Машина, победившая в первом Гран-при «Ф-1» в истории: она поссорила «Феррари» с «Альфа Ромео»
На прошлой неделе «Формула-1» отмечала 70-летний юбилей. Именно в 1950 году состоялся первый чемпионат мира и первая гонка, которая прошла в Сильверстоуне. Победу одержал Джузеппе Фарина за рулем «Альфа Ромео» 158. Эта машина стала легендой, а историю ее создания рассказали на сайте Formula1.com. Я перевел текст.
«Альфа Ромео» Alfetta – одна из самых известных и успешных гоночных машин в истории. На ее счету 47 побед в 54 гонках с 1938 по 1951 год. В эти 13 лет уместились и два чемпионских титула в «Формуле-1»: в 1950-м с Фариной и в 1951-м с Фанхио.
И все же эту машину даже «Альфа» изначально не предполагала использовать в Гран-при! Энцо Феррари и его Скудерия иногда привлекались «Альфой», чтобы участвовать в Гран-при, а иногда представляли их в менее знаменитых гонках. К 1937 году «Альфа» купила 80% активов Скудерии, так что она стала одним из их подразделений, но оперировала команда из Модены, а не из базы «Альфа Ромео» в Милане.
Но у «Альфы» были проблемы в гонках, начиная с середины 30-х. Лучше финансируемые и технически превосходившие итальянцев «Мерседес» и «Авто Юнион» доминировали на трассах повсюду. В 1937-м Энцо предложил «Альфа Ромео» вместе создать машину для гоночной категории, которая была на ступеньку ниже Гран-при. Там использовались двигатели 1,5 литра, а не 3, как в топовой категории. Современным эквивалентом серии была бы «Формула-2».
В «Альфе» согласились и взялись за разработку и поставку двигателей и трансмиссий, а в Модене должны были создать общий дизайн и собрать ее по проекту Джаокино Коломбо. Таким образом, Alfetta рождалась в мастерской «Феррари».
Коломбо, вдохновленный «Авто Юнионом», изначально хотел строить машину с расположением двигателя посередине. Но Энцо настаивал: «Бык должен тащить телегу». Так что в итоге машина стала переднемоторной.
С какими еще сложностями столкнулся Коломбо? «Альфа» предоставила рядный 8-цилиндровый турбодвигатель объемом 1,5 литра, то есть половину от их трехлитрового V16, который должен был устанавливаться на модель Tipo 316. Рядный двигатель определил длинный передний капот. Чтобы как-то компенсировать тяжелую переднюю часть, Коломбо решил поставить четырехступенчатую коробку передач назад, включив ее в саму ось с дифференциалом. Это были основные черты будущей легендарной машины.
Немецкие команды использовали в машинах, выставлявшихся на Гран-при, много новых экзотических легких металлов, и «Альфа» следовала их примеру. Блок двигателя V16 модели Tipo 316 (а также и новый полуторалитровый двигатель Alfetta) был сделан из магниевого сплава. Он отливался из двух частей, под которыми находились общий картер и поддон из того же материала, а над ним – общая головка цилиндров. Две отдельных отливки сделали блок более устойчивым к повреждениям.
Сбоку двигателя находился нагнетатель, у которого был отдельный привод. Нагнетатель сжимал воздух, подаваемый в цилиндры двигателя, увеличивая его мощность, почти так же, как турбонагнетатель. Но вместо того, чтобы вращаться от выхлопных газов, лопасти нагнетателя приводились в движение механически от двигателя.
Нагнетатели появились в гоночных машинах еще 1920-х и традиционно устанавливались в передней части двигателя, чтобы получить прямой привод от коленчатого вала. Размещение его в «Альфа Ромео» позволило автомобилю быть более компактным и сделать конструкцию менее компромиссной с точки зрения жесткости шасси в передней части. С помощью освоенной «Альфой» технологии обработки металлов, которая сильно опережала «Феррари» технически, инженерам удалось создать двигатель весом всего лишь 165 кг, что было очень мало для 8-цилиндрового силового агрегата того времени. Впускные и выпускные клапаны работали от двойных верхних распределительных валов, что позволяло установить клапаны под оптимальным углом для лучшего сгорания топливной смеси. Было только два клапана на цилиндр. Многоклапанные системы были введены в гоночные двигатели до Первой мировой войны, но не давали ошеломляющего преимущества до более поздних улучшений в конструкции двигателей, которые и позволили реализовать потенциал такой конструкции. Это произошло лишь в 1960-х.
В своем изначальном виде двигатель Alfetta выдавал 190 л.с. при 6500 об/мин, нагнетатель выдавал наддув в 17.6 psi. Двигатель соединялся с четырехступенчатой трансмиссией сзади, а механические части составляли шасси довольно простой формы с трубчатой рамой, вокруг которого был построен красивый алюминиевый кузов. Подвеска была, вероятно, наименее продвинутой частью автомобиля – с поперечной пластинчатой рессорой спереди и поворотной осью сзади, поддерживаемой пластинчатыми рессорами.
Поворотная ось, посредством которой карданная передача на каждой стороне КПП соединяла каждый карданный вал, по крайней мере, делала задние колеса независимыми друг от друга, но у нее был недостаток, заключавшийся в отсутствии контроля за развалом колес. В 1951 году она была заменена более сложной системой де Дион.
Перед созданием первой машины «Альфа Ромео» решила закрыть базу «Феррари» и перенести все на свой завод под новым именем Alfa Corse в 1938 году. Энцо Феррари остался руководителем команды, но Alfetta гонялись под знаменем «Альфа Ромео», а не «Феррари», как изначально планировалось. Через несколько месяцев Энцо поссорился с менеджерами и ушел. Условия увольнения запрещали ему работать с другими производителями в течение следующих шести лет и не позволяли использовать какой-либо автомобиль «Феррари».
Машины Alfetta, вышедшие с завода «Альфы», дебютировали в гонке Coppa Ciano Junior в Ливорно в августе 1938 года. Эмилио Виллорези привел команду к победному дублю. И затем эти машины редко проигрывали. Но тем не менее это была не топовая гоночная категория. После войны регламент гонок Гран-при предполагал использование 1,5-литровых двигателей с нагнетателем или 4,5-литровых атмосферных установок. И здесь Alfetta подходила как нельзя лучше.
Во время войны машины хранились на сырной фабрике и выжили. Их расконсервировали, и они приняли участие в Гран-при Сен-Кло возле Парижа в 1946 году. Жан-Пьер Вимилль и Джузеппе Фарина сошли из-за отказа трансмиссии, но в следующие пять лет машины «Альфа Ромео» были непобедимы! В 1946-1948 годах они доминировали в Гран-при. Машину постепенно совершенствовали, мощность двигателя росла. Двухступенчатый наддув появился в конце 1946 года, увеличив мощность до 260 л.с. В 1947 году появился большой нагнетатель и мощность выросла до 310 л.с. Именно в одной из этих машин великий Акилле Варци погиб во время подготовки к Гран-при Швейцарии 1948 года.
Гибель Варци, последующая смерть другой звезды «Альфы» Вимилля в начале 1949 года и финансовые трудности вынудили команду отказаться от участия в гонках в 1949 году. Это открывало путь для новой команды Энцо Феррари, и свои первые победы в Гран-при он добыл с автомобилем менее сложной конструкции, чем Alfetta. Но в 1950 году в связи с созданием нового чемпионата мира и облегчением финансового положения компании благодаря реализации американского плана Маршалла, машины Alfetta вернулись в игру.
Луиджи Фаджиоли, Нино Фарина и Хуан Мануэль Фанхио
Дальнейшее развитие позволило довести мощность до 350 л.с., но при этом двигатель грелся так сильно, что топливо нужно было использовать как для сжигания, так и для охлаждения, что делало его очень прожорливым.
У «Альфы» был новый гонщик, Хуан Мануэль Фанхио, но действующая звезда команды Фарина добыл первый титул чемпиона мира благодаря лучшему показателю надежности, чем у Фанхио. Но расход топлива все же изрядно вредил делу. Несмотря на то, что Фанхио выиграл чемпионат 1951 года на «Альфетте», она уже не была непобедимой. Менее прожорливый атмосферный 4,5-литровый двигатель на Ferrari позволил окончательно прервать гегемонию легендарной машины, произошло это на Гран-При Великобритании. Энцо Феррари, как известно, написал тогда, что он чувствовал: «Я как будто убил свою мать». «Альфетты» провели свои последние гонки в конце года, а Alfa Romeo больше не появлялась на Гран-При до 1979 года.
Авторgd92