Nike создала шикарные формы для женской НБА, но расизм нашли и здесь

в майках в честь летчиц-ветеранов Второй мировой

Не учили историю.

В 2017 году Nike стал официальным экипировщиком НБА – с тех пор компания ежегодно выпускает для каждой команды по 1-2 новых альтернативных формы. В этом сезоне все вышло очень грустно, вторично и серо, причем в прямом смысле – для большинства новых маек выбрали бледные, тусклые оттенки.

Кажется, теперь мы знаем, почему так вышло с НБА: всю свою фантазию дизайнеры Nike бросили на формы для женской НБА. В честь 25-летия лиги всем 12 командам:

• обновили основные комплекты;

• пошили форму из более технологичных материалов;

• наконец-то проконсультировались с игроками, чтобы создать удобный крой;

• и (самое обсуждаемое в мире спортивной моды) добавили уникальную третью расцветку.

Как и полагается юбилейной форме, в комплектах – отсылки к истории города. Линейку назвали «Rebel» – «бунтарь», а точнее «бунтарка». Задумано так, что каждая альтернативная расцветка рассказывает о женщинах-первопроходцах в американской истории и культуре. Правда, не всегда задумка работает.

«Атланта Дрим»

Шрифт на стандартных (красная и белая) формах вдохновлен плакатами на маршах Движения за гражданские права, Атланта – место рождения Мартина Лютера Кинга. Альтернативный комплект – в честь богатой музыкальной индустрии города. Градиентные полоски на боках символизируют дорожки на виниловых пластинках, а переливающиеся логотипы – их золотой и платиновый статус.

«Вашингтон Мистикс»

У обычных форм будет «гранитный» узор в честь архитектуры города (так же делали «Уизардс», получилось неудачно, потому что текстура камня была незаметной), зато синий комплект выглядит мощно: винтажный извилистый паттерн, напоминающий баскетбольные формы из 1970-х, на бежевой линии – строки из Девятнадцатой поправки к Конституции США, которая дала право голоса 26 миллионам женщин.

«Индиана Фивер»

«Фивер» вернули белый комплект, которого не было с 2015-го, сделали основные цвета более аккуратными, а в третьей форме – настоящий взрыв: она выполнена в айдентике сериала «Очень странные дела» (Stranger Things), действие которого происходит в Индиане. Самая бунтарская из бунтарских форм.

Кстати, уже не первый раз клуб из Индианы обращается к экрану за вдохновением для формы: «Индиана Пэйсерс» несколько лет играли в форме в честь баскетбольной команды из фильма «Хузьерс».

«Коннектикут Сан»

Узоры на воротнике и рукавах – дань уважения индейскому племени мохеганов, населявших территорию, которая позднее стала северо-востоком США от Бостона до Лонг-Айленда. Больше всего это племя ассоциируется как раз с Коннектикутом. Название штата на мохеганском означает «длинная приливная река», а Keesusk (на синей форме) – «солнце».

«Лас-Вегас Эйсес»

Естественно, форма для клуба из Вегаса вдохновлена игральными картами. Черно-золотая – конкретно тузом.

«Лос-Анджелес Спаркс»

«Спаркс» наконец-то вернули классический дизайн формы, который перешел к ним от «собрата» из НБА – «Лейкерс». Отличие от классики – название города на груди, а не прозвище клуба. Тот же «Лос-Анджелес» – на третьей форме. Как и ЛАЛ, «Спаркс» все больше используют черный цвет в своей айдентике. Звездочки на боках должны смотреться эффектно.

«Миннесота Линкс»

«Миннесота» тоже имеет единый дизайн с мужской командой, причем основные формы «Линкс» и «Вулвз» теперь почти неотличимы. Альтернативный комплект – в честь клуба First Avenue, одной из самых культовых музыкальных площадок США. Даже звездочки, если присмотреться, присутствуют.

«Нью-Йорк Либерти»

Как и всегда, центральным элементом новых форм «Либерти» становится факел самой знаменитой женщины-символа Америки – Статуи свободы, давшей клубу его прозвище. Бирюзово-голубой цвет, естественно, тоже в честь статуи. Но кроме свободы (Liberty) третий комплект теперь отмечает и равенство (Equality).

«Сиэтл Сторм»

Черная форма «Сиэтла» рассказывает историю города как центра либеральной политической культуры США. Серая полоса на майках – подобие перевязи, которая была одним из символов движения суфражисток. Логотип и номер – в стиле трафаретного граффити.

«Финикс Меркьюри»

Классный пустынный градиент на фиолетово-оранжевой форме – и невнятная третья джерси. Она должна быть посвящена «Икс-фактору» – прозвищу болельщиков команды. Видимо, кроме пустыни в Аризоне больше не нашлось никаких отсылок. Недостаточно «бунтарский» регион?

«Чикаго Скай»

Полосы на черных и белых майках основаны на истории полосатых форм у команд города и на текстиле для женского делового костюма. Сами полоски состоят из маленьких вертикальных и горизонтальных полосочек, похожих на сетку кварталов Чикаго. Узор битого стекла на синей форме – преодоленные на пути к цели препятствия. Символы не очень убедительные, зато формы стильные.

«Даллас Уингс»

Наконец, форма «Далласа». В обычной не считывается ничего. Напротив, в альтернативной самые внимательные увидели слишком многое.

И вот об этой форме цвета хаки со звездой посередине давайте поговорим подробнее.

Форма в честь женской службы пилотов времен Второй мировой

Военная тематика сразу проглядывается в этой форме. Идейное вдохновение – Женская служба пилотов ВВС США (Women Airforce Service Pilots, WASP), визуальное – истребитель Кертисс P-40 «Уорхок», который производился в Техасе и был одним из основных воздушных судов, которые испытывали летчицы WASP.

Во Вторую мировой в США была нехватка летчиков. Женщины-пилоты, которых еще совсем недавно даже в гражданскую авиацию не пускали, потребовались в тылу.

В сентябре 1942 года были организованы Женская вспомогательная транспортная эскадрилья (WAFS), занимавшаяся транспортировкой самолетов с завода на аэродромы, и 319-й женский отряд летной подготовки (WFTD), тестировавший воздушные суда.

В 1943 году WAFS и WFTD объединили в Женскую службу пилотов. В отличие от знаменитых советских «Ночных ведьм», женщины в воздушных войсках других стран не вылетали на боевые задания. Тем не менее, подобные тыловые службы очень важны для авиации – летчицы проводили испытания боевых и транспортных машин, проводили подготовку и транспортировку пилотов-бойцов и боеприпасов, освобождали от этой работы мужчин, которые могли отправляться на фронт.

Несмотря на это, американские летчицы все еще считались частью гражданской, а не военной авиации. Им платили лишь 2/3 от стандартной зарплаты, их работу саботировали коллеги-мужчины, не брали на работу никого старше 35 лет из-за страха перед менопаузой. Летчицам приходилось самостоятельно оплачивать форму, переезд до авиабазы, проживание, питание, а также похороны – на этой опасной работе погибло 38 участниц программы. И даже никаких воинских почестей им оказано не было.

Спустя год после образования Женской службы Конгресс США рассматривал вопрос о переводе WASP в статус вспомогательных войск, но отказал летчицам в этом, а Комитет по госслужбе посчитал расходы на программу необоснованными. Уже в конце 1944-го Женскую службу закрыли.

Звание ветеранов войны было присвоено летчицам программы только в 1977 году.

Достойные и не получившие признания в свое время первопроходцы.

Так что же не так с формой «Далласа»?

Меньшее зло – звезда в центре. Это опознавательный знак ВВС США, который использовался до мая 1942 года, после чего был заменен на более известный теперь символ: белую звезду без красного кружка (чтобы не ассоциироваться с японским флагом) на темно-синем фоне. В общем, хронологический ляп – на форме «Уингс» оказался старый знак, под которым женщины-пилоты вообще не летали.

Но под огни публичной критики дизайнеры и менеджеры Nike и WNBA попали по другой причине.

В WASP приняли 1830 летчиц.

Ноль из них были темнокожими.

Не потому, что афроамериканки в 1940-е не умели или не хотели управлять самолетами: просто всем, у кого был темный цвет кожи, было отказано при попытках записаться в программу. В том числе Дженет Хармон Брэгг, первой афроамериканке с коммерческой лицензией пилтота, или Милдред Хеммонс Картер, которая также пыталась вступить в знаменитую группу чернокожих летчиков «Пилоты Таскиги», но не была принята уже по причине своего пола.

Из-за Второй мировой нехватка кадров ощущалась не только в авиации, но и в спорте. Многие баскетболисты НБЛ, главной лиги того времени, ушли на фронт. Чтобы не приостанавливать турнир, клубы НБЛ приняли решение о десегрегации и начали подписывать темнокожих игроков. В сезоне-1943/44 расового барьера в баскетболе не было – центровой Уи Уилли Смит играл в «Кливленде». В это же время в Женской службе пилотов такой барьер был.

Афроамериканкам в WASP отказывали безо всяких выдуманных причин: просто официально не брали из-за цвета кожи. Во Вторую мировую в военных силах США была расовая сегрегация, которую отменили только в 1948 году, но Женская служба пилотов выделялась: в ней вообще не было подразделений для темнокожих.

Как пытались замять проблему

Конечно, женская НБА не могла сохранить эту форму после поднятой шумихи.

В лиге – 80% темнокожих. Спортсменки были на передовой BLM, добились продажи команды, которой владела республиканка-противница этого движения, обращали внимание на полицейское насилие и несправедливые суды над темнокожими. У женской НБА нет таких доходов и таких корпоративных тормозов, которые сдерживают игроков НБА, НФЛ и других мужских лиг, а потому ЖНБА стала флагманом политизированности спорта США. Баскетбол, особенно профессиональный, и без того вид спорта с самым большим перевесом демократов над республиканцами в аудитории, а женскую НБА консервативная публика вообще на дух не переносит, как и наоборот.

Nike тут же убрала милитари-майки из своих магазинов, пропал «Даллас» и из анонса новых форм на официальном сайте WNBA, словно в лиге не 12 клубов, а на один меньше. Для игр и полок магазинов пообещали вскоре разработать новый комплект. И да – атрибутику женской НБА действительно покупают.

Nike выпустила пресс-релиз, в котором очень нелепо оправдывалась: форму отозвали, потому что «компания недавно узнала об истории программы WASP».

Вот только не нужно быть профессором истории, чтобы понять, кто служил в WASP. Достаточно одного запроса в гугле, информация о расовой эксклюзии в Женской службе пилотов рассказывается в Википедии. Маркетологи Nike просто халатно отнеслись к своей работе, даже к школьному докладу готовятся лучше, а PR-служба еще больше утопила репутацию компании.

Впрочем, критиканы тоже оказались очень избирательными. Например, к форме «Вашингтона» претензий нет – но 19-я поправка вообще-то мало помогла темнокожим женщинам – 75% из них проживали в штатах, где местные законы продолжали ограничивать их избирательное право, и только в 1965 году в США приняли полноценный Закон об избирательных правах, уравнивавший все слои населения. А Девятнадцатая поправка была победой именно белых американок – в точности как и основание Женской службы пилотов.

Или перевязь на форме «Сиэтла» – такие ленты теперь ассоциируются не с суфражистками, а с конкурсами красоты, в которых активисты вряд ли увидят какое-то преодоление гендерной дискриминации. Но здесь вероятность неверного истолкования символа никого не смутила.

Придраться, в общем, можно к разным формам. Просто одна команда изначально так плохо сработала, что никакой защиты от нападок у нее не осталось.

Несколько дней назад прошел драфт ЖНБА, на котором «Даллас Уингс» собрали коллекцию пиков: 1-й, 2-й, 5-й и 7-й выборы (седьмой в день драфта все-таки обменяли в другой клуб). Такое доминирование на отдельном драфте беспрецедентно – подобного не было ни в женской НБА, ни в мужской, ни в любом другом виде спорта.

Перспективы «Уингс» с их смелой перестройкой с абсолютного нуля – то, что должно сейчас обсуждаться в женской НБА. Но вместо спортивной повестки «Даллас» и WNBA попали в новости другим, окольным и уродливым путем.

Фото: Gettyimages.ru/Ned Dishman/NBAE; commons.wikimedia.org/United States Air Force Photograph; Nike; WNBA