потенцией), и крохотный харизматик Маггси Богз с одноклубником «Бабулей» Джонсоном. А с ними – человек-пальма Шон Брэдли, как будто бы белый тощий мормон, то есть синоним неуклюжести, скуки и закрытости, но ведь при этом не стесняющийся шуток даже про свою религию в фильме.

Несколько дней назад пришла печальная новость о Шоне – один из самых высоких игроков в истории НБА еще в январе попал в аварию во время велопрогулки. Водитель, непонятно как не заметивший такую большую помеху на дороге, наехал на Брэдли сзади. У Шона – перелом позвоночника, и последние два месяца он находится в больнице – парализованный.

Процесс реабилитации ожидается очень долгий – и особенно сложно вернуть моторные функции такому большому телу, как у Шона.

Многие считают Брэдли провалом, но он лучший блокшотер в истории НБА

Планку в два метра Шон преодолел еще в 13 лет, а впереди его ожидал и второй подростковый скачок роста. В итоге школу заканчивал 225-сантиметровый великан, которого уже рекрутировали лучшие университеты страны. Шон предпочел остаться дома – в Юте, в университете Бригэма Янга – главной образовательной цитадели мормонов.

Уже после 40 лет Шон прошел генетическое исследование, которое показало отсутствие мутаций в ДНК: его высокий рост – просто удачная комбинация генов, а не следствие гигантизма или других эндокринных заболеваний (так же повезло, например, Яо Мину). Благодаря этому Брэдли был относительно координированным и ловким – для человека с очень высоким центром тяжести и 229 см роста. Да, в колледже он еще вырос.

Рост помогал доминировать в NCAA: к примеру, Шон повторил рекорд Дэвида Робинсона, заблокировав в одной игре 14 бросков соперника. За Робинсоном Брэдли повторял не только на паркете: «Адмирал» после окончания Академии ВМФ пошел не в НБА, а во флот, где служил еще два года. У Шона был другой долг – два года в миссии его церкви.

Многие спортсмены-мормоны отказываются от миссионерства  – как другие выпускники «Бригэма Янга» Дэнни Эйндж, Джиммер Фредетт, звезда НФЛ Стив Янг (кстати, потомок Бригэма). Но 19-летний Брэдли уехал на два года в Австралию, чтобы один день в неделю тренироваться в баскетбольном зале, и шесть дней – говорить о Христе. Центровой считает, что миссия навредила его баскетбольным навыкам, зато психологически подготовила к будущей карьере в НБА.

Несмотря на то, что ходячие 229 сантиметров не играли в настоящий баскетбол два года, клубы НБА были заинтригованы Шоном – и Брэдли был выбран под вторым номером драфта, прямо между Крисом Уэббером и Анферни Хардуэем.

«Филадельфия» была худшим вариантом для Шона – слабая, при этом немолодая команда, да еще и к центровому тут относились как к рекламному трюку или ярмарочному аттракциону, а не как к спортсмену. Название клуба – «76-е», рост Брэдли – 7 футов 6 дюймов, в честь всего этого Брэдли выдали 76-й номер. Сам Шон при этом не ценил шумиху и оставался самим собой: однажды вообще был оштрафован на 10 000 долларов за то, что отказался прийти на обязательное собрание команды… в стриптиз-клуб.

«Сиксерс» пытались разработать диету для Брэдли, вернули в команду 100-летнего Мозеса Мэлоуна на роль ментора и спарринг-партнера для тренировок, но вся дополнительная нагрузка на организм вылилась в постоянные травмы. Дальше был переход в такие же бессмысленные «Нетс» (именно оттуда Шона призвали на актерскую карьеру в «Спэйс-Джем»), и затем – в «Даллас» в самый разгар массивной чистки состава «Мэверикс» новым боссом Доном Нельсоном. За первые пять лет Шона дважды обменяли, один раз украли талант инопланетяне, и примерно сотню раз через него вколотили данки.

В «Далласе» Шон продолжил быть шестом-приманкой для соперников. Белый, тощий, долговязый даже на фоне других игроков НБА, да еще родом из Юты – «Каждый парень считал своим долгом поставить данк через Шона», – вспоминал Роберт Орри.

ESPN в своем цикле «30 for 30» даже выпустил документалку «Posterized» в честь умения Брэдли быть тем самым гвоздем, который в паркет вколачивает данкер («постер» на баскетбольном сленге – данк через соперника).

Но бесконечное число «постеров» через Брэдли – не только следствие того, что братия НБА сговорилась атаковать его при каждом удобном случае. Во-первых, сам Шон предоставлял такие случаи – в отличие от многих ранимых персон, Брэдли никогда не боялся попасть «на ту сторону хайлайта». Ведь лучше 5 раз получить мощный данк через себя, но еще дважды сфолить и трижды помешать броску, чем все 10 раз позволить сопернику набрать легкие очки без сопротивления.

Во-вторых, в «Далласе» Дон Нельсон нашел для Брэдли идеальную роль и функцию на площадке, постепенно уменьшая его игровое время и продлевая баскетбольное долголетие. Безумный ученый НБА выдумал для «Мэверикс» составы, где одновременно на паркете присутствовали три очень высоких игрока – Дирк Новицки, Брэдли и еще один центровой. Это позволяло Шону хотя бы иногда не толкаться с Шаком, Данканом, Мутомбо и прочими здоровяками, а караулить проходы «маленьких» под кольцо и копить блокшоты.

Конечно, срок годности Брэдли был сильно ограничен: центровой решил закончить в 33 и оставил «Далласу» более 5 млн гарантированной зарплаты (уже в следующем сезоне «Мэвс» вышли в финал НБА). Но за 12 полноценных сезонов в лиге Шон провел более 800 игр, сделал 6 трипл-даблов с блоками, заработал 70 млн.

Он в топ-10 в истории лиги в по блокам в среднем за игру (блоки считают с 1973 года, поэтому Расселла и Чемберлена в этой статистике нет), в топ-20 – по общему их количеству, и вообще первый – по BLK%: когда Шон был на площадке, 7,83% владений соперника завершались столкновением мяча и его ладони. Для сравнения – блоками Руди Гобера оканчиваются 6% атак соперника, у Энтони Дэвиса этот показатель равен 5,6%, у Хакима – 5,4%, у Мутомбо – 6,3%.

Больше показатель только у Манута Бола (10%), но он не отыграл требуемые 15000 минут для попадания в официальный лидерборд. В этом – главное преимущество Шона Брэдли перед другими сверхгигантами: полноценная и стабильная карьера.

К примеру, самый высокий игрок в истории НБА (231 см) Георге Мурешан был признан Самым прогрессирующим игроком в 1996 году, но после 26-летия он провел всего тридцать матчей – не выдержала лодыжка, причем даже не на паркете, а на съемках фильма из-за снятого бандажа. Манут Бол, ниже румына на какие-то миллиметры, только в первом своем сезоне играл больше 24 минут в среднем за игру. Это единственные два игрока выше Шона.

Яо Мин (229, как и Брэдли) играл намного больше, постоянно вызывался на Матчи всех звезд, даже в Зал славы вошел, но как и другой великий гигант в истории «Рокетс» Ральф Сэмпсон, слишком рано закончил из-за постоянных травм.

Уступающие пару сантимеров Шону Брэдли баскетбольные огры Славко Вранеш и Сим Бхуллар провели в НБА по три минуты, Павел Подкользин значительно больше – целых 28. Центровой-талисман «Селтикс» Тако Фалл выходит в мусорное время. Чак Невитт за девять сезонов провел всего 155 игр. Все люди из этого абзаца обладают только одним очевидным навыком, который даже трудно назвать спортивным.

А Шон Брэдли, как считает великий центровой Билл Уолтон, «был не просто высоким парнем, игравшим в баскетбол. Он был баскетболистом с очень высоким ростом». И, в отличие от Яо или Мурешана, ушел из спорта на своих условиях.

После НБА полюбил велосипеды

После окончания игровой карьеры Брэдли вернулся в Юту – и там не скучал. У него шесть детей, ранчо с 350 голов крупного рогатого скота, любимые шорты. Он выдвигался в палату представителей штата и помогал школе для детей из неблагополучных семей.

Покидал родной штат Шон тоже часто – ради благотворительных программ в других регионах США, Индии, Африке.

А по Юте Шон передвигался на своем любимом транспорте – велосипеде.

Велопрогулками Шон увлекся, когда растолстел без спорта на 25 кг. Половину этого лишнего веса удалось согнать ежедневными поездками – в том числе многокилометровыми. Брэдли однажды проехал 150 км до соседнего штата.

«Когда с утра я прокатился, уже хочется правильно питаться весь день. Это такая ментальная игра для меня», – говорил Шон.

Конечно же, велосипед ему делали по спецзаказу. Он примерно в полтора раза крупнее обыкновенного.

Производитель даже не указывал серийный номер на велосипеде Брэдли, потому что тот был изготовлен в единственном экземпляре. Просто знакомые цифры «7-6».

Размер рамы из углепластика и алюминия – 80 см. Таблица размеров заканчиваются на длине 24 дюйма/61 см (XXL), но если классифицировать размер велосипеда Шона – он будет XXXXXXL.

Стоимость подобной игрушки составляет от 6 до 10 тысяч долларов.

Однажды этот ценный велосипед даже украли – вор угнал (скорее даже «укатил», потому что залезть на него с ростом 183 см он вряд ли смог) транспорт центрового, не покусившись на стоявшие в гараже обычные велосипеды детей Брэдли. Вора и велосипед быстро нашли, но Брэдли успел немножко расстроиться: «Это украденный велик, а не конец света, но история необычная. Я же не могу просто прийти в магазин за новым. То же самое, как если бы украли мою одежду».

К сожалению, происшествия с велосипедом Брэдли не закончились на той неудачной краже. Хотя в аварии за почти 15 лет велопрогулок Шон раньше не попадал.

1993-й – проклятый драфт

Что-то странное происходит с игроками с драфта-1993. Криса Уэббера при всех его достижениях до сих пор нет в Зале славы баскетбола, травмы сильно испортили карьеру Пенни Хардуэю (3-й номер) и Джамалу Мэшберну (4-й), наркотики – Айзейе Райдеру (5-й), алкоголь – Вину Бэйкеру (8-й).

Но особенно мистической выглядит связь того набора игроков с ДТП. Через полгода после драфта 7-й пик Бобби Херли столкнулся на трассе с грузовиком, вылетел на огромной скорости через лобовое стекло, и только по счастливой случайности его одноклубник следовал за ним по дороге, был на месте аварии уже через 5 минут, оказал первую помощь и, возможно, спас жизнь новичку «Сакраменто». Но карьера была испорчена сразу.

А вот карьера 9-го пика драфта Родни Роджерса сложилась хорошо, он закончил одновременно с Брэдли в 2005-м. На пенсии форвард тоже увлекся двухколесными средствами передвижения – а конкретно кроссовыми мотоциклами. Во время одной из гонок Роджерс упал с байка и повредил шею – и, как и Шона, его парализовало.

«Пришлось взять себя в руки, – говорит Родни, который последние 12 лет провел в инвалидном кресле, парализованный ниже шеи. – Сначала не хотелось появляться на улице, не хотелось ничего делать. Но жена мне сказала: «Малыш, теперь это наша жизнь». Нужно смириться и двигаться дальше. Так я и поступил».

Родни сейчас делится с другими своим опытом восстановления, мотивирует молодых баскетболистов, а профсоюз игроков НБА учредил баскетбольный лагерь, который носит имя Роджерса.

Такого же позитивного взгляда на жизнь пытается придерживаться и Брэдли. Из заявления, которое от имени экс-игрока распространил «Даллас»: «Шон хочет использовать это происшествие как платформу, чтобы привлечь внимание общества к велосипедной безопасности».

Если Брэдли удалось из баскетболиста-курьеза превратиться в лучшего блокирующего в истории НБА, возможно, получится и это.

Фото: Gettyimages.ru/Jonathan Daniel /Allsport Mandatory; globallookpress.com/via www.imago-images.de/www.imago-images.de; /asternwarning.com; magazine.wfu.edu; masslive.com; ksl.com