«Ред Булл» на грани катастрофы. Ферстаппен пока спасает, но его гений – причина кризиса
Похоже, «Ред Булл» в жесточайшем кризисе. Пусть в это и не так легко поверить, если взглянуть на количество добытых очков Максом Ферстаппеном за последние, скажем, 20 гонок. За 10 месяцев голландец заработал 337 зачетных баллов (на 2 больше, чем Ландо Норрис из «Макларена») и в среднем за один гоночный уик-энд набирает приличные 16,85 очка (то есть, средняя финишная позиция – подиумная). Да, это не доминирование, но где тут кризис?
Однако за этот же весьма продолжительный отрезок времени вторая машина «Ред Булл» сумела взять всего 49 очков (все на счету Серхио Переса) – 2,45 очка в среднем за уик-энд или приблизительно 8-9 места на финише каждой гонки. Но главная проблема – в динамике: и Перес, и заменивший мексиканца в 2025 году Лиам Лоусон постепенно выпали из борьбы за очки. Чеко в пяти последних гонках лишь раз заехал в топ-10, а Лиам в двух первых гонках нового первенства смог дотянуться только до 12-й позиции.
Гигантская разница в результатах между Ферстаппеном и его напарниками – не новость. «Ред Булл» давно пытается найти гонщика, который не будет сильно отставать от лучшего пилота мира: под Макса бросали Пьера Гасли и Алекса Албона – француз продержался полсезона, таец – полтора, – Перес выстоял четыре, хотя настоящие проблемы начались после двух лет его пребывания в австрийской команде. Лоусона, по слухам, хотят заменить всего после двух Гран-при…

Легко заметить, что проблему медленного второго пилота руководство «Ред Булл» решает самым простым для компании (с учетом ее ресурсов) образом: берет следующего парня в очереди молодежной программы, бросает его в мясорубку и смотрит, что получится. В целом, такое расточительство когда-нибудь принесет плоды – возможно, Цунода, Аджар, Линдблад или другой юный талант справятся лучше Лоусона и Переса и задержатся в основной команде на приличный срок, однако сам подход не помогает выбраться из истоков кризиса, а именно – не делает машину пригодной для пилотирования, если только за ее руль не садится гонщик с уникальными талантами.
Это не уникальная история для гонок
Не берусь утверждать, что подобное в гонках случается регулярно, но история «Ред Булл» точно не уникальная. Например, за последние полтора десятилетия мы несколько раз видели подобное в MotoGP.
Двукратный чемпион мира Кейси Стоунер (кстати, недавно побывавший на Гран-при Австралии) несколько сезонов выступал в «Дукати» словно без напарников и на равных боролся с Хорхе Лоренсо и Валентино Росси за победы – весь мир никак не мог понять, почему опытные и быстрые Марко Меландри и Ники Хэйден не способны ехать со скоростью австралийца. Позднее в похожей ситуации оказался Марк Маркес, но уже в «Хонде» – он тоже демонстрировал исключительные результаты на фоне проваливавшихся напарников.
Но если хотите более близкий и понятный пример из «Формулы-1» – давайте перенесемся в середину 90-х. Михаэль Шумахер выиграл два титула с «Бенеттоном» и ушел в «Феррари», а за руль чемпионской машины сел опытный Герхард Бергер – и уже на первых тестах едва не сгорел со стыда, поскольку в скоростных поворотах вообще не мог удержать болид на трассе.

Оказалось, что из-за природного дара Шумахер попросту не замечал пилотажных проблем и подсознательно корректировал поведение машины еще до того, как наступал момент ее срыва. В руках же просто хорошего гонщика техника становилась капризной и опасной – и на устранение недостатков Бергер и его напарник Жан Алези потратили практически год.
Все три примера в каком-то смысле симптоматичны: оказывалось, что нечеловеческие таланты маскировали кризисы в командах, а после ухода супергероя проблема вставала в полный рост, и на ее решение уходило очень много времени.
Так в чем же проблема в «Ред Булл»?
Разумеется, все сложно, и я в этом тексте вряд ли быстренько решу проблему, над которой «Ред Булл» (возможно) бьется уже больше шести лет. Смотрите, пацаны не смогли, зато мои 8000 знаков всех спасут, верно?
Если максимально упрощать и показывать пальцем, то виноват не второй пилот, а машина. И после нее – Макс Ферстаппен. После этого утверждения я полностью забаррикадировался в доме, надел бронекостюм и на всякий случай отключил интернет.
У машины «Ред Булл» очень узкое окно оптимальных настроек. Настолько узкое, что выпасть из него легко при небольших изменениях температуры трассы или изменении количества топлива в баках. Ферстаппен, как мегаталант, умеет игнорировать недостатки сцепления и держаться в поворотах, даже если RB21 склонен к срывам задней части.
Более того, пилотаж Макса отчасти и строится на умении точно чувствовать, когда задние шины сцепляются с асфальтом, после чего добавляет газу и стремительно набирает скорость (в пелотоне есть лишь еще один гонщик с подобным чутьем – Шарль Леклер из «Феррари»). У других ребят чувствительность к пределам возможностей техники ниже, в том числе и у Лоусона – а значит, меньше доверия к машине. Остальные проблемы нарастают как снежный ком: второму пилоту «Ред Булл» или приходится рисковать срывом и разворотами, чтобы соответствовать уровню Ферстаппена, или пилотировать осторожнее и терять драгоценные доли секунды в виражах. Кроме того, из-за капризности болида Лоусон (а до него – Перес, Гасли и Албон) все время находится в напряжении, что чаще приводит к кратковременным потерям концентрации и ошибкам, особенно в критических условиях на быстром круге или в борьбе с соперниками на длинной дистанции.

Расширить окно оптимальных настроек сложно – команда билась с проблемой весь прошлый год, но так и не нашла достойного решения. Экстенсивный путь в виде бесконечных тестов в «Ф-1» уже давно закрыт, количество симуляций в аэротрубе тоже ограничено, а еще стоит отметить, что труба в Милтон-Кейнсе устарела и время от времени сбоит (нарушается корреляция между данными из аэротрубы и результатами на трассах).
Наконец, у меня есть подозрение, что помочь второму гонщику можно было бы за счет структурных изменений в болиде (например, полностью пересмотреть концепцию подвески или прохождения воздушных потоков вдоль машины), но тут мы переходим к главному.
Во-первых, нет никаких гарантий, что революционные перемены в шасси дадут результат – не исключено, что для достижения стабильности придется пойти на какие-то компромиссы (например, при определенных условиях машина станет медленнее). Во-вторых, отчаянные шаги потребуются только в том случае, если с техникой перестанет справляться сам Ферстаппен. Но зачем что-то менять, пока Макс дает результат или просит сделать машину быстрее в ущерб ее управляемости?
Это и есть кризис. Макс стал благословением и проклятием «Ред Булл». До тех пор, пока недостатки в поведении RB21 не станут фундаментальными для самого Макса – они будут признаваться несущественными и не будут исправляться, если для этого потребуется вкладывать огромное количество ресурсов (начиная от временных и заканчивая финансовыми).

Вообще, похоже, решить все задачи только силами инженерной бригады очень сложно – и полагаю, что команде стало бы намного проще с привлечением опытного и быстрого пилота, способного давать качественную обратную связь. Того, кто мог бы стать для инженеров точкой опоры, чьи отзывы стали бы базовыми в развитии машины, кто убедил бы конструкторов в необходимости перемен в структуре болида.
И все прекрасно понимают, что «Ред Булл» вряд ли озаботится таким вопросом.
Техническая работа Переса командой не слишком ценилась: его предпочтения шли вразрез с видением инженеров, а авторитета не хватало, чтобы настоять на правильности собственного подхода – в любом случае, переделка машины была бы дорогостоящим занятием. С Цунодой, кажется, ничего не сработает вовсе (Юки – отличный гонщик, но очень слабый технарь) – не совсем понятно, что японец даст «Ред Булл» в случае его прихода на место Лоусона. Да, не исключено, что Цунода окажется невероятно способным парнем, которому будет под силу делать с машиной то же, что делает Ферстаппен. Но если нет? Может быть, потенциальным сменщикам Лоусона сейчас безопаснее оставаться в «Рейсинг Буллз»?
«Ред Булл» в ловушке – команда полностью положилась на талант нидерландского гонщика и тем самым подвергает опасности собственное будущее. Ведь Ферстаппен в один далеко не прекрасный момент может посчитать, что с него хватит: убежит в «Мерседес» и оставит Милтон-Кейнс с кучей накопившихся проблем и необходимостью полностью пересматривать концепцию машины и начинать все заново.
Катастрофы еще нет, но она очень близко.
Фото: East News/Eric Alonso / DPPI Media / DPPI via AFP; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Ben Radford/ALLSPORT; Eric Alonso/Keystone Press Agency/Global Look Press
Автор Дмитрий Федотов