Пасхальные яйца Карла Фаберже

 Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца. По известным причинам декоративные яйца фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России. Всего известно о создании 71 пасхального яйца. Мастерскими Фаберже было сделано 54 пасхальных яйца для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-1894 годах преподнес своей жене 10 пасхальных яиц. Николай II в 1894-1917 годах заказал 44 пасхальных яйца для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне. Семь пасхальных яиц было создано для Л.Ф.Кельха, владельца нескольких золотых рудников в Сибири.

Если вас заинтересует более подробное описание всех предоставленных здесь пасхальных яиц, то кликнув на активные ссылки названий, вы узнаете историю их создания, из каких драгоценных металлов и камней они были сделаны.

Как устроены яйца Фаберже вы можете посмотреть в этом ролике.

Приятного просмотра!

Коллекция пасхальных яиц Фаберже «Четыре сезона»

Уникальная коллекция включает в себя 4 драгоценных яйца, символизирующих четыре времени года — для каждого выбран свой драгоценный камень и цветовое решение.

Александра Трусова,  яйцо «Лето»; Алина Загитова, яйцо «Осень»; Анна Щербакова, яйцо «Зима», Алена Косторная, яйцо «Весна»

Каждое из яиц имеет прямую связь с определенным временем года — весной, летом, осенью, и зимой. Изделия высотой 10 сантиметров и шириной 7 сантиметров выполнены из золота разных оттенков и инкрустированы множеством драгоценных камней.

Для яйца, воплощающего весенний сезон, были выбраны изумруды и турмалины параиба цвета «электрик», отдельные акценты расставлены с помощью бриллиантов — всего 6068 камней общим весом 168 карат.

«Летнее» яйцо вышло очень ярким и красочным благодаря сочетанию разноцветных сапфиров (синих, желтых, розовых, голубых) и бесцветных бриллиантов. На создание драгоценности ушло 6372 камня общим весом 133 карата.

Яйцо «Осень» навевает воспоминания о темно-алой с желтыми всполохами листве деревьев, осеннем дожде и золотых закатах. Для инкрустации использованы глубокого цвета рубины, нежно-голубые сапфиры и тонкие дорожки бриллиантов — всего 5587 камней.

«Зимнее» яйцо сверкает 1660 «ледяными» бриллиантами и дополнительно украшено светло-голубыми аквамаринами в форме ромбов и капель. Всего использовано 6720 камней общим весом 124 карата.

Еще одной особенностью коллекции является то, что каждое яйцо имеет секрет — верхняя часть откидывается, и изделие превращается в шкатулку с миниатюрной подставкой для кольца. При взгляде на творения знаменитого бренда, пожалуй, не так уж легко будет с уверенностью сказать, что перед нами  ювелирное изделие, предмет для украшения интерьера или великолепная упаковка для драгоценного подарка, стоимость которой этот подарок может легко превзойти?

Яйцо «Память Азова» было создано в 1891 году для императора Александра III и подарено на Пасху его супруге, императрице Марии Фёдоровне.

На этом броненосном корабле, построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая – фанатика в городе Оцу и чудом остался жив, получив несколько ран. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

Елизавета Туктамышева 

Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами было создано в 1897 году по заказу императора Николая II, который подарил его на Пасху своей матери, императрице Марии Фёдоровне. Это одно из пропавших ювелирных яиц Фаберже, в настоящий момент его местонахождение неизвестно. Однако в коллекции Виктора Вексельбега находится его сюрприз — рамка с 3 миниатюрами в виде сердца.

При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зелёной эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей.

В каждом лепестке располагается миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном — император Николай II, во втором — его супруга императрица Александра Фёдоровна, в третьем — великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укреплённых на основании.

Анастасия Тараканова 

Яйцо «Ландыши» было создано в 1898 году для императрицы Александры Фёдоровны.

Сюрпризом яйца являются миниатюрные портреты трех самых дорогих Александре Федоровне людей – обожаемого супруга и двух старших дочерей: Ольги (род. 1895) и Татьяны (род. 1897). Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости датским миниатюристом Иоганном Цейнграфом, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. Верхний медальон венчает корона, украшенная россыпью бриллиантов огранки «роза» и рубином в форме кабошона.

Рика Кихира 

 

 

Пасхальное яйцо «Весенние цветы» изготовлено около 1899 года. Существует мнение, что яйцо было подарено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне кем-то из её близких родственников. Мастер – Михаил Перхин.

Внутри яйца помещён сюрприз в виде миниатюрной вынимающейся корзинки с подснежниками, лепестки которых изготовлены из халцедона, а пестики из демантоидов. Этот сюрприз очень похож на корзинку с цветами, размещённую в «Зимнем» яйце, изготовленном в 1913 году.

Станислава Константинова 

Яйцо «Петушок» создано в 1900 году по заказу императора Николая II в качестве подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Сюрпризом яйца является петушок с рубиновыми глазами, способный петь, раскрывать клюв и махать крыльями. Движение обеспечивается заводным механизмом. Петушок появляется из-под верхней ажурной крышки изделия либо с наступлением каждого нового часа, либо при нажатии упомянутой выше кнопки.

Станислава Константинова

Пасхальное яйцо-часы «Шантклер Кельха » было было изготовлено в 1904 году по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха. Яйцо предназначалось как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх-Базановой. Мастер – Михаил Перхин.

Серафима Саханович 

 

Яйцо «Павлин»  было создано в 1908 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху. Мастера – Генрих Вигстрем, Дорофеев.

Механический павлин может сниматься с ветвей. После завода и размещения на плоской поверхности, он начинает гордо поворачивать голову и время от времени распускать хвост.

Елизавета Туктамышева 

Пасхальное яйцо «Лавровое деревоe« известное также как «Апельсиновое дерево», было изготовлено в 1911 году по заказу Николая II в качестве подарка его матери Марии Фёдоровне.

Сюрпризом яйца «Лавровое дерево» является механическая певчая птичка, движение которой обеспечивается заводным механизмом. Птичка появляется из-под верхней ажурной крышки изделия — среди ветвей и листьев скрыты замочная скважина и крошечный рычаг, при нажатии на который открывается шарнирная круглая вершина дерева и появляется сюрприз. Маленькая птичка начинает петь, вертясь в разные стороны, хлопая крылышками, поворачивая головку и открывая костяной клювик. Когда пение заканчивается, она исчезает.

Елизавета Туктамышева 

Пасхальное яйцо »Зимнее» было изготовлено в 1913 году по заказу Николая II в качестве подарка для своей матери Марии Фёдоровны. Мастер – Альберт Холмстрём, дизайн – Альма Тереза Пиль. Это яйцо было самым дорогим из императорских яиц, за «Зимнее» яйцо фирме Фаберже было выплачено 24 600 рублей.

Сюрприз представляет собой платиновую решётчатую корзинку с двумя ручками, украшенную розовыми алмазами. В корзинке размещается букет подснежников. Каждый цветок реалистично вырезан из цельного белого кварца с золотым проводом в виде стебля и тычинок, листья изящно вырезаны из нефрита, а их середины — из зелёного кварца. На основании корзины выгравировано «Фаберже 1913».

Елизавета Нугуманова 

Ледяное яйцо Нобеля было изготовлено фирмой Карла Фаберже в 1913 или 1914 году для нефтепромышленника Эммануила Нобеля. Мастер – Алма Пил.  С виду простая форма этого ювелирного изделия обманчива. Само покрытие из эмали уникально: сочетание чередующихся слоев серебряной, белой и прозрачной эмали, каждый из которых отдельно окрашен и гравирован, имитируя заиндевевшую ледяную поверхность, которая мерцает, создавая впечатление морозного зимнего утра. Сама шкатулка-яйцо сделана из платины, а края открывающихся створок украшены маленькими жемчужинами. Внутри яйца помещёны часы-кулон, напоминающие снежинку. Их корпус тоже сделан из платины. Имеет детали из горного хрусталя и алмазов, составляющих ледяные узоры, которые немного прикрывают циферблат.

Елизавета Туктамышева 

Пасхальное яйцо «Березовое» было изготовлено в 1917 году по заказу Николая II, который планировал подарить его своей матери Марии Фёдоровне. Яйцо не было подарено. Мастер – Генрих Вигстрем. Стоимость 12500 рублей.

Сюрпризом был утраченный миниатюрный механический слон, сделанный из золота, серебра, алмазов и эмали. В настоящее время сохранился только миниатюрный ключ для завода слона.

Елизавета Туктамышева

 P.S. Если вас заинтересовала история великого мастера и судьба ювелирных изделий его дома, то рекомендую к просмотру этот фильм.

АвторPirouette