Он построил «Стэмфорд Бридж», «Энфилд» и «Олд Траффорд». Погибли 25 человек
История главного футбольного архитектора.
В 1879 году королева Виктория проехалась по новому железнодорожному мосту через реку Тэй в Шотландии. Это был самый длинный мост в мире – королеве настолько понравилось сооружение, что она посвятила инженера Томаса Буча в рыцари. Никто еще не знал, что в том же году мост обрушится и унесет с собой поезд с 75 пассажирами, а сэр Томас Буч так и не оправится от чувства вины и умрет от сердечного приступа через несколько месяцев после завершения расследования. Говорили, что он ушел из жизни сломленным человеком.
Такая же судьба могла ожидать шотландского архитектора Арчибальда Литча. Он начинал с проектирования фабрик, а когда взялся за футбольный стадион – случилась трагедия. Но Литч справился с давлением и стал главным футбольным архитектором довоенной Британии.
С 1899 по 1939 годы он частично или полностью спроектировал около 40 британских стадионов, сформировав собственный узнаваемый почерк. Как правило, это доминирующее здание главной трибуны с наклонной крышей, характерным фронтоном и перекрестными стальными балюстрадами. Индустриальное прошлое архитектора угадывалось в красном кирпичном фасаде в викторианском стиле. Главный упор, особенно в его ранних работах, делался не на эстетическую привлекательность, а на функциональность. И это работало.
Литч фанател от «Рейнджерс», поэтому спроектировал «Айброкс» бесплатно. В 1902 там обрушилась трибуна – погибли люди
Арчибальд Литч родился в 1865 году в Глазго, который тогда называли «Второй город Империи». Он был четвертым из шести детей кузнеца, но это не помешало ему получить образование в гимназии и колледже. Поработав некоторое время чертежником, Арчи отправился в трехлетнее путешествие по миру. Работа привела его в Индию и на Цейлон (Шри-Ланка), где он проектировал чайные фабрики.
В 1896-м Литч открыл в Глазго собственную архитектурную практику. Изначально он занимался фабриками и заводами, но вскоре получил предложение мечты – спроектировать стадион для любимых «Рейнджерс». Архитектор считал это большой честью, поэтому сделал всю работу бесплатно.
На рубеже XIX и XX столетия создать крупный футбольный стадион было очень сложно. В отличие от фабрик, которые существовали десятилетия, многотысячные стадионы только зарождались. Первое время болельщики просто собирались вокруг полей. У архитекторов не было примеров правильного проектирования трибун.
«В лучшем случае можно было подсмотреть дизайн у театров и мюзик-холлов. Что-то почерпнуть из Колизея и других классических руин. Но в основном все держалось на геометрических расчетах и надеждах, что все получится. В случае с Литчем они не сработали», – говорит биограф шотландца, историк футбольной архитектуры Саймон Инглис.
40-тысячный «Айброкс» открыли 30 декабря 1899 года. Спустя пару лет вместимость за счет стоячих трибун расширили почти вдвое. 5 апреля 1902 года обновленный 75-тысячник принимал матч Домашнего чемпионата Великобритании (старейший международный турнир, проводился с 1884 по 1984 год). Играли Шотландия и Англия – стадион был забит под завязку.
Фото: Рухнувшая трибуна «Айброкса» – 25 погибших, 517 раненых
Все произошло на глазах Арчибальда Литча, который присутствовал на стадионе. Еще утром того дня в газете Glasgow Evening Times писали о нем в восторженных тонах: «Мистер Литч – молодой человек, но он выполнил работу, которая была бы заслугой самого выдающегося инженера. Нигде во Вселенной нет спортивной арены такого масштаба». Несколько часов спустя все эти слова не имели никакого значения. Вместе с трибуной «Айброкса» рухнул весь мир подающего надежды архитектора. Карьера Литча могла закончиться, едва начавшись.
Для осмотра трибуны пригласили архитектора из Глазго Джона Гордона. Он пришел к выводу, что 17 балок были сделаны из некачественной желтой сосны, которую гораздо легче сломать, чем более крепкую красную. Каким-то образом Литчу удалось избежать наказания, хотя многие считали виновным именно его, а не обвиненного следствием поставщика древесины Александра МакДугалла. «Были свидетельства, что Литч одобрил использование желтой сосны для выполнения работ», – пишет Саймон Инглис. В итоге сочувствующее жюри присяжных оправдало торговца.
Литч избежал уголовного преследования, но ему все еще грозила потеря карьеры. Тогда он написал письмо в «Рейнджерс» и попросил не нанимать конкурента, а позволить ему самому заменить трибуну: «Если вы уволите меня – это будет означать, что я виновен. Едва ли нужно говорить, какие невыразимые страдания принес мне этот несчастный случай. Безусловно, я самый несчастный из очевидцев трагедии». По словам Инглиса, Литч был харизматичным человеком и хорошим продавцом. Он хотел очистить репутацию во что бы то ни стало.
Шотландец вернулся к чертежной доске и начал работать над безопасностью стоячих мест. Теперь это были не просто деревянные перекрытия – они поддерживались твердыми земляными опорами. Появились проходы, более безопасные ступени и запатентованные Литчем стальные барьеры для болельщиков. Почти весь XX век стоячие трибуны или террасы были частью британской футбольной культуры. Литч заложил стандарты проектирования таких трибун, которые использовались десятки лет после его смерти.
В начале XX века в Глазго находились три крупнейших стадиона мира. Литч приложил руку ко всем
Первыми новые идеи шотландского архитектора применили в Лондоне. В 1905 году он спроектировал «Стэмфорд Бридж» и «Крэйвен Коттедж» по всем последним требованиям безопасности. Официально арены существовали и раньше, но не были предназначены для футбола.
«Стэмфорд» был легкоатлетическим стадионом, на котором периодически проводились собачьи бега. Когда пришла идея с футболом, старый стадион снесли и построили новый по проекту Арчибальда Литча. Сначала «Стэмфорд» предложили «Фулхэму», но не договорились по цене аренды. Тогда владельцы стадиона создали собственный клуб – «Челси».
Фото: «Стэмфорд Бридж» с классической наклонной крышей Литча
«Фулхэм» остался в «Коттедже» еще и потому, что в том же году там хорошо потрудился Литч. До этого старейший лондонский клуб сменил уже 10 полей, поэтому очередной переезд не входил в их планы. Проблема была в том, что стадион имел ужасный газон, неудобные трибуны и вообще предназначался для игры в крокет.
Шотландец сделал все в своем стиле: грандиозная главная трибуна, которая теперь носит имя капитана «Фулхэма» и сборной Англии Джонни Хэйнса, фасад из красного кирпича, декоративный фронтон с надписью Fulham Football Club. Это фирменный стиль Литча – мало кому, кроме «дачников», удалось сохранить его до наших дней. Знаменитый коттедж в углу стадиона, который использовали для клубного офиса и раздевалок, архитектор соорудил в последний момент.
Фото: Трибуна Джонни Хэйнса
Фото: Фасад трибуны Джонни Хэйнса
Фото: Достопримечательность «Крэйвен Коттедж» – Павильон (коттедж) в углу стадиона
Тесные раздевалки «Фулхэма» в Англии ругали все. По одной версии, в начале XX века они вообще не были обязательными. По другой, Литч просто забыл про них и построил постфактум. Сегодня коттедж и трибуна с более чем столетней историей объявлены памятником архитектуры. Показательно, что когда в 2002 году «Фулхэм» из-за давления Премьер-лиги переехал на «Лофтус Роуд», фанаты взбунтовались и в знак протеста посещали только выездные игры. Клубу пришлось вложить 8 млн фунтов в капитальный ремонт и вернуться на родной «Коттедж».
В 1903 году по проекту Арчибальда Литча открылся национальный стадион Шотландии «Хэмпден Парк». Вместе с «Айброкс Парком» и «Селтик Парком», в строительстве которых тоже поучаствовал Литч, это были три крупнейших стадиона мира – и все в Глазго. Они постоянно соревновались между собой за проведение денежных финалов Кубка Шотландии и матчей сборной, поэтому вместимость стоячих трибун постоянно увеличивалась. К 1914 году совокупно они могли принять 200 000 человек. А уже в 1937-м один только «Хэмпден Парк» собрал рекордные 149 415 зрителей, пришедших посмотреть на очередную встречу Шотландии и Англии.
Литч постоянно реконструировал и улучшал любимый «Айброкс». Именно он создал знаменитый фасад главной трибуны из красного кирпича. Фасад и реконструированная трибуна сохранились до наших дней и находятся под охраной государства как памятник архитектуры.
Литч создал все главные стадионы Великобритании, но «Уэмбли» ему не доверили
Примерно в 1909 году, когда экономика Глазго была в упадке, архитектор с семьей перебрался в Ливерпуль, который переживал инженерный и транспортный бум. Местный «Энфилд» практически не менялся с тех пор, как на нем играл «Эвертон» (1884-1891). После завоевания второго титула «Ливерпуль» в 1906 году пригласил Литча, чтобы он освежил дизайн и внешний вид стадиона.
Шотландец построил новый фасад, с каждой стороны установив большие входные ворота, но главное – соорудил основную трибуну с крышей и огромную стоячую трибуну, которая вскоре станет широко известна как «Спайон Коп». Это название ей дал спортивный обозреватель Эрнест Эдвардс – в честь одноименного холма в ЮАР, где в 1900 году произошло сражение между англичанами и бурами (погибло более 300 человек, многие из Ливерпуля). Десятки лет эта трибуна будет устрашающе нависать над соперниками.
Потренировавшись на шотландских суперстадионах и редизайне «Энфилда», Литч начал строить знаковые арены в Англии. В первую очередь речь о стадионах, которые в будущем назовут «Театр мечты» и «Дом футбола».
После победы в чемпионате и Кубке Англии-1909 владелец «Ман Юнайтед» Джон Генри Дейвис, ранее спасший клуб от банкротства и подаривший ему нынешние цвета и название, выделил 60 тысяч фунтов на строительство 80-тысячного «Олд Траффорд». В те времена средний трансфер за игрока не превышал тысячи фунтов, поэтому клуб некоторое время называли «Денежные мешки Юнайтед». Стадион оправдал ожидания, один из присутствовавших на матче открытия журналистов описал его так: «Самое красивое, просторное и поразительное место, которое я когда-либо видел. Как футбольному стадиону ему нет равных в мире, это честь для Манчестера. Пока команда играет в таком месте, она будет способна на чудеса».
В 1913 году, спустя три года после открытия «Олд Траффорд», Литч сделал домашнюю арену «Арсеналу». Лондонцы не имели своего стадиона 27 лет. Для строительства «Хайбери» клуб арендовал землю у колледжа Святого Иоанна. Условия были просты: не играть в период религиозных праздников и не продавать алкоголь. Требования не продержались и года, а в 1925 году клуб выкупил землю у колледжа за 64 тысячи фунтов и место стало полноценным «Домом футбола». После этого стадион дважды серьезно перестраивали, а теперь он стал реальным домом для сотен жильцов.
С началом Первой мировой войны Литч с семьей переехал в Лондон. Несмотря на множество успешных проектов, шотландский архитектор даже не рассматривался для работы над «Уэмбли». «Он не был частью элиты. Ответственные за это люди даже не посмотрели бы на его работы», – говорит Саймон Инглис. В 1923 году «Уэмбли» (первоначальное название «Эмпайр Стэдиум») с помпой открывал Король Великобритании Георг V. Арену построили к выставке Британской империи за космические 750 000 фунтов стерлингов. Причем изначально стадион планировали разрушить сразу после выставки, но затем передумали.
Фото: Финал Кубка Англии-1923 на «Уэмбли» вызвал небывалый ажиотаж. Пришло от 200 до 300 тысяч зрителей, поэтому многим не хватило мест.
Литчу «Уэмбли» не понравился. Еще со времен проектирования заводов и фабрик он привык строить дешево и функционально. Это нравилось бюджетным клубам, поэтому бизнес постоянно рос. Инглис видит еще несколько причин успеха Литча: «Он был отличным продавцом и явно любил футбол. В некоторых клубах Литчу помогало то, что он был активным масоном (религиозно-этическое движение, в которое входило множество влиятельных людей – Sports.ru). Но главное, в то время было очень мало именно футбольных архитекторов. Литч загнал рынок в угол и в нем видели человека, которому можно безопасно доверить работу».
Вместо «Уэмбли» Литч в 1925 году работал на другом важном для Англии стадионе – «Твикенхэме». Здесь он построил Северную трибуну. Сегодня это важное место для регби, крупнейший в мире регбийный стадион (82 000) и дом сборной Англии.
Спустя три года Литч спроектировал еще один масштабный проект – 100-тысячный «Вест Хэм Стэдиум» для невероятно популярных тогда собачьих забегов и трековых мотогонок. Стадион назвали в честь одноименного округа и он не имел никакого отношения к футбольному «Вест Хэму», который играл на «Болейн Граунд».
Но арена все же имеет футбольную историю. Гонки и забеги проходили по будням, поэтому стадион простаивал на выходных. С целью дополнительного дохода построившая арену группа бизнесменов создала ФК «Темза». Амбициозный проект быстро провалился, так как проиграл конкуренцию за зрителя соседним «Чарльтону», «Ориенту», «Миллуоллу» и «Вест Хэму». Клуб просуществовал всего два сезона, побарахтался на последнем месте и запомнился самой низкой посещаемостью в истории Футбольной лиги. На один из матчей в декабре 1930 года пришло 469 человек, тогда как стадион мог вместить уже 120 тысяч. Сама арена просуществовала до 1972 года.
Были и нереализованные идеи. После долгих споров боссы «Ньюкасла» не приняли план двухъярусной трибуны для «Сент Джеймс Парка». Вот как он выглядел.
В 1924 году Литч создал возможно главный шедевр в карьере – трибуну «Тринити Роуд» в «Вилла Парк». Фасад из фирменного красного кирпича, итальянская мозаика из сусального золота, голландские фронтоны, витражи, а также башни-павильоны, обрамляющие центральную лестницу. Эта работа показала: при сотрудничестве с прогрессивными заказчиками Литч может давать что-то по настоящему уникальное. Заказчиком был амбициозный председатель клуба Фредерик Райндер, вошедший в историю как «Великий старик «Астон Виллы».
Трибуна считалась одной из самых грандиозных в Великобритании, поэтому ее открывал лично герцог Йоркский, будущий король Георг VI. Обычно застенчивый герцог казался очень впечатленным и удивленно признавался Райндеру: «Понятия не имел, что существует столь хорошо оборудованное место, посвященное футболу». В 1960 году журналист Sunday Times назвал трибуну футбольным Сент-Панкрасом (лондонский вокзал, яркий пример английской неоготической архитектуры – Sports.ru).
Итоговые затраты на «Тринити Роуд» в 89 тысяч фунтов взбесили директоров «Астон Виллы» (самый дорогой игрок в Англии стоил тогда 5 тысяч), они вынудили Райндера уйти в отставку. Спустя 11 лет, в 1936 году, 78-летний Райндер вернулся в клуб и к плану реконструкции стадиона, когда «Вилла» впервые вылетела во Второй дивизион. Через два года Литч и Райндер ушли из жизни, но архитектор оставил бизнес сыну. Культовая трибуна «Холт Энд» на «Вилла Парк» достраивалась по проекту Литча, но уже под руководством Арчибальда Литча-младшего. Последний заказ компании Archibald Leitch & Partners датируется 1955-м. В следующем году Литч-младший ушел на пенсию.
Литч не был звездой. Газеты не писали некрологов после его смерти, а трагедия на «Хиллсборо» убила стоячие трибуны архитектора
Трибуну «Тринити Роуд», по мнению многих – лучшую работу Литча, снесли в 2000 году. Новую трибуну открывал принц Чарльз, внук Георга VI, .
Фото: Фасад снесенной трибуны «Виллы Парк» и сохранившийся фасад «Айброкса»
Снесли большую часть работ Литча. Во многом это связано с «Докладом Тейлора» – документом, который содержал причины трагедии на «Хиллсборо» и рекомендации по безопасности на спортивных мероприятиях. Клубы высших дивизионов Англии и Шотландии переоборудовали террасы в сидячие трибуны, а некоторые стадионы даже пришлось снести. Если одна катастрофа в апреле 1902 года побудила Литча пересмотреть проектирование стоячих трибун, то другая трагедия в апреле 1989-го положила всему этому конец.
Так исчезли знаменитые стоячие трибуны Литча, атмосферу которых невозможно воссоздать на современных аренах. «Коп» на «Энфилде», «Стретфорд Энд» на «Олд Траффорд», «Холт Энд» на «Вилла Парк» – раньше там стояли, теперь там сидят. Последняя терраса Литча была снесена вместе со стадионом «Солтергейт». Инглис спас два барьера и теперь их можно увидеть в Национальном музее футбола в Манчестере и музее шотландского футбола в «Хэмпден Парке».
Фото стоячей трибуны на «Солтергейте»
Фото стоячего «Копа» на «Энфилде»
Литч жил несколько лет в Ливерпуле и в городе его помнят. Под главной трибуной «Энфилда» до сих пор остается бетонное основание трибуны, построенной в 1906 году. По другую сторону парка Стэнли, где находится «Гудисон Парк», пока еще сохранились две другие трибуны Литча – «Булленс-Роуд» (1926) и «Гвладис-Стрит» (1938). Но как только будет готов новый стадион «Эвертона», старый пойдет под снос.
«Эвертон» часто отдает дань уважения архитектору, который спроектировал большую часть «Гудисона». На выездной форме сезона-2016/17 была подпись Литча, а в новом сезоне Сигурдссон и Ришарлисон будут играть в футболке с дизайном характерного стального каркаса «Булленс Роуд».
Фотоколлаж трибуны «Булленс Роуд» и новой формы «Эвертона»
Клуб не забудет Литча даже после переезда. В память о шотландском архитекторе новый стадион «Эвертона» будет иметь кирпичное основание.
Удивительно, но при жизни архитектор не получал таких почестей. Арчибальд Литч умер ровно 80 лет назад и об этом не сообщали в газетах. В архитектурных журналах написали только одну краткую заметку. Она появилась в журнале Института инженеров-механиков, членом которого был Литч. Его упомянули как «инженера-консультанта и архитектора заводов». Никаких подробностей о самих заводах и тем более стадионах. Саймон Инглис объясняет это так: «Тогда футбольные архитекторы не рассматривались как фигуры истеблишмента. Просто был не тот уровень освещения в прессе, как сегодня».
Но даже спустя век наследие шотландца живет. Основными сохранившимися памятниками архитектуры Литча остаются «Крэйвен Коттедж» и фасад главной трибуны «Айброкса». Кроме того, его работы по-прежнему можно увидеть на домашних стадионах «Портсмута», «Шеффилда Уэнсдей», «Кристал Пэлас», «Данди» и «Абердина». Совсем недавно снесли «Уайт Харт Лейн», с 1909 по 1934 годы Литч построил для «Тоттенхэма» четыре трибуны.
Фото: Работник раздает воду на стадионе «Уайт Харт Лейн», 1913 год
О значимости шотландца говорят два факта. В 1927 году 16 из 22 клубов первого дивизиона Англии играли на стадионах, частично или полностью спроектированных Литчем. Спустя сорок лет его влияние ощущалось все также мощно: шесть из восьми стадионов на ЧМ-1966. Такого внушительного доминирования в британском спорте не было ни у одной архитектурной фирмы – ни до Литча, ни после.