Пеле и Сталлоне под музыку Шостаковича играют с нацистами в футбол. «Победа» – самый странный спортивный фильм в истории

Фильмы про футбол в большинстве своем, к сожалению, довольно посредственны. Этому даже можно найти объяснение: футбол настолько популярен, что фильму про него даже не нужно быть особенно качественным, чтобы заработать денег в прокате. Особенно, если позвать в фильм на камео или даже небольшие роли самих футболистов, которые помимо всего прочего являются планетарными звездами. Такие люди одним своим присутствием рекламируют фильм весьма и весьма неплохо. Вследствие всего этого сами фильмы про футбол смотреть и анализировать довольно скучно. Но, как всегда, есть одно исключение.

Фильм «Победа» 1981 года привлекает внимание уже своим постером. Да, здесь главные роли играют Сталлоне и Пеле. Кажется, это очередная история про то, как известные люди неожиданным образом оказались в одном месте. Ну, казалось бы, и что? Если кого и взять из футболистов на роль для привлечения внимания в 80-х, то именно Пеле. Он к тому моменту уже закончил карьеру, хотя даже в ее конце не стеснялся откровенно торговать именем в «Нью-Йорк Космос». Так что если взглянуть на рейтинг 6,6, который присвоили фильму и IMDb, и КиноПоиск, то можно подумать, что это очередной боевичок со Сталлоне, в который на этот раз позвали ещё одну звезду. Похуже «Рэмбо 4», но уж точно лучше «Рэмбо 3». Что ж, «Победа» способна удивить гораздо больше, чем кажется.

Режиссер фильма, где Сталлоне побеждает нацистов в футбол – классик американского кино. Это как если бы Коппола снял «Форсаж 10»

Джон Хьюстон – главный режиссёр США 40-х годов. При этом вы могли даже не слышать это имя, если не занимались в киношколе или не изучали историю кино. Самый известный фильм Джона – «Мальтийский сокол», который входит во все списки лучших фильмов в истории и сравнивается чуть ли не с «Гражданином Кейном» по влиянию на весь кинематограф. У Джона есть 2 премии Оскар. Причём получил он их еще в тот момент, когда Американская Киноакадемия реально желала отметить особые достижения в искусстве, а не просто навариться на хайпе. Номинаций, кстати, гораздо больше – аж 15 штук. Человек был в свое время настолько крут, что умудрялся номинироваться в качестве и на лучший адаптированный, и на лучший оригинальный сценарий в один год за разные фильмы. Хотя почему в свое время? Джон Хьюстон умер в 1987 году, а последняя номинация на «Оскар» в категории «Лучший режиссёр» случилась в 1986 году. Он правда держал режиссерскую форму на протяжении пяти десятилетий, мелькая в списках лучших за год и в 40-х, и в 50-х, и в 60-х, и в 70-х, и, как мы уже поняли, в 80-х. Ну настоящий классик, заслуживающий не просто чести и памяти, но даже называться одним из лучших в профессии. Остался только один вопрос: как он попал в этот проект?

Думаю, не стоит объяснять, что это очень странное решение. Джон – специалист по сценариям и фильмам «для критиков», который снимал арт-хаус еще в ту эпоху, когда большинство фильмов были авторским арт-хаусом. Совсем не похоже на фильм про футбол с приглашенной звездой в лице Пеле и главной звездой в лице Сталлоне. Конечно, можно найти объяснение и такому. Прежде всего – деньги. Может быть, мы не можем со стопроцентной точностью утверждать, что это не сыграло роли. Но прямых указаний на это нет, а других версий в голову не приходит. Хотя даже не так важно, как это произошло. Факт остается фактом – настоящий художник, автор не одного шедевра снял массовое кино. И это найдет отражение в самом фильме.

«Победа» – не только спортивный, но и военный фильм

Майор фон Штайнер

Вам противопоказано смотреть данную киноленту, если вы хотите какой-то исторической точности. Действие фильма происходит в нацистском лагере военнопленных во время Второй мировой войны. Но при этом в лучших традициях какого-нибудь «Т-34» эти самые военнопленные чувствуют себя более чем хорошо. Не санаторий, конечно, но никто и не заставляет пленных работать во славу Третьего рейха, их нормально кормят, что видно по самим пленным, а под подполье, как кажется, выделено целое здание (!). В фильме, кстати, показаны пленные с Восточного фронта, которые выглядят гораздо правдоподобнее. Но это лишь добавляет контраста со всеми остальными персонажами.

С таким фактом исторической неточности связана одна гомерически смешная вещь. Сталлоне ради роли похудел на 40 фунтов, примерно 18 кг. Объяснил актер это вот так: «Военнопленный не должен выглядеть как олимпийский тяжеловес». Ну, Слай в фильме все равно выглядит вот так:

Но знаете, все выше перечисленное даже не имеет по сути значения. У меня нет особых проблем с тем, что в фильме, где нацистов побеждают в футбол Пеле и Сталлоне, есть исторические неточности. Проблема в другом: в нелогичности и непоследовательности. Хьюстон начинает фильм с жестокой сцены расстрела пытавшегося сбежать пленного. При этом расстрел случается на месте, безо всякого суда и следствия. Сцена хорошая, задает тон всему фильму и сразу дает понять, с чем будут бороться герои. Но! После этого за весь фильм не просто ни разу не проявляется прямой угрозы со стороны нацистов. Это хотя бы можно объяснить ненужностью, мол, зачем обозначивать угрозу по несколько раз, она же уже обозначена. В середине фильма герой Сталлоне сам бежит из лагеря и потом из-за череды обстоятельств возвращается туда. Разница между ним и бедолагой из начала только в том, что тому не удалось сбежать, а Сталлоне удалось. Но нет, Сталлоне не расстреливают, его просто сажают в карцер. То есть фильм не просто противоречит себе, а откровенно бредит, если в столь похожих ситуациях, обе из которых акцентированно и ярко показаны, случаются разные исходы. А ведь такие несостыковки очень бьют по степени веры происходящему. Кстати, о происходящем; перейдём к описанию сюжета.

Он средней степени запутанности. Ну, есть, значит, лагерь военнопленных. И случилось так, что туда попал игрок сборной Англии и «Вест Хэма» Колби (его сыграл Майкл Кейн). А в немецком офицерском составе лагеря есть бывший игрок сборной Германии, в годы войны ставший майором фон Штайнер. Слово за слово, и они договариваются о футбольном товарищеском матче между немецкими военными и командой, составленной из пленных. Причём именно договариваются, они общаются абсолютно на равных, фон Штайнер даже искренне уважает Колби. А тот в свою очередь подходит к делу со всей ответственностью, набирая команду из лучших футболистов со всего лагеря. В их числе оказывается Льюис – персонаж, сыгранный Пеле. Кстати, прямо тут воздам должную почесть «королю футбола» – на экране он смотрится очень даже неплохо. Он не деревянный, хотя эмоциональности несколько не хватает. Пеле даже доверили, по сути, самую главную реплику в фильме (об этом позже). В общем, ожидания от актерской игры футболиста были гораздо хуже.

А еще в лагере есть представитель Канады – Хэтч. Его сыграл сам он – Сталлоне. Хэтч пытается попасть в команду к Колби, но его не берут игроком – он явно недостаточно талантлив. Что ж, Хэтч не растерялся и устроился в команду врачом. Колби и команде предлагают бежать, справедливо указывая на то, что матч станет лишь частью нацистской пропаганды. Футболист отказывается, полагая, что побег не удастся и команду расстреляют. Тем временем Хэтч начинает себя неплохо показывать на воротах.

При этом параллельно организовывается его побег из лагеря, Хэтчу помогают сбежать, но с условием: в Париже, где договорились проводить матч, он должен связаться с силами Сопротивления. Хэтч благополучно сбегает из лагеря, прикинувшись французским электриком, встречается с тем самым Сопротивлением, которое отправляет его обратно в лагерь. Почему? Потому что Хэтч должен рассказать о плане побега команде, то есть он герой, а не дурак, как могло показаться предложением выше. План побега в следующем: вырыть в гостевой раздевалке тоннель и сбежать туда в перерыве матча. Правда, происходит то, что выше уже было упомянуто: Хэтча сажают в карцер, и команда не может с ним связаться. Происходит ещё один подвиг: вратарь команды специально ломает руку, чтобы на его место взяли Хэтча и под предлогом безвыходности ситуации освободили и дали тренироваться с командой.

План работает, Хэтч едет на матч. Там, конечно же, рефери судит в пользу немцев, не свистит их нарушения и т.д. Да и сам Хэтч – никакущий вратарь, из-за чего команда крупно проигрывает. Первый тайм заканчивается со счётом 4-1 в пользу немцев.

Здесь происходит эмоциональная кульминация. Команда должна была бежать в перерыве, и они уже забираются в тоннель, как вдруг случается следующее: Льюис (то бишь Пеле), травмированный в первом тайме, говорит, что надо вернуться в игру и утверждает, что сам будет играть. Команда соглашается, в том числе и Сталлоне.

Конечно, у них получается закамбэчить. Итоговый счет на табло 4-4, причем один из голов пленных не засчитан. Так и получается та самая «победа», как говорится у нас, «народная», когда счет на табло не соответствует действительности, хотя все всё понимают. Свой момент славы получил и Хэтч. Сталлоне изначально хотел забить решающий гол, но он ведь вратарь, такое вряд ли возможно (хотя казалось бы, кино). Но нет, вместо этого он отбивает пенальти немцев в самом конце матча. После финального свистка зрители с трибун выбегают на поле с криками «Победа!», помогая команде в конце концов сбежать. Титры.

Сюжет перед вашими глазами. Не вызывает ли он у вас некоторое недоумение? Да, довольно странно, что, по сути, два раза главный герой возвращается в лапы врага ради футбола. Ведь освобождение из нацистского плена – главная цель, которая вообще может быть во время войны. Но, кажется, в этом и есть посыл фильма. Неужели «Победа» – это…

Фильм-высказывание? Попытка снять настоящее произведение искусства с посылом?

Взгляните на этот кадр. Это самый главный кадр всей киноленты. Он – ключ понимания того, что пытался сказать режиссер.

Фон Штайнер единственный из всех офицеров-немцев радуется голу, который вообще-то забил соперник. Почему? Видимо, потому что он – бывший футболист. Он оценил красоту игры и чисто спортивную составляющую.

Мы уже узнали, что в фильме играют на главных ролях Майкл Кейн и Сталлоне. Фон Штайнер сыгран Максом фон Сюдовым. Ну, как бы, всё. Это все профессиональные актеры, которые снялись в фильме на заметных ролях. Остальные заметные роли исполнены футболистами. Да, не только Пеле. В «Победе» еще есть Бобби Мур, бельгийская легенда Поль ван Химст, многие другие футболисты. В частности, игроки «Ипсвича», который тогда был на ходу и брал даже Кубок УЕФА. Зачем? Понятное дело, что Пеле или даже Бобби Мур могут привлечь большое число зрителей. Но кто знает, например, Сёрена Линдстеда? Датский игрок, игравший на родине и в Нидерландах, снявшийся в фильме. Он точно не привлечёт зрителей в кинотеатры.

Нет, похоже у Хьюстона был авторский замысел в приглашении футболистов на роли. Кажется, Джон преследовал цель снять фильм, провозглашающий идею объединения людей посредством спорта, а именно футбола. Поэтому на роли были приглашены футболисты, в данном случае – «агенты», которые своей игрой каждую неделю привлекают к экранам болельщиков со всех концов света, тем самым делая мир более единым. Поэтому фон Штайнер, будучи нацистом (а значит почти априори злодеем), способен проявлять хорошие качества. Ведь он – человек, близкий к спорту. Даже во время Второй мировой войны матч, который казался выставочным пропагандистским, способен объединить силы света, союзников в борьбе против зла еще больше. Ведь в футбольной команде не только англичане, но и бразильцы, аргентинцы, бельгийцы, датчане и т.д.

Мысль светлая, даже интересная и заслуживающая огласки. Но, кажется, Джон не совсем понял, какой фильм снимал. Ведь изначально «Победа» – все еще фильм, где Сталлоне побеждает нацистов. То есть люди шли на сеансы, ожидая слегка абсурдного развлечения. А получили фильм-высказывание, где на титрах играет «Ленинградская» симфония Шостаковича – символ победы над нацистами. Тогда это, наверное, фильм для критиков? Да тоже нет. Решение позвать на роли футболистов хоть и красивое, но все же очень бьет по качеству самой актерской игры. Ладно Пеле смотрится нормально, но тот же Бобби Мур – абсолютно деревянный (и мы даже не можем его за это осуждать!). А то, что футболисты на ролях не так уж и много говорят, вообще вызывает вопрос о целесообразности такого решения в итоге. Ну да, в этом решении есть смысл, но стоило ли оно того, если 90% реплик отданы не им, а Сталлоне и Кейну?

Это вкупе с поломанной мотивацией не дает фильму провернуть главное – убедить зрителя в том, что героям и правда два раза надо отказаться от спасения в пользу матча. Если бы это получилось, фильм даже претендовал бы на статус культовости. А так «Победа» пытается усидеть на двух стульях сразу. Но у фильма не получилось ни стать снискать признания критиков, ни заработать в прокате (сборы равны производственному бюджету). Зато «Победа» принадлежит к редчайшей категории – массовые фильмы, которые были загублены авторскими идеями. Такое встречается очень не часто, наоборот, массовые фильмы обвиняют в полном отсутствии авторских идей и за это ругают. Поэтому «Победа» очень интересна в контексте всего кино, да и в контексте футбола тоже. Это и правда самый странный спортивный фильм в истории.