«ПСЖ» и «Интер Майами» сыграют на лучшем стадионе в мире. Там крыша-цветок, 670 кафе и хип-хоп традиции

«Интер Майами» и «ПСЖ» сыграют в воскресенье на одном из самых впечатляющих стадионов планеты – «Мерседес-Бенц Арене» в Атланте.

Арена на 71 тысячу зрителей обошлась в 1,6 миллиарда долларов и выглядит как строение из 22 века — с раздвижной крышей-цветком, тысячами экранов и сотнями кафе. Обычно здесь играют «Атланта Фэлконс» из НФЛ и «Атланта Юнайтед» Алексея Миранчука из МЛС.

У «Атланты» из НФЛ и МЛС – один стадион и владелец. Он вкладывает деньги в больницы и океанариум, а после смерти его состояние уйдет на благотворительность

Владелец «Атланты» Артур Бланк – соучредитель The Home Depot, мирового гиганта, продающего стройматериалы и инструменты (понятные аналоги – Leroy Merlin, OBI или «Петрович»).

Артур Бланк и его партнер Берни Маркус начинали поход за гигантским богатством как топ-менеджеры похожей компании Handy Dan: они управляли 30 магазинами товаров для дома на юге США. Из-за внутрикорпоративной борьбы Бланка и Маркуса уволили.

В 1979-м мужчины (Бланку уже было 35, а Маркусу – почти 50) взяли деньги у инвесторов и открыли два строительных магазина в Атланте. Через два года

The Home Depot вышла на биржу – акции компании оценили в 4 миллиона долларов.

Сейчас она стоит 360 миллиардов и входит в топ-10 крупнейших работодателей Америки (460 тысяч сотрудников), а Артур Бланк и Берни Маркус с инвесторами уже давно миллиардеры (обоим за 80).

Бланк и Маркус родились в штате Нью-Джерси, но так и не стали перевозить штаб-квартиру корпорации из Атланты. Бизнесмены зарабатывают деньги по всей Америке и вкладывают их в Джорджию: занимались детскими больницами, построили в Атланте крупнейший океанариум Западного полушария и подписались под «Клятвой дарения», пообещав после смерти отдать более 50% состояния на благотворительность. Так же сделали и Илон Маск, Уоррен Баффет, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и Владимир Потанин. Но Бланк и Маркус – первые.

Самое крупное вложение Артура Бланка – в спорт Атланты. В 2002-м он купил команду НФЛ «Атланта Фэлконс» – за 545 миллионов долларов. До Бланка «Фэлконс» не были фаворитами лиги. Однажды сыграли в Супербоуле в 1998-м, но обычно даже не попадали в плей-офф.

Бланк сразу сказал, что хочет сделать команду, которая выиграет Супербоул, и шесть лет перестраивал систему управления клубом (а параллельно пытался забрать еще и бейсбольную команду «Атланта Брэйвс» – неудачно). К концу нулевых собрался стабильный участник плей-офф (до 2017-го играли почти каждый год). Супербоул «Фэлконс» все еще не выиграли, и вряд ли скоро получится: «Атланта» не выходит в плей-офф с 2017-го.

Когда заполучить бейсбольную команду не получилось, Бланк создал футбольную – для сына, который фанатеет от соккера. В 2008 году он купил место на драфте расширения МЛС, но отозвал заявку.

Футбольной команде требовался новый стадион, а местные власти не так сильно влюбились в соккер. Тогда «Фэлконс» играли на олимпийском стадионе Georgia Dome, в городе были команды НХЛ, НБА и МЛБ. Зачем выделять деньги на стадион для какого-то соккера, который только возродился и никому не нужен?

Через пять лет ситуация изменилась. Команда Бланка по амфуту – в топе НФЛ, хоккейная «Атланта Трэшерс» уехала в Виннипег, а Бланк нанял архитектурное бюро, чтобы спроектировать новый стадион, способный принять Супербоул.

После нескольких лет переговоров мэрия, руководство штата, клуб и МЛС договорились. Для строительства снесли старый стадион, церковь и колледж (его перенесли в другое место), а МЛС получила новую команду.

Босс МЛС Дон Гарбер считал Атланту ключевым регионом для роста на юго-востоке страны: большая часть команд МЛС на тот момент – из Калифорнии, Техаса, Среднего Запада и на северо-востоке; в Джорджии, Флориде и Каролине – никого. Он очень надеялся на новые команды в Атланте, Орландо и Майами.

Так что «Атланта Юнайтед» с первого матча играет на фантастической арене.

Стадион «Атланты» проектировали в стиле римского Пантеона: у него уникальная раздвижная крыша

«Мерседес-Бенц Арена» поражает даже на картинках.

Снаружи стадион выглядит как музей современного искусства – огромный светло-серый прямоугольник с треугольными деталями, которые сверху напоминают металлический цветок или огромную шестеренку.

Его придумало агентство НОК, среди проектов которого: «Метлайф», самый большой стадион Нью-Йорка, где пройдет финал ЧМ-2026; центр Дохи; район Мшейреб и Марина в Дубае. «Мерседес-Бенц Арену» они разрабатывали под черновым названием «Пантеон». Все из-за раздвигающейся крыши, которая изнутри напоминает дизайн великого Пантеона.

Крыша – отдельная боль и гордость Атланты. Прежде ни на одном американском топ-стадионе не делали выдвижную крышу: слишком дорого и сложно.

Артур Бланк настоял, что крыша должна раздвигаться. Летом в Атланте жарко. Так что крыша нужнее для защиты даже не от дождя, а от солнца. Когда на улице +30, внутри стадиона примерно на 10 градусов меньше.

HOK придумали такое решение: крыша – 8 лепестков по 67 метров, которые вместе весят 4000 тонн. Кажется, что при закрытии крыши эти гигантские лепестки вращаются – и закрывают поле металлической полупрозрачной сеткой. На самом деле они просто очень быстро двигаются по 16 направляющим.

Правда, в первый год крыша не работала: вода капала на некоторые участки поля, ремонтировать неполадки пришлось почти год.

Сейчас все в порядке, крыша открывается за 8 минут и закрывается за 7.

«Мерседес-Бенц Арена» – очень технологичная. Огромное табло в стиле «Краснодара», 2400 экранов, 1800 точек Wi-Fi

Внутри стадиона очень светло. И дело не в полупрозрачной крыше. На каркас стен натянули панели из полимера ETFE (те же решения – «Альянц Арена» в Мюнхене, US Bank Stadium в Миннесоте и много где еще), который действительно делает жизнь внутри стадиона чуть ярче.

На арене нет бумажных плакатов и рекламы – только огромные экраны.

Главный – прямо под крышей. Его видно из любой точки стадиона, потому что это огромная 360-градусная LED-панель площадью 5800 квадратных метров. По стилю – как на стадионе «Краснодара», расположение – немного другое. На «Мерседес-Бенц Арене» экран не прямо над трибунами, а над полем.

Табло включают за час до старта – показывают болельщиков, статистику, медиаактивности и много рекламы.

Это один из самых больших дисплеев в мире. Если развернуть его и выпрямить, он окажется выше всех зданий в Атланте, а по всем США выше только 9 зданий.

Всего на арене более 2400 экранов и 1800 точек Wi-Fi: 1000 для зрителей, 800 – для кафе, ресторанов и остальных помещений. Пропускная способность – 80 гигабит в секунду. Так что укрыться от интернета и экранов с рекламой не получится.

На стадионе 670 кафе местных компаний. Пиво и чизбургер стоят по 5 долларов, кола – 2

Важная деталь 70-тысячного стадиона – возможность качественно провести время до и после матча. Это не обычные ларьки с хот-догами и газировкой (хотя без них тоже никуда). Внутри «Мерседес-Бенц Арены» – только местные компании, объединенные названием Best of Atlanta: мороженое Bruster’s Real Ice Cream, сладости Snackology 101 Market и Sublime Doughnuts, хот-доги Delia’s Chicken Sausage, ребрышки Fox Bros. Bar-B-Q и Jim ‘N Nick’s, попкорн Miss D’s Popcorn.

Еще «Кока-Кола» – ее штаб-квартира тоже в Джорджии. Бургеры от Chick-fil-A и The Varsity – никакого «Макдональдса», только местные бренды. Кстати, Chick-fil-A с основания в 1946-м не работает по воскресеньям и не делает исключений даже для стадиона – неважно, есть матч или нет.

На стадионе 670 точек продаж, так что найти можно все что угодно. Не только начос, пиццу и бургеры, но и морепродукты, жареный рис, вино и даже крепкий алкоголь.

Цены на базовые позиции – очень низкие. Напиток – 2 доллара, пиво – 5, чизбургер – 5, баскет крыльев с картошкой фри – 6. Дешевый кейтеринг = заработок на объеме продаж.

Даже топовые рестораны на стадионе не завышают цены, как это обычно бывает на вокзалах, в аэропортах или на спортивных мероприятиях. Еда в Атланте официально самая дешевая во всем американском спорте. Цены объявили за год до открытия стадиона, а через два года после запуска цены на шесть позиций в меню вообще понизили!

Среди 670 точек не потеряешься. Во-первых, между трибунами можно перемещаться не только по обычным коридорам, но и по пешеходным мостам с видом на город. Можно и сократить дорогу, и посмотреть на Атланту через гигантское окно прямо над трибунами.

Если все-таки потеряетесь, поможет чат-бот Ask Arthur, названный в честь владельца «Фэлконс» и «Юнайтед» Артура Бланка – он быстро роется в базе данных и помогает ответить на любой вопрос.

Стадион помог сформировать уникальное комьюнити. Раньше Атланту считали ужасным для спорта городом, а теперь это столица чернокожей футбольной культуры США

Ультрасовременный стадион, огромный выбор доступной еды, красивые экраны и окна, две команды – казалось, в Атланте есть все условия для спортивного бума.

Вот только еще в 2012-м ESPN называла Атланту худшим спортивным городом Америки. Она служила антипримером: низкая посещаемость, ужасная поддержка болельщиков, ленивый спортивный город, никто не знает, когда играют «Фэлконс». Такие стереотипы окружали город даже в начале 2010-х.

«Когда я взялся за работу, слышал четкое негативное предупреждение, – рассказывал экс-президент «Атланты Юнайтед» Даррен Илз, который также работал в «Тоттенхэме». – Все говорили, что Атланта – хороший, но вообще не спортивный город. Они потеряли «Атланту Трэшерс» и вообще все хоккейные команды, которые здесь были. Если пойдешь на местный матч против «Чикаго Буллз», «Грин-Бэй Пэкерс» или «Бостон Ред Сокс» – весь стадион будет в фанатах соперников. И неважно, в каком виде спорта».

И тут оказалось, что в Атланте спало футбольное комьюнити.

Еще до первого матча у команды без логотипа и названия появилось фанатское объединение Terminus Legion. За первую неделю собрали 500 сторонников, к первому матчу – 4 тысячи.

Послами команды стали рэперы Waka Flocka Flame и 2 Chainz, на «Атланту» приходили (и сразу начинали болеть) 21 Savage, Big Boi из группы Outkast и Лудакрис.

Сингл рэпера из Атланты Арчи Эверсола 2002 года We Ready играется в начале каждого домашнего матча «Атланты Юнайтед».

«Я не знал, что в Атланте так много фанатов соккера. Думаю, никто не знал, – говорил он. – Этот город любит все новое, и я надеюсь, что посещаемость стадиона не упадет после первых туров. Когда в Атланте появляется новый клуб, он интересен людям пару месяцев или лет, но затем все хотят чего-то еще».

Что-то еще – победы и стиль.

«Атланта» внедрила красивые традиции, создающие особую локальную культуру.

На стадионе установили «Золотой рельс», в который после каждого матча выбранный голосованием игрок вбивает золотой гвоздь – так подчеркивают железнодорожную идентичность. Ведь Атланта – центр ж/д-дорог юго-востока.

Джерси «Атланты» – вдохновлены хип-хопом. В 2023-м третий комплект посвятили графити и рэпу 90-х.

Так вокруг «Атланты» образовалась новая для США культура: именно здесь молодые темнокожие американцы начали фанатеть не от НБА или НФЛ, а от футбола.

Главная фан-группа «Атланты Юнайтед» напрямую вдохновлена хип-хопом. Она называется Footie Mob – в честь группы Goodie Mob.

«Три главных экспортных символа Атланты – Coca Cola, авиакомпания Delta и группа OutKast, – говорит основатель Footie Mob Кертис Дженкинс. – Я не знаю, высокомерно ли с нашей стороны так думать, но эй, стадион Атланты должен звучать как Атланта, чтобы слепой знал: «Я на стадионе «Мерседес-Бенц».

Похоже, у «Атланты» получилось. В первом же сезоне-2017 клуб дважды побил рекорд посещаемости МЛС – больше 70 тысяч человек. Оказалось, что в Америке ходят не только на НФЛ, но и на соккер. Правда, сейчас рекорд посещаемости – у стадиона «Роуз Боул» в Пасадене. На дерби «Лос-Анджелес» – «Лос-Анджелес Гэлакси в 2023-м пришли 82 110 зрителей.

В 2018-м «Атланта» выиграла чемпионат и закрепилась среди лидеров по посещаемости. В 2024-м на ее матчи приходили в среднем 39 тысяч человек. Примерно как на «Ювентус» и «Галатасарай» с «Фенербахче».

Фото: Gettyimages.ru/Todd Kirkland, Mitchell Leff, Brandon Bell, Kevin C. Cox, Michael Chang, Logan Riely; mercedesbenzstadium/Brent Hofacker; /East News/USA TODAY Network/Sipa USA/East News, David J. Griffin/Icon Sportswire, Bob Andres/Atlanta Journal-Constitution via AP, David Klein/Sportimage/Cal Sport Media

Ярослав Сусов