После скандала на матче «Зенита» в Грозном непонятно: в Чечне правда нельзя раздеваться по торс? Мы все узнали

Головин поговорил с докторами наук и исламоведами.

Фанаты «Зенита» обвинили клуб в переобувании. Все потому, что конфликт из-за голых торсов не закончился на стадионе в Грозном. После матча Сергей Семак и гендиректор «Зенита» Александр Медведев не поддержали своих болельщиков.

Семак: «Нужно уважать и чтить традиции. Надо искать компромисс. Здесь это воспринимается так. В других городах – иначе. Думаю, что не все знали».

Медведев: «В Чечне такой традиции нет, более того, она исключена. Надо изучать и уважать традиции принимающей стороны».

На Sports.ru обе новости в сумме набрали под 1000 комментариев. Общий смысл самых заплюсованных: прогнулись, почему же чеченцы не чтят традиции Москвы и Питера.

Вчера с заявлением выступило главное официальное фанатское объединение Петербурга «Ландскрона», которое и написало про переобувание боссов: «Респект всем выездюкам за этот вояж. Спасибо всем, кто справлялся о ситуации и выражал поддержку, чего, кстати, не скажешь про клуб, который предпочел переобуться со своих любимых правил безопасности на сторону новых традиций, которых раньше то ли не было, то ли они были не так важны».

Чтобы выяснить, действительно ли в Чечне есть запрет на публичное оголение, как к нему относятся местные и должны ли его соблюдать приезжие, Александр Головин позвонил людям, которые знают про ислам все.

Дмитрий Микульский, доктор исторических наук, исламовед, сотрудник института Востоковедения РАН

– Дело тут не только в традициях ислама, сколько в обычаях кавказских горцев. Насколько я знаю, публично оголяться у них не принято. Спортивная форма [например, в боях] – это совсем другое дело. Но фанаты, которые оголились по пояс, – они ведь не спортсмены. Они просто болельщики. С точки зрения жителей Грозного, это неприлично. Вот и получился конфликт.

Местные нравы и правда надо уважать. Нам же не нравится, когда в Москве кавказские ребята стреляют на свадьбах? Мы говорим, чтобы уважали наши обычаи. Мы тоже их обычаи должны уважать.

– Это писаное правило? 

– Про Коран не скажу, а вот в преданиях и сочинениях мусульманских богословов-правоведов такая традиция зафиксирована.

– Какое наказание предусмотрено на ее нарушение? 

– В традиционном исламе за это могли выпороть.

Сергей Абашин, историк, этнолог, доктор исторических наук, профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге

– Могу не знать специфику Чечни и Северного Кавказа, но вообще в мусульманской культуре публичное оголение (в том числе мужское) действительно не приветствуется. Не то что бы на это есть строгие запреты, но считается не очень приличным. Говорю за те культуры, которые знаю, – я специалист по Средней Азии.

– Запрет на оголение где-то закреплен?  

– В Коране точно ничего не написано. Но есть еще Хадисы – предания о словах и действиях пророка. Вполне возможно, что в этих Хадисах есть указания или запреты. При этом Хадисы не являются строго обязательным требованием для мусульман. Это пожелания, они приветствуют какое-то определенное поведение, другое – не приветствуют. Вот оголение именно не приветствуется, но не является запретным.

– То есть за это нельзя избивать и убивать?

– Это точно нельзя – и нигде не написано. Максимум – предъявляется вопрос за неприличное поведение. К тому же надо понимать, что Хадисы и Коран обращены к мусульманам. К немусульманам не обращены. Поэтому история с футболом – не про мусульманские нормы, а про преувеличенное понимание приличий и неприличий.

– То есть туристу даже в арабских странах необязательно надевать закрытую одежду? 

– Есть страны вроде Саудовской Аравии и Ирана, в которых от вас ожидают, что вы наденете платок, если мы про женщин. Но если иностранная гражданка не наденет его, ее не арестуют и ничего не сделают. Это вопрос культуры поведения в обществе и общественного ожидания. Конечно, всегда найдутся фанатики и экстремисты, но в целом государство и общество не будут воспринимать это как строгое нарушение.

Григорий Шведов, журналист, главный редактор интернет-издания «Кавказский узел»

– Могу сказать определенно: ислам регламентирует определенный формат обнажения, который не приветствуется. Не процитирую конкретный Хадис, но форма запрета «от пупа и до колен» действительно существует. Причем колени тоже должны быть прикрыты.

– Какое наказание следует за нарушение? 

– Детально это не регламентировано. Наказания за прелюбодеяние и воровство описаны в шариате, но про обнажение там речи нет. Что до традиций – адатa (свод традиционных обычаев исламских народов – Sports.ru), то оттуда мне также неизвестно о наказаниях. Оголение просто не приветствуется. Предполагаю, что наиболее уместным было бы порицание. Но в современной Чечне порицание поставлено на поток пропагандистской машиной, унижающей людей через медиа.

Чрезмерное обнажение мужчин – не самая актуальная проблема Чечни, она в первую очередь относится к чужакам. Местные так вести себя не будут.

И разговоры о нравственности в Чечне связаны больше не с исламом, а с представлениями о традициях. С одной стороны, традиции – адаты, в большей мере ушли в прошлое, с другой – к ним апеллируют в тот момент, когда это выгодно: «А давайте, женщины будут носить платки юбки выше колен» или «Давайте не пускать в школы детей без платков». Так что на футболе случился микс из запретов, которые описывает Коран и вайнахские представления о том, что можно, а чего – нельзя.

– Вы сказали про запрет от пупа до колен, но у фанатов был оголен только торс – верхняя часть. 

– По фотографиям видно, что пупок тоже торчал. Но это все попытки привязать ситуацию к каким-то стандартам. Адат вообще часто вспоминают, когда надо найти хорошее объяснение, чтобы сказать: «А у нас тут нравственность, мы за нравственность». И начинают вспоминать о правилах.

Плюс в Грозном людей согнали на стадион по разнарядке – «Кавказский узел» регулярно пишет, как в Чечне используют административный ресурс, чтобы сгонять псевдоболельщиков (про принудительное посещение стадиона в Грозном можно почитать здесь и здесь). Тут еще их провоцируют. У людей развивается здоровое чувство злости: «Нас согнали на футбол, так еще приезжие массово ведут себя неуважительно».

Здесь и ислам, и адат – вторичны. Первично – обостренное чувство собственного достоинства чеченских мужчин. Они вынуждены ходить на футбол, смотреть как команда проигрывает, а их еще пытаются унизить. Все это вызывает бурную неприязнь.

– Но это же лицемерие. Глава республики спокойно смотрит ММА, где все борются в трусах. 

– У Кадырова все особое. Всем запрещено носить определенную бороду и всех за нее задерживают, Рамзан Кадыров ее носит.

Имеет значение публичность: в одном месте столько людей ведут себя непристойно. В чеченских соцсетях потом писали [про бои]: «Cмотрят наши женщины, дети…». Хотя это подразогретая тема. Да, может кто-то в республике и озабочен вопросами нравственности, но не до такой степени.

– В других исламских регионах России такое тяжело представить? 

– Есть разные уровни. Существует уровень официоза, использования властью этой темы, чтобы саму себя легитимировать. Чечня – регион, в котором через традиции власти управляют обществом более эффективно. Там традиции используют для запугивания и просто физических расправ. Вы в курсе, что в Чечне под видом традиций людей выгоняли из сел, в которых они прожили всю жизнь, объясняя, что сход решил, что все родственники боевиков и террористов должны уехать? Подобных примеров немало. Традиции – это инструмент управления. И этот уровень не сопоставим ни с Кабардино-Балкарией, ни с Дагестаном.

На другом уровне – реальное отношение обычных людей к традициям. К нормам поведения, к таким процедурам, как свадьба, похороны. Я бы считал гораздо более традиционной частью вайнахов –  ингушeй.

– Что делать фанатам «Зенита» в следующий раз, когда они приедут в Грозный и захотят оголиться? 

– Фанаты из нашей православной культуры наверняка знают выражение про чужой монастырь, в который со своим уставом не ходят. Чечня и целый ряд сильно исламизированных территорий – это чужой монастырь. Не чужая страна. Чечня за последние несколько лет очень сильно развила идею своей инаковости: мы приглашаем туристов, но не забудьте про то, что алкоголь не приветствуется, ограничен в продаже, а местных жителей за его употребление мы задерживаем и заставляем извиняться в эфире республиканского ТВ.

Поэтому любому болельщику надо понимать, что на этой территории раздевания будут восприняты негативно. Не думаю, что приезжим болельщикам грозят пытки или бессудные казни – те практики, которые не являются уникальными для Чечни. Если подключатся главные ревнители нравственности, кадыровцы, то максимум – задержание за нарушение общественного порядка. А минимум – потасовка, драка.

Все просто: у вас есть традиция оголяться, а у них – преследовать людей, которые так делают.

Мурад Мусаев, доктор юридических наук, адвокат (защищал в суде Егора Жукова, убийц Анны Политковской и полковника Юрий Буданова, представлял интересы школьниц, которым запретили приходить в школу в хиджабе, и обвиняемого в подготовке теракта против Рамзана Кадырова)

Попросил ответить на вопросы письменно 

– Официального запрета на «раздевание» в Чеченской Республике, конечно, нет. Однако у чеченцев считается неприличным прилюдное, особенно в присутствии дам, оголение торса. Шорты также не приветствуются.

С точки зрения ислама мужчине запрещено демонстрировать часть тела от колен до линии пупка (т.н. аурат). Однако ислам – пусть и главный, но не единственный источник правил поведения в чеченском обществе, включая дресс-код. К примеру, вы никогда не увидите на улицах чеченских городов или сел мужчин в шортах, пусть бы и ниже колена, или с голым торсом, пусть бы и выше пупка. В спортзалах или на море – возможно, но не в обществе. Так уж повелось.

Надо сказать, что приезжим в этом отношении положена скидка, и случаи претензий к туристам или просто гостям в связи с их неподобающим внешним видом столь редки, что не стоят упоминания. Обычно их просят прикрыться только при посещении мечетей.

Случай на футбольном матче в Грозном – событие исключительное. Во-первых, раздевание здесь было воспринято как демонстративный жест, как провокация, а во-вторых, стадион – это всегда место накала страстей, и небольшой искры бывает достаточно для того, чтобы вспыхнуло пламя.

Я думаю, это событие заслуживает не больше внимания, чем любой из тысяч похожих инцидентов на футбольных стадионах мира. Его не стоит драматизировать.

Однако каждый может вынести из случившегося урок: кто-то может научиться уважению традиций места пребывания, а кто-то – терпимости.

Алексей Малашенко, доктор исторических наук, исламовед, политолог, эксперт Московского Центра Карнеги

– Я не знаю про такую традицию в Чечне. Мало ли у кого какие традиции. Приедут итальянцы играть, они что, будут на чеченские традиции смотреть, что ли? Нет, конечно. Это футбол. Я считаю, что был явный перебор.

Традиции – личное дело каждого. Хочу – соблюдаю чьи-то традиции. Если закона нет – могу не соблюдать. Мне это напоминает, что в 60-х годах в СССР было запрещено ходить в шортах. Как-то приехал пароход с итальянцами – они все были в шортах. И всех забрали в милицию, случился скандал.

Заранее договариваетесь. Приехали ребята, вы скажите, что того нельзя и это нельзя. Устраивать кипиш – несолидно. Берите и распространяйте бумагу с запретами. Или что, когда я куда-то еду, я должен знать все традиции? Почему кто-то должен знать?

– Но когда наши женщины приезжают в Саудовскую Аравию, они надевают платок. 

– Это общеизвестно. Но их никто не обязывал. Нет такого закона. Просто они знают об этом. Как вот при входе в мечеть надо ботинки снимать. Если не снял – это хамство. Но там написано об этом, и все знают.

– То есть вы считаете, что если нет закона, то можно не соблюдать? 

– Считаю, что вся ситуация высосана из пальца. Не хотите проблем – предупреждайте.