Самые дикие болиды гонялись в «Ф-1» в 1975-м. Буйство инженерной мысли

За долгую, почти 70-летнюю историю «Формулы-1» фанаты автоспорта увидели множество разных правил, машин и двигателей. Новые технологии появлялись и запрещались, болиды менялись каждый год, инженеры постоянно придумывали что-то новое в попытках вырваться вперед — но все равно в большинстве сезонов многие авто оказывались достаточно сильно друг на друга похожими. Чаще всего различия заключались лишь в раскраске и отдельных аэродинамических элементах.

Однако были сезоны, когда фантазия инженеров практически ничем не сдерживалась, да и самый эффективный метод построения машин для отдельного регламента еще не определили. В результате каждый год на стартовую решетку выезжали все новые и новые странные и дикие с виду творения, не похожие на конкурентов.

Самым разнообразным из таких сезонов стал 1975-й (именно тогда Ники Лауда выиграл свой первый титул). Только посмотрите, как выглядела его «Феррари 312T»!

Между прочим, разные модификации этой машины использовали аж до 1980-го — и она суммарно выиграла 4 Кубка конструкторов! Особо известна и узнаваема стала из-за своего адского ковшеподобного антикрыла.

А это «Брэбэм ВТ44В» с Карлосом Рейтеманом за рулем и с легендарной ливреей «Мартини». Машина использовалась три сезона, выиграла пять гонок и тоже особо запомнилась массивным антикрылом.

«Макларен М23» же отличался более длинным носом, меньшим по размерам задним антикрылом и просто огромным задним. Данную машину упорно гоняли по трассам с 1973 по 1978 год и выиграли один Кубок конструкторов. Эмерсон Фиттипальди, в свою очередь, стал чемпионом и выиграл пять гонок

«Хескет 308C» Джеймса Ханта, в свою очередь, отличался большим дорожным просветом, мелким задним антикрылом и средним носом. В разных модификациях машину использовали с 1974 по 1978-й с одной победой в Гран-при и шестью подиумами (все- стараниями Ханта). Единственная машина, сконструированная командой самостоятельно.

«М23» с уменьшенным задним антикрылом и острыми пластинами на носу — это «Тиррелл 007». Его хватило на три сезона и три победы Джоди Шектера (на фото).

А вот Shadow DN5 отличался целой кучей уникальных решений: от «ноздрей» воздуховодов в носу без массивного антикрыла до узких боковых понтонов, выпирающего «горба»-воздухозаборника и маленького заднего антикрыла. Однако болид продержался всего два сезона и оказался не слишком успешным: всего два подиума усилиями Тома Прайса (на фото).

«Лотус 72Е» с прогрессивным носом и невероятно низким дорожным просветом был настоящим демоном прижимной силы своего времени. Даже здоровенный воздухозаборник-перископ был неповторимым, как и продуманная конструкция пластин заднего антикрыла. Тем не менее, это оказался последний сезон 72-го: после трех Кубков конструкторов из начала 70-х Жаки Икс (на фото) лишь раз поднялся на подиум.

«Марч 751» отличался здоровенным «снегоуборочным» антикрылом, ровными (в отличии от конкурентов) боковыми бортами и совсем небольшим задним антикрылом. Модель прожила всего сезон — зато успела отметиться победой на сокращенном Гран-при Австралии вместе с Витторио Брамбиллой.

А у «Марча 741» – самое дикое заднее антикрыло в вашей жизни, да и нос тоже достаточно интересный. Между прочим, именно на этом агрегате Лелла Ломбарди на Гран-при Испании взяла единственные женские пол-очка в истории «Формулы-1».

Абсолютно неповторимый силуэт «Уильямса FW04». Машина не проехала ни единого полного сезона, зато однажды въехала на подиум усилиями Жака Лаффита.

Кажется, конструкторы «Парнелли VPJ4» просто попытались стащить решения у всех подряд. Вышло не очень: Марио Андретти лишь дважды финишировал в топ-5.

Первый болид в суверенной истории команды Грэма Хилла GH1. Она же оказалась единственной и последней (ранее команда гоняла на купленный у «Лолы» и Shadow болидах).

Попытка совместить лучшие идеи «Лотуса» и «Феррари» в «Пенске РС1» тоже особо не удалась — машина лишь раз попала в топ-5 и даже не доездила сезон.

А этот вариант снегоуборки с «ноздрями» назвали «Энсайном N174».

«Коперзукар FD02» тоже ни с кем не перепутаешь — слишком необычный нос и радиаторы. Новая вариация на тему антикрыла-подставки прилагается. К сожалению, не осилила и половины сезона.

Эпичнейний «бургристый» снегоуборочный «БРМ Р201» стал одной из последних машин команды.

А это творение сумеречного японского гения «Maки FC101C». Не прошел квалификацию в четырех Гран-при.

АвторФлэшбеки Алонсо