«Ред Булл» строит гиперкар для «Ле-Мана» на водороде мощностью 730 л.с.
Новая волна инноваций в гонках.
Водородная энергетика постепенно проникает в автомобильную промышленность, и первая серьезная обкатка в гонках состоится уже в 2024 году. Для культовых «24 часов Ле-Мана» «Ред Булл» подготовит болид нового поколения на самом чистом топливе из существующих на данный момент.
Автомобили на водороде – главная альтернатива гибридным и электрокарам, сменяющим традиционные бензиновые машины. Электричество для водородного транспорта получается в результате окисления водорода в топливной ячейке, а единственным продуктом реакции является вода. Вопрос экологичности решается полностью – с исключением проблемы добычи и утилизации соединений лития, необходимых для аккумуляторов. А конверсия энергии в механическую в топливной ячейке намного эффективнее, чем при использовании традиционного топлива.
Несмотря на более дорогую эксплуатацию водородных машин по сравнению с электромобилями, автопроизводители ожидают мощный рост рынка водородных авто в ближайшее десятилетие: по расчетам ученых, уже к 2030 году она может завоевать до половины рынка легковушек.
А пути для получения самого водорода могут быть самыми разными: от риформинга углеводородов и газификации угля с биомассой до электролиза воды с использованием возобновляемых источников энергии.
С учетом эксклюзивного права «Формула E» на проведение соревнований электрокаров на 25 лет двигатели на водороде становятся многообещающим вариантом будущего «Формулы-1» – пусть и не для ближайшего внедрения моторного регламента, запланированного на 2025-й.
Пока же «Ред Булл» обкатает перспективную технологию в сотрудничестве с командой «ОРЕКА» в Ле-Мане и швейцарской фирмой GreenGT (она займется разработкой электродвигателей) в новом классе водородных болидов – с целью выпуска полноценного гоночного гиперкара на старт марафона в 2024-м.
Кстати, топливные ячейки на водороде появятся и в Extreme E – новой серии электровнедорожников, в которой сразятся команды Льюиса Хэмилтона, Нико Росберга и Дженсона Баттона (и чемпион «Ф-1» 2009 года сам сядет за руль) – уже в этом году. Правда, лишь для в качестве генератора для подзарядки болидов.
Цель водородного проекта «Ред Булл» в Ле-Мане – достичь показателей класса GT3, который сейчас используется во многих кузовных сериях (к примеру, в ДТМ): мощность должна составить около 730 лошадиных сил (против 670 у нового класса гиперкаров), максимальная скорость – 300 км/ч, а разгон до 100 км/ч займет 3,4 секунды.
Да, до «Ф-1» пока очень далеко: современные болиды работают на силовых установках мощностью около 1000 лошадиных сил (если это не клиенты «Феррари») и временами выжимают почти 370 км/ч (разгон до 100 км/ч – 2,3 секунды). По последнему показателю водородные установки пока проигрывают даже «Формуле E» – там сотню набирают за 2,8 секунды, но и первые прототипы нового класса будут тяжелее своих электрических конкурентов. В водородных машинах, к слову, уйдут в прошлое лепестки передач и сцепления, а также дифференциал – благодаря прямому приводу.
Пит-стопы также прогнозируются не слишком быстрыми: 8,6 килограммов водорода под давлением в 700 атмосфер позволят гоняться 45 минут, после чего три минуты займет дозаправка – не совсем подходящие характеристики для «Ф-1». Но вспомните первые болиды «Формулы E» с прыжками из болида в болид – за несколько лет достигли серьезного прогресса по емкости батарей, да и электромобили перестали быть экзотикой.
Уход от ископаемого топлива в «Ф-1» – лишь вопрос времени, хоть и не самого ближайшего. Осталось дождаться, что покажут болиды на водороде на «Ле-Мане».
Фото: autosport.com